Обычный вид

Новости

21.02.2013 21:32:39

Рустэм Хамитов принял участие в совещании по вопросам обеспечения социальным жильем

21 февраля в Доме Республики Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на совещании по вопросам строительства жилья экономического класса и предоставления земельных участков многодетным семьям. Совещание провел Полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич.

Стенограмма начала совещания:

Михаил Бабич: Добрый день, коллеги! Это наше очередное совещание, которое мы сегодня проводим по еще одной насущной, животрепещущей теме. Я напомню несколько тезисов и задач, которые сформулировал Президент России. Они для нас являются программными.

Россия на современном этапе имеет уникальную возможность, наконец, в значительной степени решить жилищную проблему. То, за что десятилетиями боролись и в советские времена, и в постсоветские времена. Сейчас мы объективно подходим к той ситуации, когда по целому ряду социальных категорий граждан эта проблема либо решена, либо решается. Да, мы можем сказать о ветеранах Великой Отечественной войны. Это сделано впервые, по большому счету, за всю советскую и постсоветскую историю. Хотя многие лидеры на различных этапах обещали решить эту проблему, решена она практически только сейчас. Сейчас осталось не так много долгов в этой части. Я думаю, что ближайшие полтора-два года все эти долги будут закрыты. По крайней мере, так спланированы ресурсы, так спланирована наша программа. Важнейшая социальная функция, которую удалось в значительной степени решить, – это обеспечение жильем военнослужащих, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов. Есть высокая доля вероятности, что в 2013 году эта проблема будет также закрыта по долгам. А в 2014 году мы войдем в плановое обеспечение этих категорий.

Сейчас мы вместе с вами продвигаемся по вопросу обеспечения жильем различных социальных категорий граждан, в частности, работников бюджетной сферы, многодетных семей, молодых семей. Есть различные программы субсидирования из бюджетов федерального и регионального, ипотечные программы льготного кредитования. Этот механизм сейчас раскручивается для того, чтобы создать оптимальные механизмы обеспечения жильем всех категорий нуждающихся, а затем обеспечить обновление жилого фонда по мере необходимости и по мере возможностей каждой российской семьи. В этой части процесс пошел. Есть два направления работы, которые нам сегодня предстоит обсудить. Это обеспечение жильем многодетных семей. Данная задача стоит даже не в контексте решения жилищной проблемы, а является мощнейшим стимулом и для решения демографической проблемы. Ведь один из основных факторов для семьи, которая планирует завести третьего, четвертого и более детей – это возможность улучшения жилищных условий. Если жить негде, если перспективы нет, то говорить не о чем. Очень трудно рассчитывать на то, что еще одна задача, поставленная Президентом страны, - что в России семья, где воспитываются трое детей, должна стать нормой, будет выполнена, если мы не решим жилищную проблему и не создадим стимулы для решения жилищной проблемы.

Второе немаловажное направление работы – строительство жилья эконом-класса. То есть это жилье, которое удовлетворит наш средний класс. Как правило, это молодые семьи, это экономически активное население, то есть это те люди, которые воспроизводят продукт, воспроизводят нашу экономику. Основным критерием доступности этого жилья должна стать цена на рынке, под которую уже будут заточены все остальные механизмы: ипотека, покупательская способность самих граждан, различные формы субсидирования и мер государственной поддержки. Это второе магистральное направление, которое нам надо обсудить.

В рамках поручений, которые даны Президентом Российской Федерации, несколько изменился подход к решению жилищных проблем многодетных семей. И если мы имели задачу обеспечить земельным участком каждую семью, где воспитываются трое и более детей, то сейчас Президент дал поручение рассмотреть возможность многовариантного обеспечения жильем.

В эти варианты включена возможность получения жилья по социальному найму и обеспечение возможности льготной ипотеки, которая позволит многодетной семье улучшить условия на очень комфортных условиях.

Соответственно мы сейчас с руководителями регионов смотрим в разрезе каждого региона ту специфику, которая сложилась, и возможности региональных бюджетов, которые есть, смотрим, что сегодня наиболее оптимально, или соответственно, подводить к этим участкам инфраструктуру, создавать механизмы, для того, чтобы люди действительно могли построить индивидуальное жилье. Мало построить участок – надо найти деньги, для того, чтобы там было жилье, для того, чтобы там была социальная инфраструктура, для того, чтобы люди туда ездили не на дачу, чтобы это было место постоянного проживания. Или может быть оптимальнее, эффективнее эти средства направить на улучшение жилищных условий другими формами, как я уже сказал – это обеспечение жильем или, соответственно, ипотека. Поэтому давайте сейчас в рабочем режиме пройдем по этим вопросам, посмотрим, что в республике делается в этой части, какие подходы вы предлагаете реализовать, ну и самое главное, насколько у нас спланированы, сбалансированы ресурсы для обеспечения этих задач. Рустэм Закиевич, пожалуйста.

Рустэм Хамитов: Спасибо, Михаил Викторович. Уважаемые коллеги, два с половиной года назад, приступая к работе в Правительстве республики, мы сформулировали для себя триаду задач: работа, заработная плата, жилье. Мы должны обеспечить работой людей, дать им достойную заработную плату и решить вопросы жилья. По предоставлению рабочих мест широко развернули деятельность по инвестиционной части, строительство новых предприятий, по повышению заработной платы все вместе работаем, в том числе с федеральным центром. Зарплата растет, ощутимо растет, в том числе, прежде всего, у бюджетников. Что касается жилья – эта тема дается наиболее тяжело, хотя внешне все есть для того, чтобы ее решить. Мощный строительный комплекс, земельные ресурсы, инфраструктура. Но, в силу разных причин, запутанность в вопросах решения предоставления жилья людям столь высока, что двух – двух с половиной лет нам не хватило, чтобы выйти на строительство жилья эконом-класса. Я постоянно говорю о том, что мы понимаем вместе со своими коллегами, что только тот регион будет успешным, который предоставляет своим жителям жилье дешевое, доступное, качественное. Поэтому строительство жилья эконом-класса для нас не то что важная, а сверхважная задача, суперважная задача, и мы сегодня концентрируем на ней свое внимание и ресурсы, готовим площадки, ищем деньги, и заемные в том числе. Работаем в этой части.

Рынок жилья в Уфе перегрет, сегодня уже средняя цена жилья на первичном рынке уверенно превысила 50 тысяч рублей, при средней заработной плате 22- 23 тысячи рублей. Понятно, что соотношение совершенно неадекватное, совершенно неверное, потому что у нас достаточно много приезжих с северных территорий людей, которые зарабатывают там, и с деньгами приезжают. Спрос большой - предложений нет. Что мы делаем? Ну, первая, наверное, тема, это строительство жилья, так называемого, социального для малозащищенных категорий граждан, для бюджетников. Нами создан фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан, сегодня руководитель этого фонда здесь, он расскажет, как идут дела. В прошлом году они вышли на цифру около 40 тысяч квадратных метров по социальному жилью. В этом году мы должны выйти на цифру под 100 тысяч квадратных метров. Вообще планируем, что жилье такого уровня, конечно, у нас будет строиться с каждым годом все больше и больше. Социальное жилье – это жилье, которое стоит в рамках, определенных министерством регионального развития Российской Федерации. Мы расскажем подробно о том, как мы идем в этой части. Далее, конечно же, мы понимаем, что без субсидирования подготовки площадок для строительства, инфраструктуры, строительство жилья эконом-класса невозможно.

Вот пример, у нас за рекой Белой – площадка, на которой мы можем в идеале построить около 4-4,5 миллионов квадратных метров жилья. Чтобы ее подготовить, нам нужно построить мост на 7 миллиардов рублей, дорогу на 2 миллиарда рублей, инфраструктуру – воду, газ, канализацию, это где-то еще миллиардов 5-6, если не 7. Итого, порядка 15-16 миллиардов рублей нам надо вот в течение 3-4 лет вложить, для того, чтобы подготовить площадку для массового строительства. Здесь, в центральной части Уфы, площадок практически нет, они сложные, со сносом, дорого все это обходится, поэтому, конечно, ресурсы нужны. Мы сегодня уже обсуждали проблему дефицита ресурсов, о том, что помимо всего прочего надо повышать заработную плату, решать эти вопросы. В то же время, не решив проблемы жилья, вообще говоря, мы не можем гарантировать развитие нашей республики.

***

Стенограмма подхода к прессе:

Корр.: Михаил Викторович, как в ПФО можно оценить ситуацию со строительством социального жилья?

Михаил Бабич: Давайте говорить про жилье эконом-класса. В целом, мы находимся в самом начале пути. Сегодня возможность массово строить жилье эконом-класса имеет только федеральный Фонд жилищного строительства, которому предоставлено право проводить аукционы на понижение цены. Застройщику участок земли предлагается по нулевой ставке с обязательством ввести жилье по определенной цене. То есть пока это право дано только одной организации. Сегодня в регионах идет работа по инвентаризации земель, которые попадут в земельный банк данных регионов и которые потенциально могут быть представлены на аукцион для застройки жильем эконом-класса. Это будет сделано, как только будет принят соответствующий федеральный закон. Он внесен в Государственную Думу России, в первом чтении рассмотрен. Мы будем с нашими коллегами-депутатами думать, как эту работу ускорить.

Тем не менее, жилье строится. В регионах находят возможность помогать застройщикам путем подведения коммунальной инфраструктуры, путем создания социальной инфраструктуры в счет региональных бюджетов. Соответственно, в этом случае застройщик получает и принимает обязательства по снижению цены до уровня, установленного министерством регионального развития для каждой конкретной территории. Такая работа ведется. Наша задача сейчас, в 2013 году – сформировать нормативно-правовую базу и выйти в организационном плане на массовое строительство такого жилья. Как начнем массово строить – пойдет автоматическое снижение цены, пойдет увеличение спроса. Так люди смогут за адекватные деньги покупать квартиры и улучшать свои жилищные условия.

Корр.: Рустэм Закиевич, подскажите, пожалуйста, каков масштаб проблемы в Республике Башкортостан, сколько у нас нуждающихся в таком социальном жилье - жилье эконом-класса?

Рустэм Хамитов: Каждый хочет купить жилье подешевле. Если бы в массовом порядке у нас было предложение по жилью эконом-класса, то значительное количество людей ушло бы, конечно, с этих дорогих квартир, 50-60 тысячных за квадратный метр. Действительно, ситуация стоит очень остро. Я многократно говорил об этом, что жилья эконом-класса не хватает, его просто нет, если уж так честно говорить. Сегодня реально, если мы в ближайшие пару лет не решим этот вопрос, то он такой остроты достигнет, что мало не покажется никому, я имею ввиду властные структуры. Мы обязаны это решать. Формально, конечно, очередь существует, по разным критериям люди в нее включаются, порядка 60-70 тысяч человек. Это немного, но речь идет не о них, речь идет вообще о строительстве дешевого, качественного, доступного жилья для всех категорий людей: учителей, врачей, бюджетников, работников кооперативов, структур, людей, у которых зарплата ниже 20 тысяч рублей. Вот о чем речь идет. Как человек, получающий заработную плату 15-20 тысяч рублей, может купить квартиру, квадратный метр которой стоит 50 тысяч? Это невозможно, даже 30 тысяч – это очень много. Реальное соотношение должно быть следующим: месячная зарплата должна соответствовать стоимости квадратного метра. Тогда еще человек как-то может прогнозировать свое будущее.

Поэтому сейчас говорить о каких-то успехах в этой области мы не можем. Мы понимаем, что надо создавать площадки, надо государству вкладывать ресурсы в инфраструктуру, надо подтаскивать крупных застройщиков, нужна нормативная база. Очень много бюрократии, очень много «крючков» самых разных вокруг этого дела. Опять же мутная среда существует в виде разного рода земельных жуликов, земельных нечистоплотных бизнесменов. Это глобальный клубок проблем. Мы начали вычленять из него отдельные вещи. Сейчас строим жилье, мы его называем социальное, это жилье, которое предназначается для ветеранов войны, для тех, кто сертификаты разного рода получает. В этой части мы пошли вперед. В прошлом году 80 тысяч квадратных метров жилья построили, в 2013 году – 120-150 тысяч построим. Это первые шаги, и здесь я поддерживаю Михаила Викторовича в том, что это только первый шаг. Мы витали в облаках долгое время, что рынок все расставит по местам. Нет, рынок ориентирован на одно – снять маржу, снять прибыль любой ценой, а мы соответствующим образом видим какие цены, в том числе видим и обманутых дольщиков и все, что происходит вокруг этой жилищной истории. Поэтому деваться нам некуда, мы масштаб проблемы понимаем и понимаем точно так же, что, не решив этой проблемы, мы просто не сможем развиваться. И точка кипения недовольства людей достигнет таких высот, что просто другие люди могут решать эту проблему, а решать ее нужно обязательно.

Корр.: Михаил Викторович, Вы уже побывали в нескольких регионах. Может быть, есть какие-то идеи на местах, которые можно распространить на весь округ?

Михаил Бабич: В основной своей массе эта проблема характерна для всех регионов, но у всех разная историческая ситуация. Рустэму Закиевичу досталась ситуация уже сложившаяся, когда нет свободных площадок для застроек, когда все свободные участки, потенциально подлежащие застройке, уже находятся на вторичном рынке, в чьих-то руках. Эти участки удерживаются, не пускаются в оборот, а если запускаются, то по большой цене.

Есть регионы, где эту проблему решали на системном уровне, где есть свободные участки, где есть конкурентная среда. Соответственно, там эта работа идет быстрее. Но необходимо все закрепить все эти вещи на нормативном уровне. Определить, что такое жилье эконом-класса, по каким ценам оно должно формироваться, какие обязательства есть у субъектов России, какие обязательства у застройщика, какие гарантии мы даем гражданину при покупке этого жилья. Как только мы эти вещи приведем к единому знаменателю, уверяю, что мы это сделаем достаточно быстро, тогда работа пойдет значительно быстрее. Поэтому в деталях ситуация в регионах отличается, но по существу эту проблему нужно решать системно на уровне всех регионов России.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт