Обычный вид

Новости

04.04.2017 20:04:00

Рустэм Хамитов выступил на коллегии Министерства экономического развития Башкортостана

4 апреля в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на коллегии Министерства экономического развития республики. В ходе заседания были подведены итоги работы министерства в 2016 году и обозначены ключевые задачи на ближайший период.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Уважаемые коллеги!

Прежде чем начать работу, хочу ещё раз напомнить, что вчера в Санкт-Петербурге произошли тяжёлые события – погибли и пострадали люди. Предлагаю сегодняшнее заседание коллегии начать с минуты молчания.

(Минута молчания)

Уважаемые коллеги!

Министерство экономического развития своей сегодняшней коллегией завершает череду итоговых заседаний республиканских министерств и ведомств. Основные цифры 2016 года по отраслям известны. Полный отчёт Правительство республики представит Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан во второй половине апреля.

Сегодня мы обсудим результаты работы министерства и наиболее важные задачи, которые стоят перед нами. Обращаюсь к работникам и сотрудникам Министерства экономического развития. Вы отвечаете за инвестиционный климат, внешнеэкономическую деятельность, административную реформу, качество государственных, муниципальных услуг, развитие конкуренции, занимаетесь подготовкой аналитических докладов и базовых для Правительства документов – от ежегодного прогноза до Стратегии развития республики до 2030 года, многими другими вопросами. Перечисление ваших функций показывает особую роль и статус Министерства экономического развития в системе органов власти.

С другой стороны, экономика – это базис и надстройка нашего общества. От уровня развития экономики зависит решительно всё, в том числе общественно-политическая ситуация в стране и субъектах.

Очевидно, что нужен рост экономики. На сегодняшний день мы говорим о том, что динамика этого роста не удовлетворяет ни нашу республику, ни страну в целом. Причин торможения несколько. Это хорошо известные вещи: мировые экономические «качели», кризисы, санкции, нестабильность в ряде регионов мира, волатильность цен на нефть. В рыночной экономике, к сожалению, всегда присутствуют эти процессы – подъёмы, падения экономики. Для нас это в известной степени новое явление. Хотя рыночную экономику мы уже продвигаем более 20 лет, но тем не менее не так часто сталкивались с этими кризисами.

Есть и внутренние причины, в том числе монополизм. Я бы сказал так: «сопротивление среды формированию настоящих рыночных отношений». Существует определённая усталость от многочисленных преобразований в социальных отраслях. В том числе тормозят такие вопросы, как слабое развитие предпринимательства, патернализм и, наконец, просто неумение работать по-настоящему. Часть нашего чиновничества продолжает оставаться приверженным старым традициям, находится фактически в «колее» прежних представлений.

Рост экономики республики, на мой взгляд, будет сопряжён, прежде всего, с инвестициями в любых формах и любых направлениях; во-вторых – с развитием малого, среднего бизнеса и формированием инновационной среды, то есть с привлечением всего нового, нестандартного, неординарного; и, в-третьих – с развитием человеческого капитала.

Остановлюсь на некоторых моментах перечисленных мною направлений.

Но сначала хочу сказать, что республика – мощный субъект Российской Федерации. За счёт своего масштаба, за счёт масштаба экономики она всегда будет играть важную роль в стране. При этом валовые показатели у нас неплохие, но удельные показатели, отнесённые на душу населения, почти всегда средние или чуть выше средних. Индикаторы промышленного производства, валовой региональный продукт на душу населения, средняя заработная плата и доходы населения, уровень развития здравоохранения и образования, качество жизни – всё это у нас, к сожалению, не на лидерских позициях.

Мы понимаем эту ситуацию. Она сложилась не вчера и не позавчера. Многие десятилетия республика находится в таком состоянии. Безусловно, наши с вами усилия должны быть направлены, чтобы вывести нашу республику из этого «среднего» положения по всем экономическим и социальным показателям. Главное – обеспечить достойное качество жизни граждан.

Мы говорили об инвестициях. Прошлый год мы завершили неплохо – 104,2 процента по отношению к уровню 2015 года. Это существенно выше, чем в среднем по стране. Это лидерская цифра в Приволжском федеральном округе.

Основной прирост инвестиций нам дали крупные промышленные предприятия, немного – средний и малый бизнес. И почти ничего мы не имеем в сельской местности. Мы понимаем, что без инвестиций не будет завтрашнего дня. Привлечение инвестиций на любых условиях является нашей с вами сверхзадачей. И в этом плане мы должны работать не покладая рук.

Человеческий капитал. Назову несколько цифр. В 2016 году сложился значительный миграционный поток в пользу выезжающих из республики в поисках работы по сравнению с въезжающими на работу. 148 тысяч человек работают за пределами республики. И 8 тысяч человек приехали к нам на работу. Дельта (разница) – минус 140 тысяч человек. 148 тысяч человек, выехавших за пределы республики – это почти восемь процентов от численности занятого населения. Грубо упрощая, называю вам основные показатели: 1 млн человек – это молодые люди, дети, 1 млн – пенсионеры, 2 млн человек – это наши «трудовые руки». Почти 150 тысяч человек из их числа искали работу за пределами республики, нашли её и уехали.

Это сложилось не вчера или позавчера. Так было и 10-20 лет назад. Исторически в момент освоения нефтяных месторождений в Западной Сибири десятки и сотни тысяч человек из Республики Башкортостан привлекались на эту работу. Образовался этот феномен – привлечение наших работников в Сибирь. Он продолжает оставаться и работать сегодня.

Что мы можем изменить в этой ситуации? Если рассуждать теоретически, то нам надо создать 70-75 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест. Мы знаем, что создание одного высокопроизводительного рабочего места в стоимости варьируется от 5 до 20 млн рублей. Для круглого счёта возьмём 10 млн рублей. 70 тысяч рабочих мест, которые нам надо создать, чтобы привести эти миграционные трудовые потоки хотя бы к средним российским показателям, умножаем на 10 млн рублей и получаем, что нужно 700 млрд рублей инвестиций. Плюс ещё нужно 300 млрд рублей на инфраструктуру. Получаем 1 трлн рублей инвестиций, чтобы создать 70 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест.

А о каких инвестициях мы сегодня говорим? По отчёту за прошлый год – 340-350 млрд рублей. И эти ресурсы не направлены только на новые рабочие места. То есть мы в принципе приближаемся к тем цифрам, которые нам нужны, но всё равно это пока ещё в разы меньше того, что нам с вами нужно.

Для примера. Сегодня у нас в «Башнефти» в пределах Республики Башкортостан работает 30 тысяч человек. Плюс ещё смежные предприятия, где работают 20 тысяч человек. Округляем, получаем 50 тысяч человек. Значит условно нужно «построить» ещё одну «Башнефть». Я называю эти показатели для сопоставления. В УМПО (Уфимском моторостроительном производственном объединении) сегодня работает 21 тысяча человек, в «Газпром нефтехим Салавате» – больше 10 тысяч человек. То есть речь идёт о необходимости строительства объектов, подобных тем, о которых я вам говорил.

Вполне понятно, что осилить такого рода инвестиционные объёмы мы с вами сегодня просто-напросто не в силах. Здесь не надо быть фантазёрами. Надо понимать, что задача создания новых рабочих мест в тех объёмах, которые нам нужны, растянется на существенный период времени. Но нам нельзя ждать. Нам нужно действовать сегодня.

Основные проблемы сегодня лежат на селе. Там у нас живет более 1,5 млн человек. И там самые большие проблемы с рабочими местами. Тем не менее сегодня мы не имеем внятной политики в части создания новых рабочих мест на селе.

На мой взгляд, Министерство экономического развития республики обязано заниматься всеми вопросами: село, промышленность, производство. Не только экономические показатели. Нужно в целом с высоты птичьего полёта смотреть и видеть, что происходит в экономическом пространстве нашей республики.

Сельское хозяйство. Там у нас проблемы. И оттуда 120-130 тысяч человек ездят на заработки в другие регионы. А мы продолжаем делать вид, что те сложившиеся экономические отношения, которые есть на селе, нас устраивают. Мы ищем крупный, инвестиционный капитал, стараемся создавать предприятия, что у нас получается не очень хорошо. Сегодня крупные агрорынки фактически разделены. Крупный инвестор капризен, разборчив и на новые территории, как правило, не идёт.

В этой части я всё громче говорю, что надо переосмысливать экономическую модель, которая сегодня сложилась на селе. Говорю о кооперации, о формировании новых форм собственности на средства производства в виде народных предприятий. Выступая на Сочинском инвестиционном форуме, я вносил такие предложения. Поручения Дмитрия Анатольевича Медведева (Д.А. Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации) пришли пару-тройку недель назад.  Там сформулировано, что надо ещё раз вернуться к теме кооперации в сельском хозяйстве.

Сегодня все главы муниципалитетов здесь. Задаю вам вопрос: если вы не развиваетесь, не движетесь вперёд, не понимаете экономику своих муниципалитетов, то на что вы рассчитываете? На бесконечные вливания из республиканского бюджета? Сегодня у нас есть такие возможности – помогать вам. Но мы не знаем, что будет через какой-то период времени. Это не прогрессивный путь – надеяться на постоянные дотации, денежный поток из республиканского центра.

Давайте начнём осмысливать, в каком состоянии находится наше общество в сельской местности. Давайте изучим, каковы миграционные процессы в каждом муниципальном районе. Вчера я получил статистический сборник «Миграция населения в Республике Башкортостан по итогам 2016 года». Здесь представлен каждый район в разрезе мужчин, женщин, детей, работающих или не работающих. Вопросы миграции здесь описаны по каждому району, даже каждому населённому пункту. У вас есть эти данные, уважаемые главы муниципалитетов? Вы знаете процессы, которые происходят у вас на территории? Вы владеете этими цифрами? У вас есть люди, которые читают подобного рода статистику и понимают, что происходит в районах?

По итогам 2016 года ряд муниципалитетов у нас потеряли в численности до 22 процентов. Пять лет – и эти муниципалитеты исчезнут, если дальше «антимиграция» будет двигаться такими темпами. О каком экономическом росте, нормальной загрузке сельскохозяйственного производства мы можем говорить в этой ситуации? Вот она экономика. Это не тонны, килограммы и километры, которые фигурируют в отчётах. Вот она реальная экономика – люди уезжают.

Положительное сальдо миграции у нас зафиксировано всего в двух районах. Это Иглинский (плюс 2,4 тысячи человек) и Уфимский (плюс 3,1 тысячи человек) районы. Вот куда народ стягивается.

А мы разве анализируем эту ситуацию? Нет. Только под Уфой сальдо положительной миграции – почти 6-7 тысяч человек в пользу приезжих.

У меня для вас не столько совет или просьба, сколько требование – разберитесь, поднимите цифры, посмотрите, уважаемые главы муниципалитетов, а также работники Министерства экономического развития, Министерства труда и социальной защиты населения, других наших министерств и ведомств. Начинайте разбираться вот с этих показателей. Отсюда начинается экономика. Отсюда начинаются все процессы, о которых мы сегодня говорим.

Ещё несколько цифр для понимания. Я сравниваю миграционные процессы Башкортостана и Татарстана. Мы похожи по экономике и численности. Всего мигрантов Республики Башкортостан по итогам 2016 года: прибывших – 123 тысячи, выбывших – 129 тысяч человек. Минус 6 тысяч человек. По Татарстану прибывших – 80 тысяч, выбывших – 77 тысяч человек. Откуда у нас в республике такие большие миграционные потоки? Задаю вопрос нашей науке, нашим учёным, министерствам: почему у нас в полтора раза больше прибывших и в полтора раза больше выбывших по сравнению с Татарстаном? Давайте сравним с Самарой – немаленькая область, промышленно развитая. Прибывших – 60 тысяч, выбывших – 58 тысяч человек. У нас 123 тысячи прибывших, а там в два раза меньше.

Что у нас происходит с населением? Откуда такая «болтанка» в показателях? Почему такие огромные миграционные потоки и прибывших, и выбывших? Это игра статистики, качество населения или исторические традиции? Мы не можем ответить на эти вопросы. Опять же повторяю, люди – это то, с чего начинается экономика, те, ради кого мы должны работать и трудиться. Не гектары и тонны, а люди, человеческий капитал.

Возвращаясь к теме кооперации. Кто-то скажет, что сейчас поговорят об этой теме и забудут.

Вообще, если мы по-настоящему займёмся этой темой – пусть сначала в порядке эксперимента в нескольких районах или городах, там, где готовы муниципалитеты, городские округа, получив и негатив, и позитив, сравнив, что было и что стало, – то сможем двигаться в этом направлении.

Мир работает достаточно уверенно в части кооперативного производства. Не только частная, государственная, но ещё и коллективная собственность играет значительную роль в экономике западных развитых государств. В Европе – 180 тысяч кооперативов, в которых работает 5 млн человек. В Европе – 250 тысяч народных предприятий с коллективной формой собственности, в которых работает более 10 млн человек.

Организация такой формы присуща и странам Востока. Там тоже кооперативное движение развито достаточно сильно. Другое дело, что у нас само слово «кооператив» скомпрометировано ещё в далекие 1980-1990-е годы, когда принимались постановления, решения, закон о кооперации, и кооператорами называли нечистых на руку людей. Мы всё это хорошо помним. Но это не значит, что принципы совместной работы опорочены раз и навсегда.

У меня вопрос к главам муниципалитетов: а как вы собираетесь занять тех людей, которые у вас сегодня ездят на Север? У вас в районах всё растет и ширится непрерывно, да? У вас создаются большие, мощные предприятия, буйным цветом цветёт фермерство? Но этого же нет! Задумайтесь, есть и другие формы организации наших граждан. Может быть, эти люди, даже без привлечения миллиардов рублей, смогут создать нормальную экономическую среду и нормальные экономические отношения. Наша задача – вовлечь население в экономическую жизнь. Вот сверхзадача Министерства экономического развития. Над этим кто-нибудь задумался? И надо ли, вообще говоря, мне дальше агитировать в этой части.

Сегодня неплохие стартовые условия у территорий опережающего социально-экономического развития в Кумертау и Белебее. Мы тоже ещё осмысливаем, пытаемся понять, что такое ТОСЭР, как это будет работать, какой эффект даст. Сегодня вокруг этих проектов достаточно много пропаганды, шума. Так всегда бывает в новом деле. Но реально мы ещё должны разобраться, что это такое, и при этом сделать так, чтобы этот статус принёс пользу не только Кумертау и Белебею, а всем прилегающим к этим городам районам. А может быть, даже и республике. Мы должны понять и разобраться с этим вопросом. Но пока находимся только на начальном этапе и вникаем в эти процессы.

Малый и средний бизнес. Об этом тоже много сказано. Что бы мы ни делали, как бы ни помогали, какие бы льготы ни давали, как бы ни снимали административные барьеры, малый бизнес растёт только на проценты. Не на десятки процентов, как нам хотелось бы, а на процентики – один, два, три – и в части объёма производства, и в части численности и т.д. Люди, взявшие на себя ответственность за создание предприятий, начинают работать на позитивной эмоциональной волне, а потом в силу разных причин – административных, бюрократических и правовых – сталкиваются с реальной действительностью. И работы нет, и результата нет. В конечном итоге позитивные эмоции, подтолкнувшие человека к созданию собственного предприятия, выхолащиваются. И мы в этом тоже «помогаем». Понятно, что человек, выходя в рыночное пространство, оставаясь один на один со всеми проблемами, которые есть в предпринимательской деятельности, не всегда выдерживает это давление. И здесь нам как раз могли бы помочь те новые формы организации, о которых я говорю, – кооперативы.

Надо стараться создавать коллективные формы собственности и преодолевать сообща трудности, которые имеются в нашем экономическом пространстве.

Не буду долго задерживать ваше внимание. Но мне хочется довести до вас, уважаемые коллеги, одну очевидную мысль, что экономическое развитие начинается с самочувствия простого человека. Если труженик отторгает экономические отношения, сложившиеся в сельской местности, ряде предприятий, городских округов, то ничего хорошего не получится. Как бы мы с вами ни старались и что бы мы ни делали, работа не пойдёт так, как нам нужно.

Министерство экономического развития в этой части ещё раз должно осмысливать наши позиции с точки зрения работы с населением, людьми, вовлечения людей в экономическую жизнь, формирования благоприятной экономической среды, понятной для всех граждан. Не только для предпринимателей, частного бизнеса, олигархов, а для всех людей. Чтобы человек чувствовал себя в этой жизни достаточно свободным с точки зрения реализации своих возможностей. Этого же нет.

Мы с вами не затронули вопросы несправедливой заработной платы, отношения с работодателем, вопросы, связанные с самочувствием людей во время работы на предприятиях. Это всё экономика. Вы меня никогда не убедите в том, что экономика начинается там, где тонны и гектары. Нет, экономика начинается с человека.

Поэтому давайте с учётом того, что я сказал, будем трудиться дальше. А от глав администраций ещё раз настоятельно требую: вы должны знать основные процессы – и демографические, и миграционные, которые происходят у вас в городах и муниципалитетах. Вы должны всё это осмыслить. Ваш фундамент – это люди. Без понимания этого движения вперёд не будет.

Желаю всем успехов! Спасибо за внимание.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт