Обычный вид

Новости

06.03.2015 19:07:00

Рустэм Хамитов выступил на коллегии Министерства экономического развития Башкортостана

6 марта в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на коллегии Министерства экономического развития республики. В ходе заседания были подведены итоги работы министерства в 2014 году и обозначены приоритетные задачи на ближайший период.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Уже было сказано, что новый состав коллегии подводит итоги 2014 года. Министерство экономического развития, понятно, занимает особое место в системе органов исполнительной власти нашей республики. Министерство, которое является средоточием, вообще говоря, всех данных, всего информационного массива с точки зрения развития экономики. Ну и, безусловно, – я об этом скажу чуть позже – должно играть особую роль в работе Правительства.

Мы сейчас с вами находимся – имею в виду в марте 2015 года – в довольно непростых экономических условиях. С одной стороны, идет рост промышленного производства. Мы январь к январю прошлого года закончили с плюсом. Скорее всего, плюс у нас будет и по февралю. И скорее всего, за два месяца мы будем иметь показатель порядка 102–102,5 процента с точки зрения индекса промышленного производства. Но при этом падают доходы, сокращается прибыльность предприятий. Прогнозы совсем нехороши с точки зрения показателей валового внутреннего продукта, инвестиций, доходов населения, зарплаты, инфляции. Причем прогнозы уже официальные на 2015 год. Понятно, что каждый день мы получаем новые данные, видим новые цифры. Но вот то, что сегодня нам дает Правительство Российской Федерации, – снижение валового внутреннего продукта на 3 процента, инвестиций – на 10-12 процентов, снижение доходов населения – на 6 процентов, заработной платы – на 10 процентов. Инфляция уже сегодня в годовом исчислении составляет порядка 16-17 процентов. Конечно, эти показатели не назовешь оптимистичными. Более того, они настраивают на такой серьезный лад. Безусловно, нам с вами нужно будет сегодня пообсуждать и эту тему тоже – тему кризиса.

Но, безусловно, мы должны констатировать, что последние три-четыре года мы работали достаточно успешно. Основные макроэкономические показатели развития республики вполне приемлемые со всех точек зрения. В среднем мы – я имею в виду экономика Республики Башкортостан – развивались быстрее, чем Российская Федерация. По перечисленным показателям у нас неплохие цифры, неплохие результаты. Собственно говоря, это следствие того, что нам удалось – или удается – внести определенную системность в нашу деятельность, разобраться с причинами, которые подтормаживали нашу работу. И, наверное, все-таки свидетельствует о том, что нам удалось мобилизовать силы и общества, и экономики на то, чтобы последние три-четыре года получить неплохие результаты.

Но это макроэкономика. Если мы с вами опустимся на уровень домохозяйств, начнем смотреть микроэкономические показатели, то, конечно, ситуация более пёстрая. Мы видим, что экономическое развитие отличается от муниципалитета к муниципалитету, от городского округа к городскому округу. Мы понимаем, что и на уровне домохозяйств, конечно же, колоссальные, порой в разы, в десятки раз превышающие цифры доходов одних слоев населения и других. У нас есть успешные люди, которые живут вполне прилично и обеспеченно. У них есть всё – и работа высокооплачиваемая, и квартира, и автомобиль, и загородные дома. А есть люди, которые живут очень тяжело, от зарплаты до зарплаты, у которых нет возможности приобрести жильё, нет возможности построиться, у которых нет пока автомобилей или каких-то других сложных бытовых приборов. И таких людей, к сожалению, много. Средняя заработная плата в Республике Башкортостан невысока. Она существенно ниже среднероссийской. Мы занимаем третье-четвертое место в Приволжском федеральном округе по уровню доходов, средней заработной платы. Но это невысокие цифры на самом деле. В общем, картинка достаточно пёстрая, разноречивая.

Но в целом тренд развития общества – позитивный. И это можно смело констатировать, можно об этом говорить уверенно, без всякой натяжки. Ощущение того, что жизнь в целом стала получше в последние пять, семь, десять лет, присутствует у всех, за редчайшим исключением.

Тем не менее, уважаемые коллеги, мы понимаем, что требования общества постоянно растут. Мы должны соответствовать этим запросам. Люди хотят жить лучше. Люди хотят, чтобы здравоохранение, образование было качественным, чтобы окружающая среда была достойной, чтобы городская среда, среда наших сельских населенных пунктов была благоприятной для проживания, чтобы она была дружественной. Люди хотят новых услуг, новых возможностей для отдыха, для проведения времени и т.д. То есть в целом запросы общества растут. И растут достаточно быстро. Это правильная и хорошая тенденция. Это как раз говорит о том, что наша страна становится во многом цивилизованной, что минимальные запросы 30-40-летней давности уже преодолены. Люди хотят жить, что называется, по-настоящему, по-человечески. И мы, властные структуры, должны организовывать свою работу таким образом, чтобы соответствовать этим требованиям. Мы обязаны способствовать развитию общества. И в этой работе, еще раз говорю, важное, если не основополагающее место занимает Министерство экономического развития Республики Башкортостан.

Еще раз вернусь к макроэкономическим показателям. На этой неделе Росстат представил данные по валовому региональному продукту за 2013 год. В республике он превысил 1 трлн 266 млрд рублей. Индекс физического объема ВРП в 2013 году составил 102,6 процента. Это официальные статистические данные. У нас есть предварительные данные по 2014 году. Они, как минимум, не хуже 2013-го. Это говорит о том, что в 2014 году мы поработали неплохо.

При этом мы видим, что по темпам роста валового регионального продукта мы опережаем регионы-конкуренты. Да, есть показатели, есть цифры и 110, и 115 процентов. Но это больше относится к небольшим регионам с небольшим объемом промышленного производства, с низкой базой. А вот среди регионов-конкурентов, занимающих лидирующие позиции в экономике, таких как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Татарстан, Оренбургская, Свердловская область, Пермский край, – у них эти цифры по росту ВРП ниже. И только Самара и Красноярский край немного, что называется, обгоняют нас по этому показателю, по темпам роста. Это говорит о том, что в целом, конечно же, 2013-2014 годы для нашей экономики были позитивные. В рейтинге ВРП мы сегодня по объему валового регионального продукта занимаем девятое место в Российской Федерации. А если гипотетически из этого списка вычесть – понятно, вне конкуренции Москва, регионы Сибири, которые добывают нефть (допустим, у Ханты-Мансийского округа объем ВРП составляет почти 3 трлн рублей, 80 процентов нефти добывается там), то мы наверняка еще окажемся и в «пятерке» среди таких старопромышленных, развитых регионов Российской Федерации, что на самом деле является совсем неплохим показателем.

Но при этом идет замедление структуры роста экономики. У меня свежий график в руках. Его подготовил Владимир Мау, известный экономист, вы его знаете. Видно, что уже последние, наверное, семь-восемь лет замедляются структурные темпы роста. То есть темпы роста обусловлены вовлечением в производство дополнительного труда и капитала и увеличением эффективности их использования. Если еще семь-восемь лет назад эти темпы роста составляли 4,5-5 процентов, то сейчас они уже снизились до 1,5-2 процентов. И наша республика, к сожалению, тоже в таком же тренде на сегодняшний день действует (если это слово можно применить), поскольку наша экономика, понятно, интегрирована абсолютно, плотно в экономику страны.

Об основных результатах 2014 года, понятно, доложит министр Александр Юрьевич Васильев. Я бы, в общем-то, не хотел останавливаться на показателях. Но тем не менее скажу, что индекс промпроизводства 2014 года сложился на уровне 103,2 процента. Но, несмотря на рост этого показателя, прибыль предприятий сократилась почти на треть. Это существенно влияет на уменьшение поступления налоговых доходов. Хотя в целом по итогам 2014 года республика справилась с выполнением обязательств в части мобилизации доходов в бюджет республики, консолидированный бюджет республики. Всего мобилизовано 165,8 млрд рублей дохода. Выполнены обязательства по увеличению заработных плат работников бюджетной сферы. Мы можем сказать, что все положения указов Президента Российской Федерации 2012 года нами выполнены. Нам в этой части краснеть не за что. И зарплату поднимали вовремя, и объекты социальные строили. Все показатели, которые были определены «дорожными картами», нами выполнены.

Реальные доходы населения выросли на 1,2 процента, составили почти 26 тысяч рублей. Еще раз говорю, что это средняя цифра, а основная часть работающего населения получает невысокую заработную плату ниже 20 тысяч рублей. Это является для нас проблемой.

Оборот розничной торговли превысил 781 млрд рублей, приблизившись к 800 млрд рублей. Это почти на 3 процента больше уровня 2013 года. Динамика в целом тоже неплохая.

О сохранении макроэкономической стабильности свидетельствуют также позитивные демографические показатели. Я как-то говорил уже о том, приводя цитату одного из исследователей, что демографические показатели порой свидетельствуют больше, чем цифры макроэкономики. У нас в прошлом году родилось более 60 тысяч детей в республике. Это лучшая цифра, начиная с конца 1980-х – начала 1990-х годов. Естественный прирост составил почти 7 тысяч человек. Хотя нас эти цифры радуют, но для сравнения скажу, что еще в 60-е годы прошлого века естественный прирост составлял не 7, а 70 тысяч человек в год. Рождалось 110 тысяч, умирало порядка 30-35 тысяч человек. Сейчас рождается 60 тысяч, умирает 52-53 тысячи человек в год, и мы радуемся цифре плюс 7 тысяч. В то время, конечно, такими цифрами не оперировали. Было всё на порядок больше. Но это тема отдельного разговора. Тем не менее в целом мы можем говорить о том, что если идет естественный рост, то в целом это уже свидетельство некой стабильности, в том числе экономической, в обществе.

Начало этого года, я уже сказал, задалось противоречиво. Идет осложнение ситуации. Надо принимать новые системные меры. Нужно выявлять слабые и сильные стороны нашей экономики, детально анализировать структуру.

Что нас тянет вниз прежде всего? Производительность труда очень низкая. С одной стороны, рост заработной платы неплохой, с другой стороны – производительность труда невысокая. До сих пор мы тратим колоссальное количество ресурсов на выпуск единицы продукции. У нас устаревшее оборудование, обновляется оно достаточно медленно. Собственно говоря, отсюда все «прелести» этих показателей, низких и несоответствующих, вообще говоря, требованиям сегодняшнего дня. У нас очень слабо идет внедрение новых разработок. У нас не осталось на предприятиях научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов. Всё ориентировано на покупку оборудования за рубежом. Нет целенаправленной, постоянной работы по востребованности рационализаторских предложений на предприятиях, улучшению качества рабочих мест и т.д. Это на сегодняшний день мы можем записать себе в жирный «минус». Надо работать над тем, чтобы как-то из этой ситуации выходить.

Доля инновационной продукции в структуре промышленного производства «застыла» на уровне 4,5-5 процентов. Мировые цифры на порядок превышают эти наши с вами показатели, составляя порядка 30-35 процентов, по самым развитым странам – 40-45 процентов. У нас с вами 4, пусть 5 процентов. Что это такое? Это значит, что у нас нет новой продукции. Мы в основном ориентированы на выпуск сырьевых полуфабрикатов, которые продаем за пределы республики и страны. И получаем опять же из-за пределов страны и республики готовую продукцию. Мы с вами – поставщики сырья. У нас нет новых разработок. У нас нечего показать с точки зрения новых инновационных продуктов. Мы с вами растеряли компетенцию, умения, знания там, где они у нас были – в нефтехимии, в нефтепереработке, в химии. Мы гоним крупнотоннажную продукцию – и всё, и больше ничего.

Большинство наших предприятий не могут конкурировать с отечественными и зарубежными компаниями. Мы производим солидную линейку продукции самых разных товаров, при этом доля импорта на внутреннем рынке у нас только увеличивается. Причина – отставание в качестве не только самой продукции, но и в умении её продвигать, в маркетинге. Мы не умеем красиво преподнести товар, упаковать его, грамотно предложить, не оказываем нашим производителям деятельной поддержки, слабо развиваем национальные бренды. Говорить об этом и писать в газетах мы научились, а вот действовать в этом направлении, к сожалению, нет. Каждый раз думаем, что дядя со стороны придет и сделает за нас эту работу. Не сделает. Это наша с вами работа, мы обязаны ею заниматься.

В последнее время много говорим об импортозамещении. Но не о примитивном импортозамещении нужно нам с вами рассуждать, а об экспортно ориентированном импортозамещении. То есть то, что мы могли бы поставлять на внешние рынки.

Особая задача – повышение уровня передела в производстве. Я уже об этом сказал. Нужны нам дополнительные переделы, которые обеспечат новую добавленную стоимость.

Нам нужно развивать кластеры – новое слово, означающее старую практику. Еще 50 лет назад на территории республики был сформирован нефтехимический кластер, когда все предприятия нефтехимического и химического комплекса были мобилизованы в единую цепочку и работали по единому плану, грамотно распределяя между собой, кто за что отвечает, кто что выпускает и кто что делает. Предприятия связаны сырьевыми потоками. На сегодняшний день всё это разрушено, превращено в маленькие частные или получастные «вотчины», которые и работают разрозненно, и не помогают друг другу, и действуют зачастую как конкуренты, а не звенья одной цепи.

Вообще говоря, чуть ниже я скажу об этом, безусловно, нам надо действовать таким образом, чтобы восстановить такого рода подходы – плановые, стратегические – для того, чтобы на тех же самых площадях и мощностях получать новую добавленную стоимость, новую продукцию.

Уважаемые коллеги!

Минэкономразвития напрямую не участвует в промышленном производстве, не строит жилье, не выращивает хлеб. Но именно от вас зависит, как будут работать наши министерства и ведомства, как будет развиваться республика. Команда министерства должна координировать деятельность других ведомств, вооружать коллег объективной информацией, аналитикой, давать взвешенные предложения по любым вопросам.

Грамотное планирование – это одно из главных направлений вашей работы. Важно, что буквально недавно депутаты нашего Государственного Собрания – Курултая приняли и Стратегию инвестиционного развития, и Закон о стратегическом планировании. Это очень важный документ. Но, однако, правка ключевого документа – Стратегии социально-экономического развития затянулась на годы. Не справляется министерство с формированием этого важного и очень нужного для нас документа. Отговорок много – изменяющиеся экономические условия, существующая динамика в этом направлении, много вариантов развития этого документа. Но факт остается фактом: эта работа на сегодняшний день пока еще, к сожалению, не выполнена.

Также нет двух ключевых государственных программ по экономическому развитию и по развитию промышленного производства. Нам нужно четко понимать, какой будет республика через три года, пять лет, еще лучше через 15, 20, 30, даже 50 лет. Нам нужно планировать, какие отрасли экономики и на каких территориях получат активное развитие, в каком ключе нам нужно развивать трудовые ресурсы и т.д. Мы с вами по-настоящему не определились с точками роста. Где активное место приложения наших сил? Где тот рычаг, повернув который мы можем двинуть экономику нашей республики по-настоящему? Мы всё размазываем тонким слоем: и ресурсы, и время, и усилия свои. И ни на одном из направлений не добиваемся решающего преимущества над нашими конкурентами.

Пора определиться и, может быть, среди всего многообразия задач выделить две-три главные, два-три главных направления прорыва, по которым нужно действовать.

И эти направления, с одной стороны, очевидны для нас.

Я уже сказал о нефтехимическом кластере. Если вы вместе с нами сумеете создать модель этого кластера, способствовать ее реализации, движению в нужном направлении, это будет колоссальное, огромное дело. Если вы будете способствовать восстановлению на предприятиях нефтехимического комплекса «угробленных» производств, таких как высшие жирные спирты, или синтетические жирные кислоты, или парафин, или масла, если вы сможете организовать эту работу, цены вам не будет. Не теоретические изыскания, о которых мы постоянно все говорим, и не цифры, о которых мы тоже день и ночь помним, а вот эти направления развития нефтехимического комплекса если сможем реализовать, то тогда действительно это будет интересным, существенным прорывом.

Сельское хозяйство. Еще давным-давно, четыре года назад сформулировали мысль о том, что это один из локомотивов, драйверов нашего развития. И что? Сегодня крупные объекты всё равно реализуются, что называется, «с боем», при огромном противодействии определённых структур.

То есть вам надо поработать, конечно же, над такой конкретикой. Не в общем и целом говорить об экономике, а прямо определять для себя направления, по которым мы с вами будем развиваться. И не отвлекаясь ни на что другое, просто двигаться в этом направлении, получать результат.

Ваше министерство работает на своде всех антикризисных мер Правительства республики. Принят Комплексный план обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Аналогичные планы к 16 марта должны принять муниципальные образования. При министерстве создается Ситуационный центр, который будет оперативно отслеживать ключевые экономические показатели, ход выполнения основного и муниципальных планов.

С недавнего времени министерство формирует еженедельный антикризисный бюллетень. Он пока еще не безупречен и по понятным причинам будет дорабатываться, проходить обкатку в процессе работы. Но это первая попытка мониторинга текущих изменений в рыночном пространстве.

Мы говорим: «мы – развитая территория», «мы – мощная республика». Но где у нас, вообще говоря, аналитики? Где у нас люди, которые могут посчитать, рассказать, обобщить данные, увидеть тренды? Где наши научно-исследовательские институты? Где наши научные центры, которые обязаны давать такого рода информацию? Если она есть, почему она застревает внутри этих институтов и центров, почему она не востребована сегодня? Где публикации, хорошие, интересные публикации о том, что происходит в экономике? Как работают наши экономисты?

Формально, да: за последние пять, даже 15 лет наши вузы наплодили столько экономистов, что их девать некуда. А подсчитать нечего. Аналитических материалов нет. Вы думаете, что у меня на столе есть какие-то тома аналитические, представленные нашими специалистами? Их нет вообще, их не было, их и нет на сегодняшний день.

Я сам эти цифры вытаскиваю из статей, из журналов, сам работаю с этим. Ни одной цифры, ни одного графика у меня нет, подготовленных специалистами наших научно-исследовательских центров и институтов.

Конечно, министерству нужно выстраивать полноценную информационную систему. И эта система должны быть адекватной, отвечающей современным требованиям. У нас есть примеры успешной работы. Это касается создания многофункциональных центров. В этой части мы одни из лидеров в Российской Федерации. У нас один из лучших в Российской Федерации многофункциональных центров, и недавно это было отмечено на федеральном уровне. Мы можем работать, умеем, есть у нас специалисты, но только по отдельным каким-то, «узким» направлениям, «технологическим коридорам». Нам нужна целостная система.

В Государственной автоматизированной системе «Управление» действуют элементы прогнозирования, мониторинг РАИП и база статистических данных. Однако работать в этой системе неудобно, сложно. Это я вам как пользователь говорю. Интерфейс этой системы «недружественный», пока разберешься, нужно полдня. Что, нет у нас людей, ребят, которые могли бы всё это быстро поправить? Хотя сама по себе автоматизированная система неплохая.

Еще раз хочу сказать, уважаемые коллеги, что аналитика сегодня – самое слабое звено в нашей работе. Мы не умеем доходчиво объяснить ситуацию ни сами себе, ни жителям республики. Создать нормальную систему информирования нашего общества в части экономики, наших достижений или, наоборот, «слабых мест» мы с вами не умеем. Должны действовать правильно в этой части.

Что такое «эмоциональная» экономика, мы с вами знаем хорошо. Еще пять лет назад решения принимались в основном на эмоциональном уровне. Уже пять лет прошло, а мы всё еще мучаемся с этими долгостроями, непринятыми объектами, прочими делами. Вот что такое «эмоциональная» экономика, когда нет системы, нет опоры, нет фундамента для принятия решений.

Вы не должны превращаться в статистов, лишь фиксирующих рост или снижение экономики. Необходимо, конечно же, уметь видеть на годы, десятилетия вперед, обладать масштабным мышлением. Вы должны уметь заглянуть за горизонт, как бы банально это ни звучало. Вы должны уметь эту работу делать и ориентировать все министерства и ведомства на ваши знания и умения. Вы должны дать точный рецепт на ближайшую перспективу.

