Обычный вид

Рабочие встречи

04.07.2017 19:19:00

Встреча с выпускниками, сдавшими ЕГЭ на 100 баллов

4 июля в Доме Республики Глава Башкортостана Рустэм Хамитов встретился с выпускниками школ, сдавшими Единый государственный экзамен на 100 баллов. Во встрече также приняли участие министр образования РБ Гульназ Шафикова и классные руководители «стобалльников».

Среди выпускников – отличники учёбы, победители и призёры российских и республиканских олимпиад, принимающие активное участие в общественной жизни. С руководителем республики они поделились своими дальнейшими планами. Так, в вузах республики планируют обучаться выпускник средней школы села Кипчак-Аскарово Альшеевского района Рамиль Исламов, который поступает на географический факультет Башкирского государственного университета, и учащийся лицея № 1 имени Ф. Булякова села Мишкино Мишкинского района Евгений Кильдибаев, подавший документы в Уфимский государственный авиационный технический университет. Ученица средней школы села Алкино-2 Чишминского района Гузель Сафиуллина, получившая 100 баллов по русскому языку и физике, планирует поступать в Московский физико-технический институт. Туда же подала документы и выпускница уфимского инженерного лицея № 83 имени М. Пинского Александра Исламгареева. Ученица нефтекамской гимназии № 1 Дарья Томашевская мечтает изучать логистику в Высшей школе экономики, а выпускница стерлитамакской средней школы № 1 Екатерина Нефедова собирается поступать в Казанский государственный медицинский университет.

В ходе общения с педагогами обсуждались вопросы учебной миграции и совершенствования процесса подготовки к олимпиадам. Глава Башкортостана отметил необходимость индивидуальной работы с каждым талантливым выпускником, создания необходимых условий для их успешной работы в республике после окончания вуза и предложил провести встречу с сегодняшними «стобалльниками» через год.

Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:

Во-первых, хотел бы поздравить вас с завершением учебного года, выпускников – с завершением школы. Хочу поблагодарить учителей, коллективы школ, в которых вы учились, и всех учебных заведений республики за хорошую, добротную работу. Мы видим, что результаты в этом году в целом неплохие. Конечно, у нас есть вопросы, и мы о них тоже поговорим.

Встречу с вами хотел бы начать со слов благодарности в адрес выпускников за хорошие результаты, которые были показаны во время выпускных экзаменов.

Это замечательно, что у нас есть большой отряд ребят, которые получили 100 баллов по многим предметам во время Единого государственного экзамена. А двое имеют по два 100-балльных результата. Понимаю, что такого результата достичь очень тяжело.

У нас есть ещё и третий выпускник. Правда, он сегодня заканчивал школу в Москве, наш парень из Республики Башкортостан. Тоже получил по двум предметам 100 баллов. Но он уже выпускник школы при МГУ. Молодцы ребята! Благодарен вам. Спасибо вам большое за то, что так хорошо трудились, проявили усердие, силу воли, характер. Думаю, что эти качества в дальнейшей жизни, безусловно, вам пригодятся.

С другой стороны, знаю, что из числа тех, кто на 100 балов сдаёт экзамен и автоматом поступает в вузы, только треть идёт учиться в университеты республики. Почти 70 процентов поступают в московские вузы, в меньшей степени – в петербургские. Я сам окончил московский вуз, поэтому не могу никого осуждать в этой части. Наоборот, считаю, что Москва – это очень хорошая школа. Получать образование в хороших вузах, безусловно, нужно. Но, с другой стороны, для тех, кто остаётся в республике, это тоже хороший выбор. Наши вузы сильны и входят в рейтинги. Может быть, занимают не такие высокие позиции, как нам хотелось бы. Но это добротные, хорошие, серьёзные вузы. И тем, кто будет учиться здесь, у нас, в Уфе, хочу сказать, что это достойный выбор. Я его тоже поддерживаю и считаю, что это в целом нормально.

Главное – если даже кто-то учится в Москве, Петербурге, других городах или даже за границей, на мой взгляд, должны вернуться к нам работать. Для меня это принципиально, потому что мы испытываем явный кадровый голод, нехватку специалистов во многих областях. Специалистов грамотных, уверенных в себе, с хорошей базой знаний, которые могли бы дальше на хорошем уровне работать.

Эта проблема, кстати, существует во всех регионах Российской Федерации, потому что самые лучшие, и вы в том числе, уезжают в другие, столичные города и не возвращаются.

Пользуясь случаем, хотел бы попросить вас, чтобы вы помнили о малой родине – Уфе, республике, городах и сёлах, в которых вы родились – и держали в уме мысль о том, что со временем надо возвращаться сюда. Возможности для работы у нас есть – и в науке, и на производстве, и на новых предприятиях, и в информационном пространстве. Понимаю. что в жизни всё может повернуться по-разному, но такую мысль надо держать в голове.

Когда я заканчивал в Москве Бауманское училище (сегодня это университет имени Баумана), то знал, что вернусь, и сделал всё, чтобы распределение (тогда получали официальное распределение) было в Уфу. Я вернулся на моторостроительный завод, два года работал мастером в цехе, получил очень хороший опыт работы в трудовом коллективе. Рабочий класс меня воспитывал так, как нужно, и это хорошая школа. Потом эта закалка позволила двигаться дальше.

Поэтому у меня просьба и к вам, и к тем, кто посмотрит нашу встречу по телевидению, – держать в уме варианты возвращения и делать их основными в своей дальнейшей карьере и работе. А я попрошу Министерство образования, наших учителей, школы, чтобы держали ребят на заметке, чтобы у нас была база данных, чтобы мы понимали, что есть талантливые, способные ребята, которые действительно могут принести пользу и успех нашей республике.

Что касается ЕГЭ, результаты этого года неплохие. Мы видим, что в целом произошло увеличение среднего балла по большинству учебных предметов. Математика, химия, физика, информатика, иностранные языки – увеличились средние результаты. Только по биологии и географии цифры немного снизились. А в целом цифры совсем неплохие.

Снижается доля выпускников, получивших неудовлетворительные результаты. Такая тенденция у нас наблюдается по всем предметам. Это тоже хорошо. Это говорит о том, что в целом произошла адаптация школ к системе ЕГЭ. Адаптация выпускников в этой части тоже идёт достаточно успешно. Понятно, что все дрожат перед экзаменами, боятся их – так и должно быть. Но этот страх постепенно замещается знаниями, пониманием того, как нужно действовать в той или иной ситуации. И результаты об этом говорят.

У нас увеличилась доля участников ЕГЭ, получивших 81 и более баллов. Это тоже произошло практически по всем предметам – русский язык, математика, физика, химия, информатика, история, языки, литература. Только биология и география (я уже об этом сказал) показали некий спад. Но считаю, что всё равно этот спад исчисляется долями процентов и в данном случае непринципиален.

69 человек получили 100-балльный результат. В прошлом году таких героев было 43. Это явное увеличение тоже говорит о том, что система образования работает качественно, и ребята уже осознанно подходят к подготовке к выпускным экзаменам. Конечно же, это очень радует.

А тех, кто получил на двух экзаменах по 100 баллов, в прошлом году не было, а в этом году – двое. Так что вы – чемпионы. Здесь у нас с вами присутствует Гузель Сафиуллина, которая смогла добиться такого результата. Молодец, умница! Только слова благодарности и гордости за то, что у нас сегодня есть такие умные выпускники.

Проблемные вопросы. Об этом тоже надо говорить. Нельзя постоянно бить в литавры и утверждать, что у нас всё хорошо, замечательно. Есть вопросы, и связаны они, прежде всего, со снижением наших показателей в олимпиадах. Эти цифры нас не радуют. Не хотел бы я сегодня напирать на эту тему, но факт остаётся фактом. В олимпиадах мы получаем меньшее количество наград, чем это было в 2013-2015 годах. Самое плохое то, что мы ухудшили результаты в математике, физике, то есть базовых предметах, которые мы просто обязаны держать на хорошем, достойном уровне. С чем это связано, пока трудно сказать. Но мы соответствующие выводы делаем и, конечно, будем увеличивать активность в работе с одарёнными учащимися. Надеюсь, что это даст нам определённый результат.

Это, как в спорте, когда все занимаются в массовом плане физкультурой, а есть лидеры, чемпионы, которые ведут за собой, в том числе и тех, кто занимается спортом в полулюбительском варианте. Может быть, это не совсем корректное сравнение, но в данном случае нам, конечно, нужны лидеры, победители олимпиад. Вы все участвовали в олимпиадах, у вас хорошие результаты. Это уже вопрос не к вам, а в целом к системе образования. Безусловно, мы должны поправлять эту ситуацию и работать над тем, чтобы у нас были настоящие лидеры по всем направлениям, по всем предметам, которые изучаются в школе. Это первое.

Второе. Мы видим, что всё-таки, несмотря на наши просьбы, увещевания, требования, продолжается практика попыток списывания на экзаменах, использования шпаргалок, разного рода не разрешённой аппаратуры. Такие факты есть. В этом году у нас было восемь случаев. Конечно, у нас огромное количество выпускников, и восемь случаев – это немного. Но, тем не менее, всё-таки присутствует мысль о том, что можно обмануть, воспользоваться связями, знакомствами, получить преференции, преимущества при сдаче экзаменов. Это неверный подход. Мы жёстко проанализируем все нарушения, которые были во время ЕГЭ. К сожалению, у нас там был и криминальный случай – попытка взятки при сдаче экзаменов. Я об этом тоже говорю.

Мы жесточайшим образом будем наказывать этих людей. Это наша позиция, которая и впредь будет неукоснительно выдерживаться. Все, кто задействован в махинациях, комбинациях, попытках нечестно сдавать экзамены, будут наказаны. Здесь других подходов нет.

Знаю, что вы сдавали честно, и здесь нет абсолютно никаких претензий к вам. Но в целом система образования должна быть кристально честной и чистой. Вот тогда мы действительно будем иметь и новое качество с точки зрения образовательного процесса, и те, кто заслуживает, будут получать высокие оценки и учиться в университетах. Это так.

Есть ряд других вопросов, связанных с состоянием наших школ, наличием второй смены, нехваткой инвентаря, оборудования, техники в школах. Мы всё это понимаем. Система образования на сегодняшний день для нашей республики стоит достаточно дорого. Примерно 30 млрд рублей мы направляем в систему образования, и это немаленькие деньги. Наш республиканский бюджет 100 с небольшим миллиардов рублей. Почти 30 процентов направляется в систему образования для того, чтобы наша молодежь получала качественное, хорошее образование на высоком уровне.

Тем не менее этих денег тоже не хватает. Мы знаем, что нам надо ещё больше ресурсов. Мы не успеваем где-то ремонтировать школы, строить новые школы. У нас достаточно сложная ситуация по Уфе. В силу разных причин отстали в реновации, в модернизации наших уфимских школ. Целый микрорайон в Инорсе, где сегодня ученики ютятся в приспособленных помещениях. А начало строительства новой, большой школы на 1,5 тысячи мест всё затягивается, хотя уже и деньги выделены. Но мы с этой историей разбираемся. Есть у нас вопросы по Стерлитамаку, Салавату и ряду других городов, где нехватка школ. Есть вопросы по нашим сельским школам в части обеспечения современным оборудованием – досками, компьютерными классами и т.д.

Всё это мы знаем, понимаем. Критикуют. И Министерство образования критикуют. И порой эта критика объективна. Но мы стараемся. Думаю, в ближайшие максимум три-пять лет мы решим, закроем основные глобальные проблемы в образовании. Но нам надо три-пять лет сложной, ответственной работы. Эти деньги мы будем находить, изыскивать, строить новые объекты.

Кроме того, конечно же, есть вопрос оптимизации, когда мы вынуждены закрывать маленькие школы, где учатся по 50-70 человек, и переводить ребят в большие учебные заведения. Не всегда это встречает понимание со стороны родителей, потому что всё равно никому не хочется того, чтобы детишки ездили в школу на автобусах, далеко перемещались, а тем более жили в интернатах. Но здесь мы стараемся находить оптимальное решение и таким образом смягчать обстановку.

Я веду с вами серьёзный разговор. И вы серьёзные люди. Конечно, понимаю, что пока это не входит в сферу ваших интересов. Но вы должны знать, что система образования, обучения, школы и даже детские дошкольные учреждения – наша постоянная, ежедневная забота. Каждый день мы в той или иной мере обсуждаем вопросы образования. А вы находитесь на вершине этой пирамиды, тем более завершаете учёбу с такими блестящими результатами.

Завершая свой довольно продолжительный монолог, конечно, ещё раз хочу поблагодарить учителей и всех, кто способствовал тому, чтобы вы получили эти знания. Без учителя, без человека, который постоянно рядом, подсказывает, направляет, высокий результат недостижим. Всегда нужен учитель – и когда ты учишься в школе или университете, и когда идёшь по жизни. Если вам повезёт в дальнейшей взрослой жизни и вы найдёте себе таких учителей, рядом с которыми вы будете двигаться дальше, расти уже в профессиональном плане – это будет вашим счастьем. Обязательно нужно осознанно искать эту опору, потому что одному тяжело, невозможно добиться успеха. Только рядом со знающим человеком, который вовремя подскажет, обережет от ошибок, опрометчивых шагов, вольностей. В данном случае выбор Учителя – это всегда очень важно и имеет в жизни колоссальное значение. Нехватка учителей – не только в школах, а жизненных – порой тоже ощущается. Но мудрых людей у нас много. Их надо искать, видеть, рядом с ними надо идти.

Могу рассказать свою историю. Во время учёбы в Москве я постоянно общался с одним из профессоров. У него была огромная библиотека. У него были традиции интеллигентной и цивилизованной жизни. Его родители, деды и прадеды были преподавателями в институтах, вузах, университетах. Все пять с половиной лет, учась в университете, я еженедельно приезжал к нему, брал книги, общался, обсуждал, советовался. Это дало мне просто колоссальный заряд не то чтобы знаний, а культуры, умения ориентироваться в жизни и т.д. Так что если вы во время учёбы найдёте среди преподавателей таких знающих, интересных людей, не отмахивайтесь от них. Наоборот, старайтесь взять от них всё самое лучшее. Думаю, что это будет очень важно для вас по жизни.

По-хорошему завидую нашим выпускникам, что у вас такая замечательная и интересная жизнь. Сейчас вы уже студенты и выбираете вузы, в которых будете учиться. В этой части у вас широкие возможности. Вижу, что есть ряд выпускников, которые заявились сразу в несколько вузов. С одной стороны, это хорошо, но может быть и не очень. Мы были более целенаправленны, ориентированы на один вуз. Поступали и знали, что если там осечка, то всё, другого шанса нет. Ты пойдёшь другим путём. Этот путь, конечно же, тоже не закрывал позиции на получение образования, но был более сложным и в известной степени непредсказуемым. У вас есть определённость, и это очень хорошо.

Ещё раз благодарю всех. Спасибо вам большое.

<…>

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт