Обычный вид

Новости

23.09.2021 16:46:00

Радий Хабиров на совещании ПФО представил проекты социально-экономического развития Башкортостана

23 сентября Глава Башкортостана Радий Хабиров принял участие в окружном совещании по социально-экономическому развитию с главами четырёх регионов Приволжского федерального округа. В формате видеоконференции его провели заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко и полномочный представитель Президента России в ПФО Игорь Комаров.

На совещании состоялась предзащита региональных проектов, которые планируют реализовать в рамках института кураторства округов со стороны вице-премьеров. Напомним, что принципы этой работы утвердил Председатель Правительства России Михаил Мишустин.

***

В соответствии с решениями предыдущего окружного совещания, первыми свои проекты представили Башкортостан, Татарстан, Самарская и Нижегородская область – самые крупные регионы ПФО по численности населения. По словам Игоря Комарова, они вносят существенный вклад в экономику округа и страны в целом. На этих четырёх территориях проживают более 14 млн человек и создается 56 процентов всей добавленной стоимости Приволжья.

Дмитрий Чернышенко отметил, что за две недели регионы провели большую работу. Выполнили диагностику текущего состояния социально-экономического развития и завершили отбор проектов, которые в наибольшей степени отвечают критериям, заданным Председателем Правительства России.

– Сегодня у нас появился первый рабочий вариант перечня инициатив, способных качественно улучшить жизнь людей в этих регионах, – сказал Дмитрий Чернышенко. – Очень важно, чтобы все проекты прошли через наши инструменты оценки степени влияния на показатели социально-экономического развития, разработанные здесь, в Координационном центре Правительства России. Также нужно синхронизировать их с существующими региональными стратегиями, чтобы не было логического противоречия.

Вице-премьер предложил четыре критерия приоритизации проектов.

– Первый – голосование экспертов в предметной области о комплексном влиянии проектов на социально-экономическое развитие. Второй – обратная связь от жителей. Третий критерий – оценка Минэкономразвития. Четвертый – мнение профильного вице-премьера, – отметил Дмитрий Чернышенко. – Например, инфраструктурные проекты будем прорабатывать совместно с Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным, чтобы учесть его мнение. Если это социальный проект по здравоохранению или демографии, то с Татьяной Алексеевной Голиковой.

***

Глава Башкортостана Радий Хабиров представил пять ключевых проектов, реализация которых положительно скажется на социально-экономическом развитии республики. Они касаются промышленности, сферы образования, экологии, транспортной инфраструктуры, туризма.

Стенограмма выступления Радия Хабирова:

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Уважаемый Игорь Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Разрешите представить наши ключевые проекты – новые точки роста Башкортостана. Надеемся, что они будут в русле развития нашей страны.

Башкортостан – один из наиболее экономически развитых российских регионов. По эффективности реализации промышленной политики за 2020 год мы занимаем первое место в России. Находимся на пятом месте в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата. То есть республика сейчас на хорошем этапе своего развития.

Для достижения национальных целей развития страны к 2030 году Башкортостан должен обеспечить двукратный рост валового регионального продукта, утроить инвестиции – с 365 млрд рублей до 1,2 трлн рублей, сократить вдвое уровень бедности, нарастить реальные располагаемые денежные доходы более чем на 35 процентов.

При этом у нас есть ряд проблемных вопросов, которые сдерживают развитие республики. И сегодня мы хотели бы их обозначить и определить меры по их решению.

Первое. Сегодня активно формируется система углеродного контроля. В республике объёмы выбросов парниковых газов превышают объемы их поглощения. В ближайшие годы это может отрицательно сказаться на инвестиционном и экономическом развитии региона. С учётом нашего природного потенциала нужно создать инфраструктуру для реализации региональных климатических проектов в совокупности с мерами поддержки.

Второе. Для ускорения технологического развития экономики остро не хватает молодых учёных и специалистов. Растёт отток молодёжи из регионов в большие и инфраструктурно обеспеченные агломерации.

Третье. Сегодня в республике, как и в целом по стране, сохраняется острая зависимость ряда отраслей от импорта. Например, 90 процентов рынка гражданских беспилотников принадлежит зарубежным компаниям.

Четвертая проблема касается Башкирского Зауралья. Это центр нашей цветной металлургии, один из крупнейших в стране поставщиков концентратов медноколчеданных руд. Зауралье также является одним из туристически привлекательных регионов. При этом социально-экономическое развитие территории во многом сдерживается серьёзным отставанием в развитии инфраструктуры.

Пятая проблема связана с Уфимской агломерацией как крупнейшим индустриальным центром. Основные мощности нефтепереработки республики сконцентрированы в нашей столице. Уфа лидирует среди городов-миллионников по объёмам промышленного производства. При этом в городе, который является важным транспортным узлом, есть серьёзные проблемы с развитием дорожной сети.

В связи с этим позвольте обозначить те проекты, которые направлены на решение обозначенных выше проблем.

Первый проект – «Евразийская климатическая инициатива для глобального энергетического перехода». Республика активно приступила к формированию системы учета выбросов парниковых газов. Изучив опыт Сахалинской области, мы планируем реализовать на нашей территории эксперимент по специальному регулированию выбросов. Для эффективной поддержки климатических проектов необходимо принять федеральный закон о проведении такого эксперимента в республике. Сейчас совместно с Минэком России готовится финансово-экономическое обоснование для его принятия.

В рамках реализации проекта мы инициировали создание в республике карбонового полигона. Защитили нашу заявку в Минобрнауки России. Уфимский государственный нефтяной технический университет берет на себя функцию оператора полигона с открытием Центра компетенций Национальной технологической инициативы в этой области.

Уникальные возможности республики, развитие нефтегазохимии предполагают не только создание карбонового полигона, но и внедрение технологий по утилизации углекислого газа. К этой работе мы уже приступили, и это одно из наших преимуществ.

Ядром системы управления климатической повесткой должна стать цифровая платформа, интегрированная в единую цифровую экосистему Гостех. Предлагаем определить наш регион в качестве пилота, где будет развёрнута такая платформа с интеграцией всех инструментов контроля источников и поглотителей парниковых газов различных стейкхолдеров.

Общий объём инвестиций в большую климатическую инициативу республики оценивается в объёме порядка 50 млрд рублей, из которых федеральные инвестиции – это 5,1 млрд рублей. Основные расходы финансирует бизнес.

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Просим оказать нам поддержку. Этим стратегическим проектом мы сможем снизить углеродоёмкость ВВП на 10 процентов и нарастить экспорт низкоуглеродных товаров в промышленности до 30 процентов.

В качестве второго проекта мы выделяем мероприятия по созданию большого Уфимского университета и строительству кампуса. Как я уже докладывал вам, мы провели все необходимые мероприятия по объединению двух крупных университетов – БашГУ и УГАТУ. Сейчас основная задача – сформировать конкурентоспособную научно-образовательную среду.

Мы вдохновлены быстрыми победами в этом проекте. Я говорю о получении нашим Евразийским НОЦ мирового уровня федерального статуса, поддержке Президентом страны создания нового университета, а также Правительством страны на конкурсном отборе по созданию кампусов мирового уровня.

До конца года мы решим все земельно-имущественные вопросы. Мы уже предусмотрели финансирование на проектирование. Надеемся получить положительное заключение государственной экспертизы на проектно-сметную документацию. Отберём концессионную компанию и сможем раньше других регионов приступить к строительству, сдав первую очередь в первом квартале 2023 года.

Вместе с тем при реализации проекта мы столкнулись с проблемами, которые требуют определённой поддержки.

Первое. Для вузов, отобранных в программу «Приоритет 2030», надо ввести собственные образовательные стандарты и автономии в распределении части контрольных цифр приёма, а также дать этим вузам разрешение на ведение инвестиционной деятельности.

Второе. Необходимо изменить нормативно-техническую документацию для проектирования и строительства кампусов мирового уровня. Сегодня вузы не могут эксплуатировать в своём имущественном комплексе объекты здравоохранения, рекреации. Серьёзно устарели требования к материалам, инженерным решениям и их стоимости.

Проект позволит обучать в нашем НОЦ более 50 тысяч студентов, в том числе 10 тысяч иностранных. Университет сможет войти в топ-100 предметных международных рейтингов и топ-500 рейтинга ведущих мировых университетов. Это приведёт к положительному сальдо миграции в республике за счет притока молодежи в кампус, который войдет в топ-100 рейтинга GreenMetric. Мы будем выигрывать борьбу за таланты, предлагая образование мирового уровня, лучшие условия для научной деятельности и технологического предпринимательства.

Третий наш перспективный проект – формирование кластера беспилотной авиации. У нас уже есть технопарк и инжиниринговый центр. Создадим сертифицированный испытательный полигон беспилотных авиационных систем. Планируем наладить серийный выпуск малой авиации на собственной силовой установке.

Будем формировать инфраструктуру использования беспилотников в городских и межрегиональных условиях (зарядные станции, парковки, станции обслуживания и т.д.). Введём экспериментальный правовой режим для легализации продуктов и услуг беспилотной техники.

В нашей республике этот проект может быть довольно эффективным. Мы опираемся на существующие крупные компании, работающие в системе авиа- и двигателестроения. Эффект для экономики страны будет серьёзным. Мы создадим порядка 5 тысяч новых рабочих мест.

Очень рассчитываем на поддержку Минпромторга. Мы готовы не только войти в госпрограмму, но инициировать формирование новой подпрограммы для развития беспилотной авиации.

Четвертый проект касается развития Башкирского Зауралья. Здесь мы предлагаем решить три задачи. Это строительство железнодорожной дороги «Сибай–Подольск–Сара», новой цифровой электростанции, а также создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Урал».

Железная дорога позволит доставить более 9 млн тонн руды с действующих месторождений до промышленных предприятий южного Урала. Это значит, что будут расти товарооборот, прибыль, будут новые рабочие места. Также эта ветка обеспечит прямую связь в обход загруженного Челябинского железнодорожного узла со странами Средней Азии, Китаем, районами Нижней Волги и Кавказа, сократит на 250 км путь до границы Казахстана. В целом создаст дополнительные условия для развития экспорта.

Прошу Вас, уважаемый Дмитрий Николаевич, содействовать включению проекта в долгосрочную программу развития РЖД. По предварительным расчётам, нужно более 34 млрд рублей инвестиций. Учитывая капиталоёмкость проекта, считаем целесообразным реализовать его в рамках концессии с участием РЖД и Уральской горно-металлургической компании, с которой мы уже провели необходимые переговоры.

Также Зауралье многие годы испытывает серьёзный дефицит электроэнергии. Строительство новой электростанции на 500 кВ обеспечит потребности предприятий УГМК и группы компаний Lasselsberger, а также будущих крупных производств, которые появятся здесь в ближайшие годы. Объём финансирования оценивается в 6 млрд рублей.

Кроме того, мы предполагаем, что новая подстанция будет цифровой. Поэтому мы предлагаем построить её в рамках федерального проекта «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией» и проекта «Цифровая энергетика». Прошу Вас, уважаемый Дмитрий Николаевич, поддержать предложение о формировании рабочей группы по созданию в Зауралье первой цифровой подстанции классом напряжения 500 кВ.

Ещё один важный проект по развитию Башкирского Зауралья. Здесь расположены уникальные природные достопримечательности, известные региональные здравницы и курорты. Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Урал» на территории четырёх районов Башкирского Зауралья будет способствовать развитию межмуниципальных связей, совмещению лечебно-оздоровительного и туристического комплексов с получением мультипликативного эффекта.

Якорным её резидентом станет всесезонный горнолыжный курорт «Мраткино» в Белорецком районе. В ходе реализации проекта будет создано более тысячи новых рабочих мест. Кроме того, это будет способствовать развитию малого бизнеса. Мы готовим заявочную документацию, планируем внести её до конца года. Прошу нас в этом тоже поддержать.

И пятый проект – это развитие Уфимской агломерации. Здесь мы видим две составляющие. Во-первых, развитие Уфимского железнодорожного узла (Южный обход города). Планируется построить новую железнодорожную ветку для организации внутригородского пригородного сообщения, в том числе до Международного аэропорта Уфа, и запустить кольцевое движение скоростных электричек типа «Ласточка».

Совместно с РЖД мы уже подготовили технико-экономическое обоснование, которое находится на рассмотрении экспертного совета компании с высокой вероятностью положительного заключения.

Общая стоимость работ – 18 млрд рублей. По результатам реализации проекта ожидается рост перевозок пассажиров с 1,5 до 6,5 млн человек, грузопотоков – со 102 до 121 млн тонн.

Второе направление –строительство новых мостовых сооружений и транспортных развязок. Это позволит перераспределить в столице транспортные потоки, разгрузить существующие выезды и создать новые.

Необходимо строительство «связок» для выхода на федеральные трасы М-5 и М-7. Требуется реконструкция предаварийного моста через реку Уфу в микрорайоне Шакша, строительство нового моста через реку Белую с продолжением дороги по улице Интернациональной.

Общая стоимость работ по развитию дорожной инфраструктуры – 31,5 млрд рублей. У республики есть возможность поэтапного строительства линейных трасс. Однако мостовые сооружения с учётом инженерных особенностей нужно строить единовременно и непрерывно. Эти проекты особенно актуальны в преддверии празднования в 2024 году 450-летия Уфы. Тем более что Президент России Владимир Владимирович Путин придал этому событию федеральный статус. Просим нас также поддержать в этих вопросах.

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Уважаемый Игорь Анатольевич!

В завершение хочу поблагодарить за активное вовлечение наших проектов в работу Правительства. Надеюсь, что она будет плодотворной как для нас, так и для всей страны.

Спасибо за внимание!

***

По итогам совещания Дмитрий Чернышенко поручил Министерству экономического развития страны, Координационному центру Правительства России и Росстату совместно с регионами в течение недели обеспечить бесперебойный сбор данных, характеризующих актуальную ситуацию в регионах ПФО, для дальнейшего принятия решений по реализации проектов.

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter