Обычный вид

Выступления

13.10.2017 17:49:00

Рустэм Хамитов выступил на публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики республиканского Россельхознадзора

13 октября в уфимском Конгресс-холле Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики Управления Россельхознадзора по республике.

В мероприятии принял участие министр Российской Федерации, куратор приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Михаил Абызов.

В ходе обсуждений с докладами о принципах и практике реформирования контрольно-надзорной деятельности выступили заместитель министра сельского хозяйства России Евгений Непоклонов, представители Совета Федерации, надзорных органов. В состоявшейся после этого дискуссии с участием фермеров и представителей предприятий агропромышленного комплекса были затронуты темы переработки и утилизации продуктов жизнедеятельности сельхозживотных, вопросы проверки растениеводческих хозяйств. Обсуждался успешный опыт надзорных ведомств Башкортостана в части организации совместных проверок.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Перед началом нашей работы хотел бы сердечно поприветствовать гостей. Конечно же, хочу поблагодарить Вас, уважаемый Михаил Анатольевич, за то, что лично прибыли на сегодняшнее заседание, работаете рядом с нами. Спасибо Вам большое. Надеюсь, что сегодняшняя встреча пройдет продуктивно, плодотворно, мы сможем пообсуждать накопившиеся проблемы, вопросы и, безусловно, будем пытаться находить решение.

Публичное обсуждение результатов правоприменительной практики органов власти – формат новый, при этом востребованный и интересный. Рассмотрим эти вопросы с точки зрения работы территориальных подразделений федеральных контрольно-надзорных органов и республиканских органов исполнительной власти.

Тема, о которой мы будем сегодня говорить, имеет для нашей республики особое значение. Башкортостан известен своими успехами, достижениями в развитии сельского хозяйства, входит в число ведущих аграрных регионов Российской Федерации. По итогам прошлого года по объёму валовой сельскохозяйственной продукции в Приволжском федеральном округе мы – вторые, а в стране занимаем седьмое место.

Сельское хозяйство в общереспубликанском объёме промышленного производства сегодня составляет примерно 8,5 процента. В прошлом году произведено сельхозпродукции на 170 млрд рублей. В отрасль направляются немалые инвестиции – ежегодно мы изыскиваем 5-7 млрд рублей только из федерального и республиканского бюджетов, плюс к этому сами хозяйства направляют достаточно большие средства. Есть успехи в животноводстве, растениеводстве. Не буду подробно на этом останавливаться.

Скажу лишь, что новое достижение нашей республики буквально на днях отмечено всеми в Стамбуле. Участники Всемирного Конгресса пчеловодческой ассоциации «Апимондия» признали успехи Башкортостана в области пчеловодства и выбрали заявку Российской Федерации на право проведения следующего Конгресса в 2021 году в Уфе, столице нашей республики. Делегатов «Апимондии» будут принимать не только уфимцы. Конечно же, будут мероприятия в Бурзянском районе и других муниципалитетах. Одним словом, вся республика будет готовиться. Будут делегации почти из 100 стран мира, несколько тысяч участников. Это большой мировой форум, и провести его надо будет на самом высоком уровне.

Башкортостан занимает второе место по поголовью крупного рогатого скота, производству молока, третье – по поголовью лошадей, производству овощей защищённого грунта. Это все общероссийские достижения. Хочу сказать, что в целом на селе мы работаем достаточно серьёзно.

В этом году получим неплохой урожай. Впервые за последние восемь-девять лет мы приблизились к отметке 4 млн тонн. Мы собрали 3,8 млн тонн зерна в бункерном весе. Товарного зерна у нас будет примерно 3,5 млн тонн. Этот результат во многом обеспечен внедрением современных технологий земледелия, наращиванием материально-технической базы. Только в этом году при поддержке республики сельхозпроизводители закупили более 1 600 единиц техники на сумму 3 млрд рублей.

Сегодня достаточно уверенно чувствует себя средний и малый агробизнес. С 2010 года численность фермеров в республике выросла в полтора раза. Более 6 300 крестьянско-фермерских и 617 тысяч личных подсобных хозяйств производят сегодня половину сельхозпродукции.

В Стратегии социально-экономического развития республики до 2020 года агропромышленный комплекс определён одним из ключевых драйверов экономики. У нас в этой части – большие планы, конечно же, есть и интересные масштабные проекты. Безусловно, отсутствие административного давления, коррупционных преград, открытый диалог с властью – всё это очень важные факторы, которые серьёзно влияют на самочувствие предпринимателей, в том числе на селе.

Мы всемерно поддерживаем вектор, заданный Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в части совершенствования контрольно-надзорной деятельности, исключения неэффективных и дублирующих функций уполномоченных органов, усиления взаимодействия с бизнес-сообществом.

Месяц назад мы сформировали рабочую группу по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в республике под моим руководством. В неё вошли представители соответствующих органов федерального и регионального уровней, деловые и общественные объединения. В рамках рабочей группы будут выработаны общие подходы и решения в вопросах совершенствования контрольно-надзорной деятельности, выстроено эффективное сотрудничество органов власти и бизнеса в этой части.

Сегодняшнее обсуждение результатов правоприменительной практики республиканского Управления Россельхознадзора – хороший пример такого взаимодействия.

Предварительно с помощью интернет-ресурсов проведено анкетирование предпринимателей. Сегодня мы ознакомимся с результатами этого анкетирования, оценкой деятельности Управления, обозначенными проблемами и услышим предложения бизнеса по их решению.

Вообще говоря, именно от качества работы Россельхознадзора и его территориальных органов в большой степени зависит стабильность и успешность развития аграрной отрасли.

Недавние события в Туймазинском районе республики, связанные с локальной вспышкой ящура, понесённые потери в поголовье, потери в том числе в части имиджа сельхозтоваропроизводителей этой территории, экономический ущерб более 40 млн рублей ещё раз показали, насколько важен профессиональный контроль и надзор в этой сфере. Не хочу сейчас в этой аудитории подробно останавливаться на этой теме. Там работа сегодня организована в полном объёме. Все регламенты и требования выполняются, с населением идёт соответствующая работа.

Конечно же, мы испытываем определённые сложности в том числе и потому, что нашей продукции начали ставить заслон. Не принимают нашу продукцию за пределами республики. Один негодник принёс нам столько бед. В том числе и потому, что не доработали контрольно-надзорные органы.

Все разбирательства в этой части ещё впереди, и они будут очень жёсткими и жестокими. Здесь присутствуют главы муниципалитетов. Предупреждаю и вас: активизируйте работу по надзору и контролю в части деятельности личных подсобных хозяйств, небольших фермерских хозяйств. Завозят отовсюду всё, что хочешь, а потом страдает республика, сотни тысяч ни в чём не повинных человек.

С одной стороны, мы не должны бесконечно и необоснованно проверять предпринимателей. Но и ослаблять эту работу, как вы видите, допускать халатность и безответственность мы просто не имеем права. Порой мы пылинки сдуваем с предпринимателей в этой части. Но с другой стороны, это значит, что мы неправильно выстраивали работу.

Думаю, сегодня будут обсуждаться и риск-ориентированные подходы в части организации контрольно-надзорной деятельности. Знают о том, что на праздники завозят овец из-за пределов республики, и никто не ставит барьеры этому хотя бы с точки зрения контроля: что завозят, что продают.

Надо искать золотую середину, которая будет устраивать и власть, и бизнес, и общество. Работа это сложная, но сегодня нужно детально анализировать этот широко обсуждаемый случай, который ощутимо ударил по нашим хозяйствам, простым сельчанам.

Задача контрольно-надзорных органов в том и заключается, чтобы своевременно выявлять и предотвращать подобные чрезвычайные ситуации, работать на тех направлениях, где есть риск. Не огульно, повально осуществлять проверки и всех терроризировать. Видите, где есть риск, там и надо работать в первую очередь. А не сидеть за компьютерами, бумажки заполнять или обсуждать последние сплетни. Работать надо, тогда и результат будет.

Понимаю, что выступаю эмоционально в этой части. Но самое «эмоциональное» разбирательство по этому  вопросу ещё впереди. Ответственные понесут наказание в полной мере. Мы не имеем права рисковать репутацией нашей 4-миллионной, самой большой в Российской Федерации республики из-за того, что где-то есть лодыри, бездельники и преступники, которые за рубежами нашей страны по дешёвке скупают скотину и завозят её сюда без всякого контроля и надзора. Буду разбираться.

Так что давайте сегодня работать продуктивно, не обходить острые углы, говорить начистоту всё, что накипело, в том числе в части работы контрольно-надзорных структур. Мы должны выйти из этого зала с новым пониманием того, как будем трудиться в этом направлении. По- другому никак нельзя.

Желаю успехов!

Стенограмма подхода к прессе:

КОРР.: Михаил Анатольевич, как Вы оцениваете работу по снижению административной нагрузки, и как на фоне других регионов выглядит наша республика?

М. АБЫЗОВ: Эту работу мы ведём почти на протяжении года вместе с ведущими российскими деловыми объединениями, такими как Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия», «Опора России», Торгово-промышленная палата.

Мы создали 19 рабочих групп, которые сейчас по каждому отраслевому направлению анализируют законодательство, нормативно-правовую базу, чтобы выявить те требования, которые являются избыточными, устаревшими, которые дублируют друг друга по различным видам государственного контроля и надзора.

Сегодня проектным комитетом по контрольной и надзорной деятельности приняты 14 «дорожных карт», в рамках которых эти требования будут исключаться, модернизироваться и приводиться в современный вид. Многие из них достались нам по наследству из Советского Союза. Они касались старого технологического уклада и не учитывают инновационных технологий, в том числе в сельском хозяйстве. Поэтому нам надо эти вызовы учитывать и провести работу с тем, чтобы само наличие этих требований не приводило к неэффективным, невыгодным затратам бизнеса на их исполнение. Некоторые из них являются просто смешными.

Что касается того опыта, который сегодня есть в Республике Башкортостан, то он положительный, передовой, потому что здесь есть система координации работы надзорных ведомств, хорошая культура и дисциплина наших предпринимателей. Надо сказать, что это отражается на качестве продукции республики, которую ценят не только в России, но и за рубежом.

Есть некоторые проблемы, которые мы сегодня обсуждали. В частности, я предложил Рустэму Закиевичу на площадке Правительства республики создать координационный формат, в рамках которого по федеральным и региональным полномочиям проводить совместную работу по планированию проверок и анализу их результатов. Это нужно для того, чтобы федеральные и региональные инспекторы не ходили на одни и те же предприятия, не предъявляли одни и те же требования, не спрашивали одни и те же справки, документы, не отвлекали предпринимателей от того, чем они должны заниматься. А заниматься они должны предпринимательством, бизнесом, экономикой и платить налоги.

С другой стороны, у нас есть вопросы междисциплинарные, межведомственные, когда раскоординированность некоторых структур, в том числе федеральных, приводит к дублирующим проверкам. Предприниматели обращают наше внимание на то, что Россельхознадзор и Роспотребнадзор зачастую проверяют одни и те же требования, каждый на своих основаниях. Считаю, что здесь, на площадке республиканского Правительства нам тоже необходимо усиливать эту координацию.

Если такая рабочая площадка в ежемесячном, еженедельном режиме будет рассматривать вопросы плановых, внеплановых проверок, анализировать их результаты, то, уверяю вас, это сильно повысит качество работы инспекторского состава, дисциплину и самое главное, для чего мы реализуем реформу контроля и надзора, приведёт к повышению качества продукции, к большей защищённости наших граждан. Это повысит степень защиты жизни и здоровья простых людей. Это самое главное, для чего вообще существует государственный контроль.

КОРР.: Рустэм Закиевич, обсуждение правоприменительной практики – довольно-таки новый формат. Как Вы считаете, это отразится на качестве работы проверяющих органов и в целом на взаимодействии тех, кто проверяет и кого проверяют?

Р. ХАМИТОВ: Открытое правительство и Михаил Анатольевич делают очень большое, важное дело, вовлекая в рассмотрение сложных государственных задач и общество в целом. Безусловно, это всё сказывается позитивно, потому что надо учитывать все мнения.

Что касается работы надзоров, то без общества нам тоже не обойтись. Надзоры, контрольно-надзорные структуры – это не роботизированные комплексы. Это люди, тысяча людей, которые взаимодействуют между собой. Кто-то работает добросовестно, кто-то не очень, кто-то ищет лазейки в законодательстве, кто-то наоборот сужает своё поле деятельности, чтобы поменьше работать. Поэтому, конечно, без общественности, гласного обсуждения этих тем добиться результатов в нормализации работы контрольно-надзорной деятельности просто невозможно.

Сегодняшний формат, когда в зале присутствовали представители сельскохозяйственных кооперативов, хозяйств, руководители и просто рядовые сотрудники, показывает, что на местах огромное количество вопросов. А систематизированных ответов на них на сегодняшний день просто-напросто не существует. Есть много «серых зон», в которых действительно законодательство ещё не развито в достаточной мере. Но иногда они, так сказать, искусственно создаются. Поэтому общественные, открытые обсуждения – пускай острые, на грани конфликта, на уровне взаимных претензий – всё равно полезнее, чем замалчивание и сглаживание острых углов.

Я благодарен Михаилу Анатольевичу за то, что провели у нас в формате Открытого правительства такой открытый диалог между всеми структурами. Конечно, для нас это полезно.

Мы со своей стороны постараемся сделать то, о чём было сказано – провести модельный эксперимент на примере Республики Башкортостан, показав, как могут взаимодействовать между собой контрольно-надзорные службы.

У нас маловато полномочий, потому что это федеральные структуры, и обычно руководители местных федеральных органов кивают наверх: «Вот нам начальник скажет, мы сделаем, а так не приставайте». Но будем вместе эту ситуацию нереагирования на наши требования «разрыхлять», разрушать и добиваться успеха.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт