Обычный вид

Рабочие поездки

07.12.2017 23:58:00

Михаил Бабич и Рустэм Хамитов посетили уфимскую гимназию № 16

7 декабря полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, находящийся в республике с рабочим визитом, и Глава Башкортостана Рустэм Хамитов посетили уфимскую гимназию № 16, чтобы на её примере ознакомиться с ходом преподавания родных и государственных языков в учебных заведениях республики.

Михаил Бабич и Рустэм Хамитов осмотрели кабинеты русского, башкирского и английского языков, познакомились с учебными планами преподавания этих предметов, пообщались с учениками и преподавателями.

Затем в актовом зале состоялась встреча с учителями уфимских школ и родителями учеников.

Стенограмма выступления Михаила Бабича:

Уважаемый Рустэм Закиевич! Дорогие друзья!

Очень рад, что представилась такая возможность побывать в этой гимназии. Немного прошлись по классам, посмотрели на ваших детей. Очень приятное впечатление. Все проявляют необыкновенную активность, все хотят ответить. Такая хорошая домашняя атмосфера.

Рустэм Закиевич, спасибо, что от вас поступило такое предложение. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Рустэм Закиевич приглашал в любую школу, в любую гимназию, чтобы просто пообщаться с родителями, пообщаться с педагогами.

По теме, которая нас всех волновала в последнее время, была проведена большая совместная работа с руководителями регионов, с Министерством образования и науки Российской Федерации, с Рособрнадзором, с Генеральной прокуратурой и, конечно же, с родителями, потому что они в основном были инициаторами этих массовых обращений в адрес главы государства, контрольно-надзорных органов по ситуации, связанной с изучением государственных и родных языков народов России.

Эта работа была проведена во исполнение поручения Президента Российской Федерации, которое состоялось 20 июля в Йошкар-Оле во время заседания Совета по межнациональным отношениям, и сейчас подходит к завершению. Я хотел с вами посоветоваться, услышать от вас, что у нас получилось, какие остались проблемы, которые нужно нормативно и административно отрегулировать; что чувствуют и понимают педагоги, родители. Хотел бы, чтобы у нас сейчас состоялся живой, заинтересованный разговор.

Коротко скажу о сути поручений главы государства и о том, с чем они были связаны.

Основной посыл состоит в том, что единственным государственным языком Российской Федерации является русский язык, и как единственный государственный язык он должен изучаться в обязательном порядке в тех объёмах, которые установлены Министерством образования и науки России и федеральными государственными образовательными стандартами. В этой связи Президент поручил ещё раз посмотреть ситуацию в республиках на предмет доведения объёма преподавания русского языка до установленного Министерством образования и науки, чтобы каждый ученик, каждый гражданин мог реализовать своё гарантированное право на полноценное изучение русского языка.

Вторая задача – обеспечить добровольное изучение родных языков народов России и государственных языков республик. И, конечно, создать для детей и родителей, которые этого хотят, все необходимые условия, чтобы эти языки действительно можно было изучить, получить по ним полноценные знания.

К сожалению, должен констатировать – говорил об этом неоднократно, но ещё раз скажу, – что многие годы общеобразовательные задачи и проблемы изучения языка необоснованно политизировались, и это шло в ущерб как знаниям самих детей, так и общественно-политической стабильности в регионах.

В этом плане Рустэму Закиевичу досталось очень сложное наследство, потому что многие годы эта ситуация выходила за рамки действующего законодательства Российской Федерации. Та работа, которая проделана республиканскими властями вместе с родительским сообществом, позволила нам привести всё в соответствие: довести объём преподавания русского языка в учебных планах общеобразовательных организаций до установленного, обеспечить изучение родных языков и государственных языков республик в тех объёмах, которые были рекомендованы образовательными стандартами.

С одной стороны, стояла задача соблюдения российского законодательства. С другой стороны, мы понимаем, что это очень чувствительная и деликатная проблема, о которой Президент не раз говорил и ставил задачу именно таким образом. Поэтому нужно было найти компромиссные решения, которые позволят неукоснительно исполнить законы Российской Федерации и не нарушить права тех граждан, которые хотят изучать родные языки народов России, которые искренне переживают о том, чтобы их сохранять и развивать. Для этого в стране сейчас создаются все необходимые условия.

Одним из очень важных достижений нашей Конституции, нашего Основного закона является то, что каждому гражданину России предоставлено право и возможность изучать тот язык, который он считает для себя родным. За детей этот выбор делают родители, законные представители.

Во всех национальных республиках есть право и возможность изучать государственные языки, которые установлены законодательством этих регионов. И все разговоры о том, что кто-то пытался отменить изучение родных и государственных языков или каким-либо образом принизить их роль – это самая откровенная ложь. Государство обязано гарантировать эти права и возможности и делает для этого всё необходимое и возможное.

Пример вашей гимназии очень хорошо показывает, что можно всё спокойно отрегулировать, добиться полноценного изучения государственного языка Российской Федерации и в то же время создать нормальные, цивилизованные условия для изучения родных и государственных языков республики.

Что было сделано? В конце декабря 2015 года был изменён федеральный государственный образовательный стандарт. Предметная область «Филология» была разделена на «Русский язык» и «Родной язык». В предметной области «Родной язык и литература» в обязательной части программы с согласия родителей или законных представителей имеется возможность выбрать тот язык, который ребёнок будет изучать, из тех, которые может предоставить образовательная организация. В учебные планы всех общеобразовательных учреждений внесены изменения, согласно которым объём изучения русского языка доведён до установленного Минобрнауки.

Для Башкортостана эта проблема была не столь существенна, только в некоторых школах немного злоупотребляли. По большому счету этот объём соблюдался в основном количестве общеобразовательных учреждений. С родителями во всех школах организована работа по получению согласия и их мнения о том, какой язык у детей должен быть родным и хотят ли они изучать государственный язык республики.

Вчера были подписаны методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации. Они направлены во все регионы страны. Это не какая-то эксклюзивная ситуация, а система, которая установлена в Российской Федерации. В учебных планах, которые являются частью федерального государственного образовательного стандарта, установлено, что с согласия родителей в вариативной части программы (часть программы, которая формируется участниками образовательных отношений) до двух часов в неделю есть право и возможность изучать государственный язык республики.

Это сейчас методологический документ, который является основой для применения во всех общеобразовательных учреждениях. Мы считаем, что с точки зрения нормативного регулирования эта задача решена. Теперь вопрос заключается в том, как мы с вами практически сможем реализовать эту задачу.

Главе государства мы доложили об исполнении этих поручений. Ещё раз повторю, Президент выразил благодарность и главам регионов, и всем сотрудникам Министерства образования, директорам школ, главам местного самоуправления, родителям – тем, кто, с одной стороны, активно принимал участие в этой работе во всех регионах страны, а с другой – сделал это очень мудро, глубоко, по-государственному, не дав дестабилизировать ситуацию и необоснованно политизировать этот очень важный, чувствительный и деликатный для страны вопрос. Сегодня мы можем говорить о том, что все условия для цивилизованного изучения любого языка по выбору родителей в регионах округа и страны созданы.

На примере Башкортостана хочу вернуться к той мысли, что государство делает всё для того, чтобы развивать, сохранять родные языки, чтобы создавать для этого все необходимые условия. Рустэм Закиевич подписал соответствующий указ о мерах по развитию государственных языков Республики Башкортостан и родных языков Республики Башкортостан, где предусматривается и создание специальной программы по развитию и поддержанию языка, и финансирование этой программы, и создание специального Фонда по развитию башкирского языка, и выделение грантов, которые пойдут на стимулирование лучших работ, лучших преподавателей, лучших учеников.

Буквально на прошлой неделе я проводил заседание Общественного совета Приволжского федерального округа в Ульяновске. И ваш сенатор Лилия Салаватовна Гумерова внесла очень интересную инициативу, которую я полностью поддержал. Не дожидаясь государственных решений (на уровне округа мы способны это сделать), мы попробуем в следующем году провести конкурс для педагогов на лучший урок по родному языку, а для детей – на лучшее сочинение на родном языке. Мне кажется, это хороший стимул и показатель того, что это очень важно. И для детей, и для родителей, и для учителей, которые хотят этим заниматься, должны быть созданы все необходимые условия.

В этой части гимназия является показательным примером. Здесь учатся 1 734 человека. Башкирский язык как государственный изучают 864 человека. Русский язык как родной изучают 1 621 человек, то есть почти все. Башкирский язык как родной изучают 113 человек. Смотрите что получается: есть и право выбора, и возможность. Если кто-то хочет более углублённо изучать русский язык, он выбирает русский язык как родной. Если кто-то хочет изучить башкирский, татарский, чувашский язык, мы обязаны создать для этого все необходимые условия, потому что это основное право на изучение своего родного языка, которое имеет каждый гражданин.

О задачах, которые я бы хотел сегодня с вами обсудить.

Сегодня очень важно завершить работу с родительским сообществом, чтобы получить все согласия на добровольной основе, чтобы всё это было так, как предписано нашим законодательством, нормативными актами. Завершить эту работу окончательно для того, чтобы понимать, как планировать учебную нагрузку.

Сейчас важно – это не было сделано – разработать и в установленном порядке утвердить интересные, содержательные программы по родным языкам. Глубоко убеждён, что если удастся создать интересные программы, которые будут полезными, информативными, которые действительно будут давать знания, то количество желающих изучать родные языки будет значительно больше. У нас таких программ, утверждённых в установленном порядке, к сожалению, нет. Сейчас такая задача стоит, и Министерство образования и науки направило в регионы свои указания.

В ближайшее время такие программы должны появиться, должны появиться учебники по этим программам, по которым можно и интересно будет учиться. Кстати, эти учебники важны и для самих педагогов, потому что нам очень важно поднять и их компетенцию в этом вопросе.

Мы сейчас заходили в класс, где ребята изучают государственный башкирский язык – один час в неделю. Я спросил педагога, достаточно ли этого для того, чтобы устойчиво знать язык. Мы понимаем, что в современном виде так можно получить только общее представление о языке – один раз в неделю, без соответствующих методик, программ, учебников, утверждённых в установленном порядке. Здесь тоже нужно навести порядок, и сделать это в самое ближайшее время.

Кстати, должен сказать, что программ и учебников по русскому языку как родному, утверждённых в установленном порядке и в соответствии с ФГОС, тоже пока нет. Эту задачу также нужно решить в ближайшее время.

Следующая задача, которая стоит перед нами, – это оказание помощи учителям, которые будут высвобождаться в связи со снижением учебной нагрузки по родным языкам. То есть, если пойдёт перераспределение часов в пользу других предметов (а такие моменты, безусловно, есть), то, конечно, мы не должны потерять ни одного учителя.

Мы должны создать все условия для того, чтобы каждый, кто хочет продолжать заниматься образовательной деятельностью, либо получил дополнительную педагогическую специальность, либо переобучился за государственный счёт и получил соответствующую квалификацию. Нужно сделать всё, чтобы ни один человек в этом плане ни в коем случае не пострадал. И самое главное – не потерял профессию, если человек хочет этим заниматься.

Ещё раз хочу всех поблагодарить за то, насколько деликатно мы с вами прошли этот путь, этот этап. Возможно, есть какие-то вопросы и проблемы, которые мы пока не видим. И мы постараемся сделать всё для того, чтобы эти проблемы снять. А Вам, Рустэм Закиевич, ещё раз огромное спасибо за ту работу, которая была проведена Вами и Вашими коллегами в республике, и за это посещение прекрасной гимназии. Было очень интересно пообщаться и с педагогами, и с ребятами.

Спасибо!

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, дорогие друзья! Уважаемый Михаил Викторович!

К сказанному Вами добавить ничего не могу. Единственное – прошу поддерживать обстановку спокойного, разумного отношения к ситуации изучения родных, государственных языков.

Кстати, когда мы формируем подходы программы по поддержке государственных и родных языков, обращаем внимание и на необходимость поддержки изучения русского языка. Сегодня порой мы видим примеры вопиющей недоработанности, упрощения подходов к изучению русского языка. В этой части мы будем уделять такое же большое внимание изучению русского языка.

В целом эта новая ситуация, складывающаяся сегодня, хороша и перспективна тем, что и родительское сообщество, и сами ученики начали задумываться о том, как учить, что учить, каким образом формировать мировоззрение. Ведь когда была обязательность, то ко многим вопросам подходили формально: есть – и есть. Всё это шло по накатанной колее не год и не два, а уже пару десятилетий. И, вообще говоря, особого интереса к этой предметной области не было.

Сейчас появляется выбор, конкуренция в хорошем смысле этого слова. Педагоги, в том числе родных языков, начинают совершенствовать методики, по-другому формировать свои занятия, привлекать ребят не только обязательной, формальной составляющей, как это было раньше, но и творческой, креативной частью во время проведения уроков и подготовки к занятиям. Такая ситуация отвечает современным требованиям.

Многоязычие – это, безусловно, благо. Многие из тех ребят, которые живут и учатся в наших школах, знают три языка: родной язык, русский язык и английский язык, изучение которого сейчас всё больше набирает обороты. Триязычие – это огромное окно в мир и огромные возможности для наших детей.

Что касается властных структур Республики Башкортостан, безусловно, мы нацелены на то, чтобы поддерживать гармонию в обществе, разумное отношение ко всем возникающим, порой даже острым вопросам, способствовать тому, чтобы все возникающие по тому или иному вопросу разногласия или недопонимание разрешались на основе разумного взвешивания всех позиций и нахождения оптимального решения.

Спасибо за то, что в школе-гимназии № 16 хорошая, добрая атмосфера. Это во многом зависит от родительского коллектива. Да и во всех школах республики у нас сегодня стабильная, нормальная обстановка. Только нужно работать по всем направлениям.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт