Обычный вид

Выступления

16.08.2019 15:31:00

Радий Хабиров выступил на республиканском совещании по образованию

16 августа в уфимском Конгресс-холле «Торатау» врио Главы Башкортостана Радий Хабиров выступил на пленарном заседании республиканского августовского совещания по образованию. В этом году оно посвящено новым возможностям образования Башкортостана в условиях реализации национальных проектов.

Стенограмма выступления Радия Хабирова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Традиционно в эти дни, во второй половине августа мы с вами собираемся, чтобы обсудить нашу готовность к новому учебному году, подумать о том, что нам делать дальше, и в целом порассуждать о развитии нашего образования.

Прежде всего хочу поприветствовать наших гостей. Это заместитель министра просвещения России Ирина Петровна Потехина, наш давний друг. Благодарю Вас за то, что всегда поддерживаете Республику Башкортостан. Может, мы где-то не такие шустрые, но, когда ходим по кабинетам, нас всегда тепло, с уважением встречают. Поэтому передайте, пожалуйста, слова уважения нашему дорогому министру. Вообще без вашей методической помощи, поддержки во всех добрых начинаниях нам будет сложновато. Поэтому надеемся, что и дальше будем вместе с вами работать.

Хочу также поприветствовать уникальных экспертов – Елену Игоревну Мильскую и Сергея Сергеевича Гиля и тех наших коллег, которые приехали к нам в гости поработать на этом мероприятии.

(Аплодисменты)

Первое, что мы для себя должны отметить. Система образования сегодня находится в уникальном периоде, и мы должны это ясно для себя понять. Национальные проекты, по сути, реформы, которые учредил наш Президент, дают уникальный шанс развиваться. Это касается и других отраслей, но мы говорим про образование. Я не буду перечислять какие-то цифры, факты и т.д. Обращаюсь к Министерству образования: мы когда-нибудь научимся правильно рассказывать людям о сути национальных проектов? Мы называем какие-то цифры, а люди не слышат. Мы говорим какие-то факты, а они неинтересны. Мы должны людям просто объяснить: национальные проекты таковы, что твой ребёнок к такому-то году получит то-то и то-то.

Мы выполняем все положения национального проекта. Всё у нас хорошо. Приведу только один пример. Можете себе представить, что в этом году мы открываем 21 школу и 21 детский сад. Никогда такого не было, а мы об этом не говорим. Да, потребность большая, и мы ещё больше будем строить, в том числе за счёт бюджета нашей республики.

Поэтому надо обязательно объяснять, в каком замечательном периоде мы находимся.

Я часто езжу по республике, большую часть районов я уже объехал. Где-то больше удалось посмотреть, где-то меньше. Но я обязательно захожу в школы, в учреждения образования. Что меня всегда поражает? В какую школу ни придёшь, даже в старенькой деревне в далёком районе, понятно, что она почти аварийная, но как любовно всё покрашено, вырезано, почищено, побелено.

Поэтому хочу сегодня поблагодарить вас, уважаемые коллеги, за любовь к вашей профессии, за доброе отношение к нашим детям. Хочу поблагодарить глав администраций, которые очень внимательно относятся к потребностям школы, находят какие-то средства помимо того, что выделяет республика.

При этом я не хочу сказать, что мы с вами не будем строить школы. Не думайте, что я смирюсь с тем, что есть старенькие школы. Но я часто обнаруживаю, что качество преподавания иногда зависит не от качества паркета, материала, из которого сделаны стены, и в каком году построена школа. Об этом нам тоже нужно задуматься.

Приведу простой пример. Огромная республика. Вы, наверное, удивитесь, но на конец прошлого года у нас почти в 500 с лишним школах туалеты были на улице. При этом у нас совсем не Крым. У нас довольно сложный климатический режим, зимой бывает до –40°C. И мы сильно переживали, когда детишки выбегали на улицу без пальто.

Мы приняли простое решение: к 1 сентября у нас не будет школ без тёплых туалетов. Я сказал так: не можете построить тёплый туалет, тогда сносите школу, будем строить новую. Это важный показатель того, что мы с вами должны научиться сперва решать простые, базовые задачи. И уже потом двигаться дальше.

Хотел сказать два слова об обеспечении безопасности школ. Мы вместе с вами должны понимать, главы должны слышать: мы до сих пор все требования антитеррористической, пожарной и прочей безопасности в школах не выполнили. Это важнейшая задача, и я сегодня ставлю её во главу угла. В следующем году мы планируем выделить больше средств на капремонт, уделить особое внимание территориям школ. Потому что те футбольные поля и спортивные площадки, которые есть в школах, находятся просто в ужасном состоянии.

Если говорить о детских садах, ко мне приходят заведующие со словами: «Нам так обидно. Вы сейчас во дворах делаете детские площадки с мягким покрытием в рамках программы «Башкирские дворики», а посмотрите, какие детские игровые площадки в наших садиках». Да, они ухоженные, чистенькие, но создавались 20-30, а то и 50 лет назад. Об этом мы с вами вместе тоже подумаем.

Сейчас в системе образования создаются новые «точки роста», как мы их называем, особые образовательные учреждения – лицеи, гимназии, открываются «кванториумы». Всё это делается для того, чтобы наш выпускник был интеллектуально развит.

Но мы подумали ещё о том, что наша задача – чтобы ребёнок выходил из школы не просто напичканный определённой совокупностью знаний, но и здоровым, счастливым, достойным гражданином. Это реальная задача, и она требует особого подхода.

Именно поэтому я хотел вновь этот вопрос затронуть. Мы вышли с инициативой, что, начиная с этого учебного года, переходим на пятидневную учебную неделю. Это спорный вопрос до сих пор. Меня некоторые критикуют, но я твёрдо уверен, что мы на правильном пути. И наши действия объясняют, зачем мы это делаем. Чтобы у ребёнка была возможность, кроме школы, заниматься чем-то ещё – например, спортом, посещать кружки, побыть с родителями, друзьями. В конце концов, поспать два дня вместо одного, что тоже немаловажно, чтобы наши дети были здоровыми и счастливыми.

При этом мы понимаем, что современный мир в условиях сильного социального расслоения становится всё более агрессивным и конкурентным. И когда ребята выходят в этот мир, мы должны подумать о том, чтобы создать им дополнительные, конкурентные преимущества. Именно для этого мы с вами разрабатываем программу «Взлетай!», которая в своё время прошла апробацию в одном из городов Московской области и, на мой взгляд, была вполне эффективной. Это не моя прихоть или прихоть Министерства образования.

Мы хотим, чтобы наши выпускники были конкурентоспособными: могли хорошо говорить на иностранном языке, были физически крепкими, обладали дополнительными навыками, которые есть, например, у выпускников московской школы. И на это нам нужно равняться.

Очень важный вопрос, которым мы сейчас занимаемся, – это школьное питание. Что мы делаем в этом году? По сути, это тоже реформа в этой сфере.

Мы переходим на единое меню. Вся республика будет кормить детей по единому меню. Это даст нам возможность выполнять все рекомендации диетологов, все требования по нормативам и, соответственно, обеспечить детей нормальным питанием.

Сейчас по республике очень разная картина. В одном из районов ко мне подошла женщина и говорит, что у них питание организовано по принципу аутсорсинга, еду возят из другого района, не греют, она не вкусная и т.д. Уверяю вас, мы этим очень плотно занимаемся. С 1 сентября будет единое меню по республике.

Кроме того, за школьным питанием будет тотальный контроль. Я уже говорил, что у меня нет задачи «выбивать» коммерческие предприятия из этой сферы деятельности. У меня задача проста: если кто-то хочет заниматься организацией детского питания в школах, он должен это делать качественно. Мы понимаем, что для многих детей обед в школе – это порой единственная возможность получить горячую пищу. К сожалению, не у всех родители ответственные, судьбы бывают разные. Поэтому обращаю на это особое внимание.

Мы должны заботиться и о том, чтобы годы, проведённые детьми в школе, были для них лучшим временем. Для этого, конечно, надо сохранить все самые лучшие школьные традиции, что накопились в системе образования нашей республики. И при этом мы должны дать жесточайший отпор новым негативным явлениям, которые могут прийти в наши школы: буллинг, скулшутинг и т.д.

Любой такой факт надо вытаскивать на яркий свет, и он должен быть предметом отдельного разбирательства. Наши дети должны пройти школу в нормальных условиях, чтобы никто не отравлял им жизнь. И мы должны понимать, почему такие факты происходят.

Очень важно помочь выпускнику определиться с выбором своей дальнейшей жизни после школы. То, что мы называем профориентацией. Я довольно внимательно слежу за многими программами. Складывается такое ощущение, что мы немного формально подходим к этому, и в результате ломаем очень много судеб на излёте.

Когда я готовился к совещанию, вспомнил личную судьбу. Я всю жизнь хотел стать биологом. А после десятого класса абсолютно по субъективным причинам вместе со всеми поехал поступать в Москву. Московский институт инженеров транспорта, факультет технической кибернетики. Сдал документы. Учился я в школе хорошо, но математика – это не моё, поэтому не поступил. Это судьба мне улыбнулась, иначе Россия получила бы не очень грамотного инженера. А так стал неплохим юристом. Но потом ушёл в армию и там, как говорится, «аҡыл ултырҙы» (набрался ума-разума). Но зачем нужно было проходить все эти этапы?

Мне кажется, здесь мы должны научить ребёнка понимать, что он собой представляет, к чему лежит его душа. Кто-то после школы абсолютно точно идёт в высшие учебные заведения и получает образование. А кому-то благодаря его способностям, трудолюбию, жизненному видению предписано стать хорошим станочником, механизатором, врачом, фельдшером. Прошу в рамках ваших обсуждений подумать, что с этим делать, поскольку профориентационная работа требует особого внимания.

Шестое. Особое внимание нам нужно уделить одарённым детям. Мне дали цифры – количество стобалльников у нас увеличилось почти в два раза. Хороший показатель. Мы очень счастливы, хотя, понятно, хотим, чтобы их было больше. Нам надо подумать, как этого добиться.

Если Министерство образования предложит, я готов пойти на то, чтобы в рамках грантов Главы республики или бюджетного финансирования мы премировали того преподавателя, который его подготовил. И не надо говорить о 5 тысячах рублей, мы дадим больше, потому что это штучный товар. Стобалльник – это как чемпион мира. Поэтому прошу внести соответствующие предложения о поощрении учителей, подготовивших стобалльников, а также победителей российских и международных олимпиад. Такое решение было бы справедливо и мотивировало наших преподавателей.

Важный вопрос – куда уходят наши талантливые выпускники? Думаю, нам нужно прекратить это оханье по поводу того, что наши лучшие ребята уезжают поступать в столичные вузы. Ну и хорошо. Пусть уезжают, пусть сами выбирают свой путь. Это правильно. Есть столичные вузы которые, очевидно, дают лучшее образование.

Вопрос здесь другой – что сделать нам, чтобы наши лучшие выпускники, получившие лучшее российское образование, возвращались сюда. Этот вопрос, коллеги, не к вам, а персонально ко мне, к управленческой правительственной команде. Это вопрос макроэкономики, развития социальной сферы и т.д. Мы этим занимаемся, но это будет не быстро. Сейчас в Москве порядка 1,5-2 тысяч наших ребят: студенты, аспиранты, те, кто отучился. Это цвет нации, реально очень талантливые ребята. Потихоньку они возвращаются, и мы будем работать над этим.

Вторая проблема – это наши вузы. Да, к ним относятся с уважением. В то же время сказать, что они сияют, как яркие звездочки на небосклоне высшего образования, я, извините, не могу. То, что касается Правительства и меня лично как руководителя, мы будем делать. Мы сейчас бьёмся за национальный образовательный центр. Мы находимся в окружении регионов, где есть федеральные, национальные исследовательские, опорные университеты. А наша республика, так уж сложилось, находится вот в таком положении. Будем переламывать эту ситуацию. Но я считаю, что ректорат должен выйти из тени, где он находится то ли из-за излишней скромности, то ли из-за излишней боязни. Нужно быть более агрессивными в борьбе за своих выпускников, за то, чтобы наши вузы стали флагманами высшего образования Российской Федерации.

Следующее. Хочу обратиться к директорам школ, педагогическому коллективу, замам по социальной работе. Речь об инклюзивном образовании. Уверяю вас, что мы будем менять отношение Правительства, чиновников к детям с особенностями и семьям, воспитывающим таких ребят. Мы уже делаем в этом направлении первые шаги.

(Аплодисменты)

Я очень хорошо владею этой информацией. Раз в квартал я встречаюсь с представителями общественных организаций, которые объединяют родителей особенных детей, с их матерями. Имею полную картину того, что происходит в этом плане, какое к ним отношение.

Если говорить об образовании, то давайте будем перестраиваться в плане инклюзивного обучения. Пусть наши дети общаются друг с другом независимо от каких-то различий. Кстати, как показывает жизнь, это взаимно обогатит и того, и другого.

Особые слова, конечно, об учителях. Я вновь выражаю вам бесконечную благодарность и уважение. Вы – такая большая армия. Знаете, в каждом регионе есть своя нравственная атмосфера, и я абсолютно убежден, что в нашей республике она зависит от огромной, многотысячной армии наших учителей. Спасибо за то, что формируете философию нашей жизни, создаёте фундамент развития республики и нации.

Я постоянно думаю о том, как сделать вашу жизнь лучше. Мы приняли решения, пока выборочные, они касаются сельских учителей. Мы даём 100 грантов по 600 тысяч рублей для того, чтобы пополнить сельские школы. При этом мы понимаем (и уже обсуждали эту ситуацию на «Обрчасе»), что в ближайшее время столкнёмся с нехваткой учителей. Это уже происходит, в том числе в школах Уфы. И всем нам, прежде всего Министерству образования и социальному блоку Правительства, нужно об этом думать. Со следующего года очень ждем, Ирина Петровна, программу «Земский учитель». Надеемся, что она нам будет очень помогать.

Качество образования, наверное, иногда зависит от возможностей компьютера, от выбора школьной доски и т.д. Но я считаю, что прежде всего оно зависит от учителя. И учителям в этом тоже надо помогать. Есть новые методики, новые формы обучения.

Айбулат Вакилович, я публично хочу Вас спросить: мы когда-нибудь наведём порядок в нашем институте развития образования? Когда-нибудь он станет инструментом, который действительно помогает учителям? Или так и будет продолжаться постоянная череда скандалов? Вы, пожалуйста, задумайтесь об этом, потому что здесь нужно ставить точку. Да, это неприятный вопрос, но не только же о хорошем говорить.

Со многими из вас мы встречались и говорили о том, что наше образование должно быть образованием XXI века. Для этого мы придумываем какие-то идеи. Сейчас появилось очень много новых названий школ. А по факту получается, что название яркое, красивое, а содержание – такое же, как везде.

Я не призываю ломать всё старое. Я приверженец старого классического советского образования. Но нам нужно, сохранив всё лучшее от него, добавить новые технологии и методики.

(Аплодисменты)

Я уже говорил Вам, Айбулат Вакилович: собирайте коллектив, отправляйте группу на недельную стажировку. Давайте с Москвой договоримся. Пусть походят по школам. А мы создадим нормальные условия. Представительство нашей республики в Москве стоит пустое. Почему мы этого не делаем? Собирайте учителей, особенно директоров школ. Именно они вместе с министерством должны быть проводниками всего нового.

В моей жизни был такой эпизод. Когда я был мальчишкой, то занимался борьбой. И мой тренер поступал так: я был юношей, а он меня ставил бороться с юниорами, стал юниором – начал бороться со взрослыми. Конечно, зачастую я проигрывал. Причём когда боролся с ровесниками, то выступал вполне успешно. «Зачем мы так делаем?», – спрашивал я его с обидой. А он ответил: «Радий, ты добьёшься успеха только тогда, когда будешь бороться с тем, кто сильнее тебя».

Я призываю вас не бороться, а учиться у того, кто сильнее вас. Учитесь у наших соседей – в Татарстане, Самаре есть много интересных практик. Нас готовы принять Москва и Санкт-Петербург. Очень хвалят, правда, не знаю за что, финское образование. Давайте и его посмотрим. Учитесь! Это очень важно.

Уважаемые педагоги, директора, главы администраций! Мы договаривались, что к 1 сентября все пришкольные территории должны быть чистыми, на дорогах нанесена разметка, установлено освещение. Я вас серьёзно об этом предупреждаю. Контрольное управление Администрации Главы республики уже составило график выездов и будет проверять каждую школу. Пожалуйста, отнеситесь к этому ответственно, это важнейший вопрос.

Позвольте мне вас всех поблагодарить за то, что вы у нас есть, за ваше терпение, за любовь к ученикам и своей работе. Будьте здоровы, счастливы!

Спасибо большое!

***

Проведению пленарного заседания предшествовала серия стратегических сессий по актуальным вопросам образования с участием свыше 500 руководителей органов управления образованием, образовательных организаций различных уровней, ведущих экспертов, педагогов и методистов.

– Сегодня в первой половине дня активно работали восемь практических  площадок, в ходе которых была детально затронуты направления национального проекта «Образование», – отметила и.о. заместителя Премьер-министра Правительства РБ Ленара Иванова. – Напомню, что Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным поставлена задача вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Такая планка поставлена в подписанном им указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Заместитель министра просвещения России Ирина Потехина рассказала о реализации смежных нацпроектов «Образование» и «Демография». В этом году на их реализацию из федерального бюджета в республику направлено более 600 млн рублей, а до 2021 года поступит свыше 5 млрд рублей. Эти средства направляются на строительство новых школ и детских садов.

Ирина Потехина особо остановилась на реформировании системы среднего профессионального образования. В качестве прорывных моментов она назвала предстоящий в октябре «Фестиваль профессий» и открывающийся уже на следующей неделе в Казани чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills.

– Очень приятно, что цвета российской сборной на этом чемпионате будет защищать студент Сибайского многопрофильного профессионального колледжа Ильмир Саитбаталов, – сказала заместитель министра. – Главное, чтобы выпускники профтехучилищ были востребованы на рынке труда по своему профилю обучения.

И.о. министра образования РБ Айбулат Хажин напомнил, что в преддверии августовского педсовета в республике прошли такие учительские форумы, как «Взлетай» и Всероссийский съезд учителей башкирского языка и литературы. На них врио Главы Башкортостана были заданы ориентиры – от внедрения новаторских программ в образовательный процесс (например, полилингвальные школы) до введения пятидневной учебной недели с учётом проведения тематических суббот, наведения порядка в системе детского питания, открытия стоматологических кабинетов в учебных заведениях.

– В республике мы начали работу над составлением рейтинга лучших школ, – сказал Айбулат Хажин. – Так, 20 лучших школ по работе с одарёнными детьми получат гранты по 1 млн рублей. Предусмотрены гранты и для лучших учителей.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова передала педагогам республики теплые приветствия от Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. В своём выступлении она рассказала о проводимой работе по привлечению в регион ресурсов из федерального бюджета на нужды гуманитарной сферы.

– Если в прежние годы нам удалось привлечь около 1,3 млрд рублей, то в 2019 году эта сумма уже превысила 4 млрд рублей, – подчеркнула сенатор.

Председатель Попечительского совета Национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детямЕлена Мильская в своём докладе сделала акцент на вопросах безопасности детей. В качестве одного из шагов она предложила ввести запрет на использование детьми в школах мобильных телефонов и других гаджетов, чтобы дети из виртуального мира вернулись к обычному общению.

Президент фонда «Интеллектуальный альянс», научный руководитель группы проектов «Карьера в России» Сергей Гиль рассказал о творческих подходах к развитию внутреннего потенциала и самостоятельности детей и подростков, чтобы они смогли успешно конкурировать во взрослой жизни, невзирая на какие-либо ограничения по здоровью. Например, дети-аутисты при должном подходе могут стать продвинутыми специалистами в сфере компьютерных технологий.

Пленарное заседание республиканского совещания педагогов завершилось церемонией награждения лучших учителей Башкортостана и подписанием соглашения о сотрудничестве между Правительством РБ и Национальным мониторинговым центром помощи пропавшим и пострадавшим детям.

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter