Обычный вид

Новости

22.03.2016 14:26:00

Рустэм Хамитов провёл заседание Совета по развитию электронного образования

22 марта в Уфе Рустэм Хамитов провёл выездное заседание Совета при Главе Республики Башкортостан по развитию электронного образования, которое состоялось в Институте развития образования РБ. В нём приняли участие члены Совета, а также представители профильных министерств, ведомств и вузов республики.

Перед началом заседания ректор Института развития образования Рамиль Мазитов рассказал руководителю региона о внедрении электронного образования в практику образовательных организаций республики. Сотрудники института представили варианты научно-методического сопровождения педагога в процессе его профессиональной деятельности и совершенствования его информационно-коммуникационных компетенций.

Учитель физики средней школы с. Первомайское Стерлитамакского района Дмитрий Кущ, удостоенный в прошлом году звания «Педагог-исследователь», продемонстрировал разработанную им «Виртуальную лабораторию по физике для дистанционного обучения школьников». Глава республики отметил, что такие разработки надо тиражировать посредством Института развития образования.

– Вы способный человек, вы смогли это сделать. А учитель, который не владеет этими навыками, не сделает. Кто будет это делать? За какие ресурсы? Как быстро? Компьютеры есть, желание есть, а методических материалов нет, – сказал Рустэм Хамитов. – Это не задача учителя. Как раз институт и должен проводить такую работу.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы начинаем заседание Совета по развитию электронного образования. Как и договаривались, встречаемся в стенах Института развития образования. Это уже наше четвертое выездное заседание.

Только что мы ознакомились с опытом работы института по внедрению электронного образования в практику школ, системой научно-методического сопровождения педагога. Понятно, что у нас возникли вопросы в части сроков внедрения этих систем, непрерывного образования педагогов, постоянного повышения квалификации специалистов.

То, что на сегодняшний день сделано, это уже неплохо. Хотя пока трудно делать оценку: много ли сделано или мало, начало ли это пути. В целом видим хорошую базу, помогающую учителям осваивать современные технологии.

Я неоднократно говорил о том, что электронное образование должно стать точкой роста всех сторон жизни. Пока же эти вопросы рассматриваются как отдельно взятые, чисто отраслевые, зачастую в отрыве от общих приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы. Такую ситуацию мы должны преодолевать.

В продвинутых в этом отношении зарубежных государствах, например, в Южной Корее, возможности электронного образования используются для выявления, подготовки и привлечения в собственные университеты и корпорации лучших из лучших, в том числе из других стран. Эти учебные заведения, во-первых, успешно экспортируют передовые технологии, при этом хорошо зарабатывают, во-вторых – привлекают к себе талантливую молодежь. 60 лет назад Южная Корея лежала в развалинах, практически ничего не было: землянки, голод и никаких доходов. Сегодня это современное передовое государство. И достигли они этого положения только через образование, в том числе и через формат электронного образования, который широко используют последние 10 лет. Сегодня несколько сотен тысяч российских юношей и девушек обучаются на различных зарубежных дистанционных курсах. Их видят, их оценивают и, к сожалению, переманивают. После обучения они уезжают и за рубежом работать. Это лучшие наши ребята.

На декабрьском заседании Государственного Совета по вопросам совершенствования общего образования Президент страны поручил создать открытый информационно-образовательный портал «Электронная школа», продолжить работу по повышению пропускной способности каналов сети Интернет для школ, обеспечить формирование национальной системы учительского роста. Сегодня обсудим и эти вопросы.

В республике утверждена Концепция развития электронного образования до 2020 года. Принята соответствующая «дорожная карта» на этот период. Однако до сих пор нет разработанной программы в этой сфере.

С приставкой «электронное» делается многое. Ежегодно проводится рейтинг общеобразовательных организаций. Внедряется система мониторинга на всех уровнях образования. Разработан соответствующий портал, объединяющий сайты образовательных организаций. Сейчас идёт работа по его наполнению курсами. Действует Ассоциация образовательных организаций.

С 2016 года учреждены ежегодные гранты Главы республики на эти цели на общую сумму 30 млн рублей. Министерство финансов изыскало возможность. С этого года наши передовики в части электронного образования будут получать ресурсы. Думаю, что это хороший шаг вперед. А вот федеральные и внебюджетные средства для этих целей мы привлекаем слабо.

На прошлом заседании я говорил о том, что республика имеет все шансы для того, чтобы стать пилотным регионом по отработке модели электронного образования с включением в Федеральную целевую программу развития образования до 2020 года. И что именно школы должны стать связующим элементом всей системы электронного образования. Хочу сегодня услышать, что сделано в этом плане.

Недостаточно активно к участию в развитии электронного образования привлекается бизнес. Если говорить точнее, то вообще не привлекается. На коммерческом рынке поставщиков любого электронного оборудования – более чем достаточно. Продают компьютеры, сетевое оборудование. А вот предпринимателей, участвующих в реализации пилотных проектов по внедрению информационных технологий, – считанные единицы. Нужно создавать условия для развития эффективного государственно-частного партнёрства в этой сфере.

Конечно, у нас наметились определённые результаты и достижения. Доля школ, применяющих электронное обучение, увеличилась с 12 процентов в 2014 году до 30 процентов в прошлом. 13 процентов школ ведут инновационную деятельность по развитию электронного образования. Более 70 процентов учителей внедряют информационно-коммуникационные технологии. Приближаемся к отметке 20 процентов в части регулярного использования дистанционных образовательных технологий, в том числе в системе объединённых коммуникаций, к которой подключены все школы. Доля обучающихся, применяющих электронные образовательные ресурсы в школе, достигла 40 процентов, дома – 50 процентов.

В 24 муниципальных районах открыты Центры общественного доступа, предназначенные для развития электронного обучения, внедрения дистанционных технологий, более широкого использования населением государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В рамках формирования системы корпоративного обучения служащих запущен внутренний учебный портал с инструментарием по проведению обучения и аттестации.

Эти цифры остаются цифрами. Жизнь порой вносит коррективы. Может быть, на бумаге все неплохо, но порой возникают вопросы. Сформированы лишь отдельные элементы системы. Целостной, организованной системы электронного образования пока нет. Сказывается отсутствие целенаправленной работы и соответствующего межведомственного взаимодействия.

Считаю, что нужно, в первую очередь, поддерживать пилотные инициативы учебных заведений, специализирующихся на организации электронного обучения, имеющих успешный опыт в этой сфере, готовых на принципах сетевого взаимодействия сопровождать другие школы, причем не только своего района. Нужно активнее работать над созданием эффективного образовательного контента, который должен быть сосредоточен на открытой, бесплатной платформе, обеспечивать доступность в онлайн-режиме книг и материалов ведущих вузов, библиотек.

Сегодня мы видим, что в интернете уже многое предоставляется за плату. Ресурсов нет, и доступ к этой информации затруднителен. Когда я ищу какую-нибудь нужную информацию и вижу, что это платный ресурс, то обхожу его. Потому что там вариант подписки очень сложный, не всё там просто, и не знаешь, на что подпишешься – внутрь заглянуть невозможно.

Институту развития образования надо заниматься обучением и переподготовкой научно-педагогических работников, чиновников и специалистов разных уровней. Необходимо последовательно работать в части продвижения технологических новаций.

К 2020 году мы должны уже иметь постоянную, непрерывную систему повышения квалификации наших учителей в формате электронного обучения, электронного прохождения повышения квалификации. А может быть даже раньше справиться с этой задачей.

Сегодня учитель раз в три года повышает свою квалификацию. Надо выходить на режим раз в год, а в идеале на постоянную работу в этой части.

<…>

***

Заместитель Премьер-министра Правительства республики Дмитрий Шаронов рассказал о формировании в Башкортостане условий для развития смарт-общества. По его словам, электронное образование не должно быть самоцелью. Во главу угла надо ставить задачу подготовки высококвалифицированных специалистов для приоритетных отраслей экономики региона. Необходимо прогнозировать развитие рынка труда и учитывать потребность в кадрах. Для успешного внедрения перспективных методик электронного образования вице-премьер предложил разработать соответствующую систему мониторинга школ и вузов.

По мнению Дмитрия Шаронова, важной задачей является создание индустрии электронного образования, стимулирование создания электронного контента. В связи с этим необходимо сформировать в республике благоприятные условия для компаний, реализующих проекты электронного образования.

Министр образования Башкортостана Гульназ Шафикова перечислила дополнительные меры государственной поддержки общеобразовательных организаций республики, внедряющих электронное образование. В прошлом году Рустэм Хамитов поручил учредить гранты Главы Республики Башкортостан для реализации проектов в этой сфере на общую сумму 30 млн рублей в год. В настоящее время определен перечень из восьми направлений, по которым будут распределяться эти гранты. Они включают в себя разработку сетевой электронной школы, сетевого электронного детского сада, модели кружковой работы, организацию обучения педагогического состава школ технологиям электронного обучения, интеграцию элементов подготовки к итоговой аттестации в школьную программу, отбор и последующую работу с мотивированными детьми по подготовке к олимпиадам, разработку геймификации образовательного процесса, а также включение родителей в образовательную модель. На каждый грант предусмотрено от 1,5 до 3,5 млн рублей. О проведении конкурса министерство образования республики объявит в ближайшие месяцы.

Председатель совета Ассоциации образовательных организаций «Электронное образование РБ» Илья Кудинов рассказал о задачах ассоциации по развитию системы электронного образования. Глава республики, в свою очередь, предложил сформировать ассоциацию регионов-лидеров в сфере электронного образования.

Рустэм Хамитов также поддержал предложение заместителя Премьер-министра Правительства РБ Дмитрия Шаронова провести следующее заседание на базе учреждения, подведомственного министерству труда и социальной защиты населения республики.

Стенограмма подхода к прессе:

КОРР.: На протяжении последних лет в Башкортостане по Вашей инициативе реализуется проект «Электронное образование». Можно ли утверждать, что республика стала пионером в стране в развитии электронного образования? Что удалось сделать в части внедрения новых технологий?

Р. ХАМИТОВ: Сегодня мы одни из лидеров. Все регионы поняли, что электронное образование – это очень важно, и устремились в погоню за нами. Кое-кто, может быть, уже догнал, но мы точно одни из лидеров.

Что это нам даёт? Сегодня достаточно много школ переходит на формат дополнительного электронного образования, стараясь преподнести школьникам материал в современном виде – с использованием компьютерной графики, дистанционного обучения. Эту форму широко используют наши вузы. Там электронное образование широко распространено. Наши студенты участвуют в разного рода обучающих программах, которые разрабатывают в том числе и зарубежные вузы.

Начинается большой и правильный процесс получения электронного образования. Но не это главное. Не только студенты или школьники получают электронное образование. Сегодня повышение квалификации учителей на 37 процентов сформировано с использованием электронных технологий. Чиновники проходят переподготовку в том числе с использованием электронного образования.

Наша задача – чтобы всё общество ежегодно получало дополнительные знания посредством электронного образования.

Так, как это сегодня происходит в Южной Корее, в ряде западноевропейских стран. В этой части нам рано гордиться какими-либо успехами. Действительно, начав три года назад обсуждать, а потом перейдя к организации системы электронного образования, мы смогли сделать достаточно много.

Вы имеете реальную возможность зайти в интернет, найти соответствующие порталы, выбрать вопрос и получить не только материал, но и лекцию, индивидуальное занятие. Всё это реалии сегодняшнего дня.

Сегодня по количеству студентов на тысячу человек Республика Башкортостан в Приволжском федеральном округе занимает одно из последних мест. Это исторически сложившаяся картина. Она пришла к нам из 1950-1970-х годов. В этой части мы не являемся сверхразвитым регионом – мало студентов. Но нехватку вузов мы можем компенсировать только электронным образованием. Конечно, в этой части будем дальше работать.

КОРР.: Электронное образование – не только для школьников и студентов, но и для взрослого населения. В планах вопрос создания электронного университета для организации дистанционного образования жителей республики. На какой стадии решение вопроса? И насколько в целом будет эффективна такая модель с экономической точки зрения?

Р. ХАМИТОВ: Электронные университеты существуют, в мире их несколько. Это уже данность. Существуют глобальные программы обучения. Мы пока не смогли сформировать такого рода учебные заведения. По разным причинам: это дорого, требует значительных ресурсов. В условиях нестабильной экономики мы не можем себе позволить формирование такого электронного университета.

В то же время у нас есть ассоциация образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой специалистов в части электронного образования. Эту работу нужно усиливать. Наши вузы, школы должны объединиться на единой платформе, которая позволяла бы разрабатывать методические материалы, учебные пособия, формировать сами программы обучения. Это всё подготовительная работа к созданию настоящего электронного университета. Он может оказаться и частным, здесь любые формы хороши.

Бизнес совершенно не задействован в системе электронного образования. Продавать компьютеры и комплектующие можно, но нет формирования методического материала, который нужен для электронного образования. Это тоже хорошая ниша для бизнеса, потому что сегодня востребованность достаточно большая. Может появиться и частный университет. Если будет человек, который организует электронный университет, мы поддержим его. С удовольствием рассмотрим это предложение и поможем ему в организационном, финансовом плане.

Сегодня формируются разрозненные элементы будущей глобальной системы электронного образования.

Наш университет ВЭГУ участвует в конкурсе формирования систем электронного образования для крупных российских корпораций. Это методики, цели, задачи и педагогическая «начинка». Значит, квалификации специалистов нашей республики хватает на то, чтобы участвовать в крупных конкурсах. И мы будем помогать им. Одним словом, это неостановимый процесс формирования всех элементов системы электронного образования. Это сложная история. Общество в целом растет, и мы видим, что электронное образование становится востребованным.

Я зрелый человек, но постоянно ищу в интернете в том числе и образовательные программы, которые позволяют мне более детально разобраться в том или ином вопросе: сельское хозяйство или строительство. Я постоянно работаю в части получения дополнительного образования. Не приглашаю референтов, не прошу их готовить мне какие-то материалы или принести тонны бумаг. У меня просто нет на это времени. А через интернет, образовательные программы я быстро получаю то, что мне нужно. Это мои потребности в части получения новых знаний. Думаю, что значительное количество людей такие потребности тоже имеет.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт


Назад в раздел