Важнейшее направление работы Минэкономики – привлечение инвестиций. За последние годы министерство проделало большую работу в части формирования благоприятного инвестиционного климата. Это факт, это одно из наших с вами достижений. Обновлено законодательство, сформированы механизмы предоставления государственной поддержки. Это подтверждают статистические данные и всевозможные рейтинги. Мы действительно хорошо и уверенно движемся вверх в этих рейтингах. У нас сегодня абсолютно добротные, надежные позиции. Хорошие оценки нам дает федеральное Агентство стратегических инициатив.

Несмотря на общероссийский спад инвестиционной активности в прошлом году, нам удалось значительно повысить объемы вложенных в экономику республики средств. В прошлом году они выросли более чем на 4 процента и составили почти 286 млрд рублей.

В этом году согласно перечню приоритетных проектов мы должны увидеть запуск гостиничного кластера в Уфе, расширение производства на Благовещенском арматурном заводе, разработку компанией «Башнефть» новых газоконденсатных, нефтяных месторождений. По газоконденсатным месторождениям еще идут разговоры и с «Газпромом». Может быть, «Газпром» займется этой работой. В сельском хозяйстве у нас на выходе крупные свинокомплексы.

Первая очередь «Кроношпана» в мае-июне должна быть введена в эксплуатацию при соблюдении всех строжайших природоохранных норм.

В целом объем инвестиций с 2010 года вырос почти на 30 процентов. Это неплохая цифра, но в то же время этого недостаточно. 286 млрд рублей от 1 трлн 300 млрд рублей валового регионального продукта составляет чуть больше 20 процентов. Наша цифра и показатель, к которому мы должны стремиться, – это минимум 25 процентов от объема инвестиций, от объёма ВРП. У нас еще 25 процентов нет, а если мы хотим развиваться опережающими темпами, – это 30-35 процентов. Причём не в течение года, а в течение десятка лет, полутора десятков лет. Тогда наша республика, наша территория будет действительно занимать подобающее место. Обольщаться нечему. С точки зрения среднероссийских показателей это неплохо, а с точки зрения тех цифр, которые нам нужны, это пока еще даже не результат.

У нас должна быть по-другому выстроена работа по привлечению иностранных инвестиций. Мы этой деятельностью занимаемся спонтанно. Да, начали институты развития привлекать иностранцев. Сегодня только Артем Алексеевич Киреев, руководитель Корпорации развития РБ прислал мне данные о том, что в Уфимском индустриальном парке появился еще один резидент – мебельщик крупный будет строить свое производство. Но это всё отдельные случаи. Нам нужна система. Нас плохо знают, о нас ничего не слышали, о нас представления очень туманные у инвесторов. Мы на самом деле пока еще работаем в рамках вчерашнего дня.

Сегодня в зале присутствуют заместители глав муниципалитетов по экономике. Они фактически наши коллеги в части создания условий для привлечения инвестиций в муниципалитетах.

Картина в муниципалитетах очень разная. «Инвестиции в основной капитал по муниципальным образованиям Республики Башкортостан за 2014 год» – сегодня этот документ лег мне на стол, он вчерашним числом датирован. На душу населения в республике инвестиции в основной капитал – 70 141 рубль по итогам прошлого года. У нас есть районы, которые здорово превышают этот показатель. Благоварский – 162 тысячи рублей в год на человека. Понятно, там строится новый свинокомплекс. Уфимский район – 171 тысяча рублей, выше среднереспубликанской цифры в 2,5 раза, в том числе и потому, что там строится большое деревообрабатывающее производство, колоссальные инвестиции привлекаются. Хайбуллинский район – 122 тысячи рублей на душу населения в год. Это результат деятельности Уральской горно-металлургической компании, строятся новые шахты, производства. Город Салават – 141 тысяча рублей инвестиций на душу населения, в два раза выше среднереспубликанского показателя. Хорошо работает «Газпром нефтехим Салават», строит новое производство – и результат налицо.

В то же время мы видим, что подавляющая часть наших муниципалитетов имеет показатели на уровне даже 14 тысяч рублей в год привлеченных инвестиций на душу населения, 20 тысяч, 30 тысяч. Редко увидишь цифры 40-50 тысяч, тем более 60 тысяч. То же самое по городам: Кумертау – 19 тысяч, Нефтекамск, хороший благополучный город – 38 тысяч рублей, Октябрьский – 32 тысячи, Сибай – 32 тысячи, Стерлитамак – 38-39 тысяч. Это не те цифры, которые нам нужны, коллеги. Обращаюсь к заместителям руководителей муниципалитетов. Мы разошлем вам эту табличку, эти данные дадим. Посмотрите, пожалуйста, это совсем не то, что нужно. У нас в целом картина по привлечению инвестиций не очень веселая, и на ней есть яркие «пятнышки», но их мало. Буквально 3, 4, 5 «пятнышек» таких. Ситуация с нормализацией привлечения инвестиций – прямая сфера ответственности Министерства экономики нашей республики.

Развитие экспортного потенциала. Мы сегодня мало занимаемся этой работой. В хорошем смысле слова, мы должны быть «продвигателями» продукции, которую выпускают наши предприятия. Мы должны способствовать тому, чтобы нашу продукцию покупали за пределами страны. Экспорт у нас немаленький. Вы знаете, что по 2013-2014 годам цифры достигают порядка 14 млрд долларов в год. Сегодня с учетом курса 60 рублей можете легко посчитать, какие колоссальные объемы даёт экспорт. Но в основном это сырье, бензин, топливо и крупнотоннажная химия. Мы не продаем машины, механизмы, мы не продаём продукцию высокого передела. Мы этим не занимаемся. Мы не сходим до такой мелочи, как готовые изделия из пластиков, разного рода машиностроительная продукция. Нам это не интересно. Нам давай миллионы тонн топлива, сотню тысяч тонн пластика. Здесь мы себя еще можем видеть. А нужно наращивать экспортное производство, нужно заниматься экспортом, надо продвигать нашу продукцию.

Я позавчера был в Кыргызстане. Активно рекламировал нашу продукцию – автобусы, троллейбусы, станки, оборудование и многое другое. Нам нужна целенаправленная деятельность на экспортное продвижение нашей продукции. Мы должны воспользоваться всеми преимуществами, которые дает Таможенный союз, Евразийский экономический союз. Мы плохо занимаемся этой работой. Мы гордые, думаем, что всё это само собой устроится и нам заниматься этим не надо. Надо, уважаемые коллеги. Мы обязаны это делать, иначе не будет развития.

Особое внимание следует уделить грамотному позиционированию Башкортостана в России и мире. Всё, что связано с нашей республикой – наши товары, услуги, продукты питания, культура, спорт, курорты и т.д. – должно вызывать за её пределами отношение как к очень качественному и надежному.

Слово «башкирский» должно быть своеобразным знаком качества. Вы должны, обязаны работать над этим.

В инвестиционном климате важную роль играет уровень цен на электроэнергию, газ, на транспортные перевозки. Понятно, что дороговизна является стимулом к запуску программ по энергоэффективности. Мы недавно рассматривали программы по энергоэффективности, критиковали, в том числе друг друга, за пока еще не очень внятную работу в этом направлении, говорили. И потом газеты по нам прошлись – и справедливо – за то, что мы пытаемся экономить на спичках в то время, как у нас наиболее энергозатратные отрасли как раз в муниципалитетах – подача воды, тепло, потери на всех магистралях и т.д. Но мы не можем себе позволить, чтобы цены на энергоресурсы у нас были выше, чем в соседних регионах. Иначе производства будут размещаться там.

Нам нужны инфраструктурные проекты. Нам нужно работать над тем, чтобы создавать условия быстрого оформления документов при строительстве, при организации производства и т.д. У нас страшно забюрократизирован этот процесс. Если написано 30 дней, документ обязательно 30 дней будет находиться в министерстве. И никогда его не выпустят за 25 или за 20, тем более за 5 или за 10 дней, никогда. Вот отлежится 30 дней, после этого на 31-й день его передают в другое министерство. В результате у нас, конечно, срок оформления документов вырастает многократно. Нет заинтересованности у чиновников в том, чтобы документы двигались быстро. В то же время каждый из вас должен понимать, что именно от вашей работы зависит очень многое в этой части, от работы ваших подчинённых. Здесь, на коллегии присутствуют начальники управлений министерства экономики, начальники отделов. Кроме вас, некому поправить рядовых работников. Я понимаю, страшная бюрократия. Понимаю, вал бумаг и обращений из федерального центра просто зашкаливает. У меня каждый день по 30, 40, 50 документов из федерального центра, которые требуют завтра выдать то-то, послезавтра это, вчера нужно было отдать эти показатели, цифры, таблицы. Но это данность, реальность, в которой мы с вами живем. Мы ее изменить не можем. Мы можем только нормально организовать эту работу, чтобы она не пожирала огромное количество времени. Вот и всё. Уметь отделять зерна от плевел. Мы должны понимать, что первично, что главное, что важное, а что с точки зрения отчетности может подождать.

Поэтому у нас с вами на самом деле, уважаемые коллеги, много резервов, и винить кого-то в слабой работе по некоторым направлениям мы не имеем права. Мы должны винить сами себя. У нас есть все возможности для того, чтобы быть успешными, современными, динамичными. У нас есть всё для этого.

Я оцениваю работу Министерства экономики именно через эту призму. Вы должны быть лидерами среди министерств. Вы должны быть современными, креативными. Вы должны будоражить нас, а не просто так констатировать и, что называется, фиксировать какую-то картину. Министерству необходимо построить систему мониторинга лучших решений не только в экономике, но и в социальной, финансовой сфере, инновационном развитии, более того, обеспечить анализ возможного внедрения этих решений здесь, у нас в республике.

Я понимаю, что работать в Министерстве экономического развития сложно. Собственно говоря, государственная служба в любом министерстве и ведомстве – это непростое дело. У нас сложная работа. Я всё это прекрасно понимаю. Огромная, колоссальная ответственность, невысокие в среднем заработные платы. Трудозатраты высочайшие, стрессы постоянные. Всё это очевидно, всё понятно. Но нужно уметь быстро перерабатывать огромные массивы информации, принимать оперативные и выверенные решения, обладать широтой взглядов и энциклопедическими знаниями, быть твердыми и принципиальными в отстаивании своей позиции. Вы должны иметь активную жизненную и профессиональную позицию, быть в Правительстве самой предприимчивой и одновременно оптимистически настроенной командой. Пессимистов среди вас быть не должно. Это я могу вас критиковать, показывать какие-то, может быть, не очень удачные с точки зрения развития тренды. Но вы должны быть оптимистами. Вы должны заряжать нас энергией и экономическим оптимизмом, показывая, находя пути решения.

Вы – особое министерство, и требования к вам особые. Как говорится, кому многое дано, с того многое и спрашивается. Поэтому, уважаемые коллеги, думаю, что 2015 год при всех ожидаемых сложностях все-таки будет для нашей республики не провальным, а будет спокойным годом развития. Да, я вам только что приводил цифры, чего ждут правительственные чиновники от 2015 года. Мы с этим не согласны. Мы должны развиваться, мы должны работать в плюс, мы должны получать новые результаты. Мы понимаем, что мы с вами – и страна, и республика – входим в новый цикл технико-экономического развития, в котором главную роль уже играют другие отрасли. Мы должны их поддерживать. Это биотехнологии, генная инженерия, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети, интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Вот над чем мир сегодня активно работает и трудится, а мы с вами все еще продолжаем разговоры о крупнотоннажном производстве. Мы еще находимся во многом в индустриальной фазе развития, даже не в постиндустриальной, а в индустриальной фазе развития. Кто, как не вы, уважаемые работники министерства экономики, должны вовлекать нас в другую деятельность. Вы, других людей у нас нет, другого министерства у нас нет.

Я желаю вам успехов. Думаю, что у нас всё должно получиться. Мы работаем, в то же время мы самокритичны, мы не успокаиваемся на достигнутых результатах. Мы понимаем, что работы страшно много, работы ответственной, что мы с вами отвечаем за развитие республики. Мы не имеем права подвести ожидания людей, у нас такого права нет. Работать мы должны по-настоящему.

Всем спасибо. Всего доброго.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт