Обычный вид

Рабочие поездки

21.09.2016 17:42:00

Рустэм Хамитов посетил специализированную выставку «Транспортные системы. Спецтехника и оборудование»

21 сентября в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов посетил I специализированную выставку «Транспортные системы. Спецтехника и оборудование», которая проходит в выставочном комплексе «ВДНХ-Экспо» в рамках Транспортного форума.

Это единственная в республике выставка подобной тематики, на которой представлены новинки коммерческого транспорта и дорожно-строительной техники, материалы и оборудование, запасные части, смазочные материалы, экспедиционные услуги, системы мониторинга автотранспорта. Всего в ней принимают участие порядка 70 компаний из 10 регионов Российской Федерации, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Челябинской, Кемеровской, Свердловской, Брянской, Нижегородской областей.

Региональный оператор ГЛОНАСС по Башкортостану представил на выставке инновационные системы мониторинга дорожного движения, пассажирских и грузоперевозок, которые внедряются в республике. В настоящее время для этих целей планируется также использовать беспилотные летательные аппараты российского производства. Рустэм Хамитов отметил необходимость дальнейшего развития и расширения этой системы для повышения безопасности дорожного движения.

Современные образцы дорожно-строительной и коммунальной техники представлены такими компаниями, как НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения» (Брянск), Кемеровский опытный ремонтно-механический завод, Кировградский завод твердых сплавов, «Меркатор Холдинг» (Москва).Компания «ЕВРОСИТО» (Московская область) представила расходные материалы и запасные части для дробильно-сортировочного оборудования, конвейерных систем, карьерной и дорожно-строительной техники.

Инновационные материалы и разработки в области дорожного строительства продемонстрировали компании «Башбетон», «Россильбер», а также Институт нефтехимпереработки РБ. Руководитель региона дал поручение Госкомитету РБ по транспорту и дорожному хозяйству активнее сотрудничать с производителями перспективных материалов.

– Раз в этой части у нас получается импортозамещение, надо помогать, – сказал Рустэм Хамитов.

Представители АО «Башкиравтодор» показали Главе республики современные системы и новую технику для строительства автомобильных дорог. В числе инновационных технологий предприятия – «холодный асфальт», который выпускает Уфимский опытный завод «Ремстройдормаш». Это специальная смесь из дроблёного минерального заполнителя и органического вяжущего, модифицированного полимером, предназначенная для ремонта дорог при темпереатуре до –20°C. «Холодный асфальт» уфимского производства успешно применяется не только в Башкортостане, но и в других регионах России, в том числе в Москве. Рустэм Хамитов протестировал свойства материала на открытой площадке перед выставочным комплексом.

– От вас мы требуем одного – качества работы, – обратился Глава Башкортостана к представителям компании.

Генеральный директор международного аэропорта «Уфа» Александр Андреев доложил о ходе реконструкции терминала внутренних авиалиний, что позволит значительно увеличить его пропускную способность.

В ходе осмотра выставки руководитель региона ознакомился со стендом Управления автомобильной магистрали Самара–Уфа–Челябинск, особо подчеркнув необходимость поддержания этой трассы в нормативном состоянии.

– Нашим гражданам без разницы, чья эта дорога: республиканская или федеральная. Главное – работать качественно, – заявил Рустэм Хамитов.

Стенограмма подхода к прессе:

КОРР.: Рустэм Закиевич, Транспортный форум в таком формате впервые проходит в Уфе. Каковы Ваши впечатления? Чем запомнилась выставка представленной техники и оборудования?

Р. ХАМИТОВ: Фактически форум начнётся завтра. А то, что я вижу сегодня, довольно интересно и любопытно с точки зрения новых технологий дорожного строительства.

Нет необходимости говорить, насколько важна дорожная отрасль для всех жителей республики. Напомню, что у нас протяжённость всех дорог – 56 тысяч км, из них республиканских – 47 тысяч км. И только 18,5 тысячи км дорог покрыто асфальтобетоном. То есть мы имеем более или менее надёжные дороги пока на уровне 40 процентов. Остальные дороги – гравийные и даже грунтовые.

Работы очень много. Долгие годы дорожное хозяйство было местом извлечения ренты, причём не всегда законной, а иногда даже преступной. Постоянные некачественные работы и ремонты, нарушения технологий – всё это видно. И люди, и власть от этого устали. Нужно было менять ситуацию. Последние два-три года мы стараемся работать по-другому. Что для этого сделано?

Первое. Внедрены республиканские ГОСТы, которые намного жёстче, чем российские. Они подразумевают применение более качественных битумов и материалов, чем те, которые сейчас используются в дорожном строительстве.

Второе. Мы, безусловно, увеличиваем объёмы финансирования.

Третье. Идём на постоянный контроль качества работы. Закуплены лаборатории, исследования проходят сразу же после того, как построили дороги. Всё это уже позволяет нам переходить на другой формат работы.

Форум покажет нам новые варианты работы, в том числе с технологических и организационных точек зрения. Главное, что специалисты, пообщавшись, смогут принять верное решение для того, чтобы качество строительства улучшалось.

КОРР.: Бывает, Вы критикуете дорожные службы за качество выполненных работ. Есть ли всё-таки у отрасли движение вперёд?

Р. ХАМИТОВПродвижение вперёд есть, я только что об этом сказал. Может быть, это не тот темп, который нам всем хотелось бы иметь, но чудес на свете не бывает. И за два-три года невозможно преодолеть ту пропасть, которая сложилась в дорожном строительстве с точки зрения качества, применения современных технологий.

Пять лет назад на строительстве дорог в основном работали «шабашники» – без технологий, без разрешений, без контроля качества работы. Это была ниша для, мягко говоря, «увода» бюджетных денег. Мы знаем, что две-три компании поделили рынок республики, независимо от качества работ выигрывали тендеры. Их руководство благополучно проживает в далёких странах на берегу тёплых морей. Им наши «болячки» – до лампочки! Извиняюсь за этот сленг, но у меня как у жителя республики наболело на душе.

Поэтому сегодня основные направления мы переносим на поиск новых технологий, на формирование других сил, которые могут работать в дорожном строительстве. На приведение в чувство бракоделов, которых сегодня ещё достаточно много. Идёт комплектование дорожных структур современной техникой. И главное – кадры.

Не секрет, что раньше дороги строили все, кому не попадя. Захотел – пришёл и выиграл конкурс, умеешь ты работать или нет. Это никого не волновало, главное – цена. Снижали её до минимально возможной.

Понятно, что сегодня «копья» летят и во власть в том числе. Есть критика. Но мы понимаем сложность этой темы. Понимаем, что без настоящего прорыва в дорожном строительстве общество нас просто не поймет. Сегодня все силы, в том числе интеллектуальные, мобилизуются на этом направлении. Будем улучшать ситуацию.

Только что мне докладывали по состоянию основных республиканских магистралей. Ещё год-два, и мы приведём их в нормативное состояние. Это значит, что можно будет спокойно ездить без ухабов, гребёнок, ям. Мы эту работу сделаем. Обязаны сделать!

КОРР.: Рустэм Закиевич, прокомментируйте, пожалуйста, участие частных инвесторов в строительстве, ремонте дорог. Довольны ли Вы темпами их привлечения? Например, последний аукцион по ремонту Затонской дороги не состоялся, потому что не было желающих поучаствовать.

Р. ХАМИТОВ: Наша республика отличается тем, что стоимость строительства автомобильных дорог является одной из самых низких в Российской Федерации. Мы уже почти пять лет не повышаем коэффициенты, которые учитываются при расчёте стоимости 1 км дорог. Нас за это критикуют. Ряд подрядчиков не хочет работать на таких условиях. Им, видите ли, 10-15 процентов прибыли мало, 50 процентов подавай. А такие условия для нас неприемлемы.

Мы не будем значительно повышать стоимость строительства 1 км дорог. Поэтому те, кто хотел получить «шальные» деньги на наших дорогах, не участвуют в наших конкурсах.

То, что частники отказались принимать участие в строительстве дороги на Дёму, говорит о том, что в принципе мы сегодня верно выдерживаем ценовую политику. И таких «бесшабашных» денег в этом строительстве не будет.

С другой стороны, частник всё равно нужен.

Скорее всего, частные деньги, деньги инвесторов будут привлекаться на строительство крупных магистралей. Прежде всего, речь идёт о строительстве дороги от Стерлитамака через Ишимбайский район на Магнитогорск. Там будут привлекаться деньги инвесторов.

Далее. У нас есть зависшая, 20-летняя история – строительство тоннеля и соединение автомобильных дорог М5 и М7 переходом через реку Уфа со строительством моста и проходом через тоннель. Эта история досталась нам «по наследству». Сегодня, глядя на то, что было сделано 20 лет назад, конечно же, понимаешь, что это было ошибочное решение. Но законсервировать тоннель стоит сегодня порядка 4-5 млрд рублей. Завершить строительство тоннеля стоит порядка 6-8 млрд рублей. Поэтому мы постоянно ищем вариант решения.

Вчера приезжал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России (Х.Д. Мавлияров), наш земляк, который критиковал этот проект. Ну, дорогой, ты же работал министром, ты отвечал за эту работу. Чего тогда нас критикуешь? Такую критику мы, конечно, не принимаем, а пытаемся найти варианты, в том числе с привлечением государственно-частного партнёрства.

Стараемся найти оптимальный вариант. Если даже эта дорога будет построена, то грузовой транспорт с М7 на М5 по ней не пойдёт. Она будет предназначена только для легкового и пассажирского транспорта. Других вариантов мы не видим.

КОРР.: А иностранные подрядчики могут участвовать в строительстве?

Р. ХАМИТОВ: С удовольствием! Я тоже говорю: привлекайте иностранных подрядчиков, например, из стран СНГ. Мы были в Белоруссии. Там замечательные дороги. С белорусами у нас есть сотрудничество, и технологии свои они нам предлагают. Мы за то, чтобы они работали, в том числе и на наших дорогах.

Но есть правовые основы, не до конца решённые в этой части. Думаю, что эти препятствия для иностранцев будут сняты. Будут работать, будут строить. По крайней мере, будут вытеснять наших «двоечников» со строительства дорог.

КОРР.: Вы упомянули про стандарты качества, а также систему отложенного платежа, которые сейчас внедряются в республике. Два сложных, болезненных момента. Как реагирует рынок? Насколько активно получается подтягивать подрядчиков на такие проекты? И если позволите, то второй вопрос. Вы упомянули господина Мавлиярова, который вчера раскритиковал два крупных проекта, в том числе строительство набережной. Нам сказали, что вторая очередь проекта была скорректирована после Вашего личного вмешательства. Планируете ли Вы в дальнейшем курировать крупные проекты?

Р. ХАМИТОВ: Это моя работа. В этом заключается моё участие в управлении крупными строительными процессами.

Что касается Уфимской набережной, не могу согласиться с тем, что этот объект обезобразит наш ландшафт, городскую территорию. Пока только этап строительства. И нельзя давать оценки на промежуточном этапе. Там всё будет облагорожено, будет выглядеть достойно.

Ещё полтора-два года назад я внёс коррективы в проект этой стройки. Действительно, там размах был колоссальный – люди задумали какие-то совершенно непостижимые вещи. Сегодня это приведено в разумные пределы.

Строительство мы завершим в ближайшие два – максимум, три года. Это будет замечательное место отдыха. Там будут возможности и для проезда транспорта, и для прогулок.

Что касается качества строительства дорог и отложенных платежей, то ещё раз говорю, чтоэти схемы всегда сложнореализуемы.

КОРР.: Есть ли обратная связь с подрядчиками? Как рынок на это реагирует?

Р. ХАМИТОВ: Пока рынок реагирует плохо, потому что все зациклены на получении немедленной прибыли, немедленного дохода. Принципиально важно разрушить эту «философию» и перевести строительство в долгосрочные подряды, а ещё лучше – «торговать» эти объекты с точки зрения выполнения всех работ во время жизненного цикла – а это 15-25 лет.

Ещё нет соответствующего законодательства – оно не сформировано. А главное – в голове у подрядчиков нет такой схемы.

КОРР.: Составлен предварительный список юбилейных строек к 100-летию Башкортостана. Войдут ли в этот список объекты дорожной инфраструктуры?

Р. ХАМИТОВ: Да, конечно. Есть хорошие объекты. Только что мы обсуждали строительство моста в Караидельском районе и дороги, которая через Караидель соединит северо-восток нашей республики с её центральной частью. Через два-три года мы будем меньше, а может быть, вообще не будем перемещаться по М5 – очень сложной, коварной, опасной дороге, на которой, к сожалению, много жертв, происходит много аварий.

Наша ближайшая задача на два-три года – построить мост в Караидели и дорогу, чтобы жители северо-востока безболезненно приезжали в Уфу, минуя сложнейший участок автодороги М5.

Мы думаем, что всё-таки получится проект государственно-частного партнерства по строительству дороги Стерлитамак–Магнитогорск. Это тоже очень крупный, интересный объект. К 2019 году мы вряд ли успеем построить всю эту дорогу. Но значительную её часть с выходом на дорогу Белорецк–Старосубхангулово за три года вполне возможно сделать.

Есть ряд более мелких объектов, но они тоже важны, потому что обеспечивают интересы жителей, проживающих в наших районах, муниципалитетах. Дороги, соединяющие муниципалитеты, на сегодняшний день порой даже более важны для наших жителей, чем какие-то главные магистрали. Такая работа тоже будет вестись. Думаю, что порядка 20-30 объектов дорожного строительства войдёт в список к 100-летию Республики Башкортостан.

***

В выставочном комплексе «ВДНХ-Экспо» Глава Башкортостана также ознакомился с экспозицией IX специализированной выставки «Недвижимость», которая проходит в рамках форума «УралСтройИндустрия». В ней принимают участие ведущие компании-застройщики Уфы и республики, представляющие свои проекты в области промышленного, гражданского, малоэтажного и коттеджного строительства. В их числе – группа компаний «Жилой квартал» (жилой комплекс «Михайловка Green Place»), ООО «КилСтройИнвест» (жилой комплекс «Миловский парк»), ООО «Наш Новый город» (коттеджный посёлок «Нагаево Премиум»), ЗАО «ФСК Архстройинвестиции» (микрорайон «Планета»), группа компаний «Первый трест» (жилой комплекс «Уфимский Кремль»), ООО «ИнвестКапиталСтрой» (жилой комплекс «Уфимский Крым»).

Руководитель региона осмотрел макеты комплексных застроек территорий, поинтересовался вопросами их благоустройства, создания необходимой инфраструктуры.

– Где люди будут гулять, отдыхать? Вы людей подманиваете детским садом, школой, инфраструктурой, а потом говорите: «Не получилось». И переводите «стрелки» на нас. Мы начинаем искать деньги, привлекать инвестиции. А время уходит, люди злятся. Эти разрывы надо как-то нивелировать, – подчеркнул Рустэм Хамитов. – Нам нужна последовательная, системная работа, чтобы была инфраструктура, чтобы было красиво, чтобы жильё не было в чистом поле. Должны быть созданы все необходимые удобства для людей. Пусть это немного дороже, но в данной ситуации я, конечно же, на стороне жителей.

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter