Обычный вид

Новости

20.08.2015 23:39:00

Рустэм Хамитов провёл в Нефтекамске республиканское августовское совещание по образованию

20 августа в Нефтекамске Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на пленарном заседании республиканского августовского совещания по образованию, посвященного в этом году вопросам формирования единого открытого образовательного пространства. Руководитель республики также ознакомился с работой городских учреждений образования и наградил победителей республиканских конкурсов среди учителей.

***

В Нефтекамской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида обучаются более 200 детей, 49 из которых получают образование на дому. Важной составной частью учебно-воспитательного процесса является профессионально-трудовая подготовка по таким профилям, как швейное, столярное, обувное, штукатурно-малярное, парикмахерское дело, растениеводство и декоративное садоводство. Многие из выпускников в дальнейшем поступают в Нефтекамский профессиональный колледж.

Кроме того, с 2003 года воспитанники школы-интерната под руководством педагогов успешно занимаются спортивно-оздоровительным туризмом, участвуя в городских, республиканских и всероссийских соревнованиях. В 2015 году образовательное учреждение стало лауреатом конкурса «100 лучших школ России» по направлению «Здоровьесберегающие технологии».

Во время посещения школы Рустэм Хамитов осмотрел выставку по спортивно-оздоровительному туризму, кабинеты социально-бытовой ориентировки, швейного, парикмахерского дела, сенсорную комнату, посетил проектные площадки для директоров коррекционных учреждений. Глава республики высоко оценил проводимые в школе-интернате занятия по иппотерапии. По его словам, это хороший пример для школ Башкортостана.

***

Городской детский сад № 27, возобновивший свою работу два года назад, рассчитан на 160 мест. Ранее в здании бывшего дошкольного учреждения располагался колледж. В рамках реализации федеральной программы по модернизации региональной системы дошкольного образования в 2013 году было выделено 19 млн рублей на возврат и капитальный ремонт детсада.

В настоящее время в детском саду функционируют восемь групп, три из которых приспособлены для детей с ограниченными возможностями здоровья. Рустэм Хамитов осмотрел игровые и физкультурные площадки на территории детсада, посетил выставку нестандартного оборудования, побывал в детских группах.

***

Нефтекамский машиностроительный колледж открыт в 1984 году. В настоящее время здесь обучается более 2 тысяч студентов по восьми профессиям и 11 специальностям. На базе колледжа функционирует многофункциональный центр прикладных квалификаций (МЦПК), предлагающий большой выбор ускоренных программ профессионального обучения, возможность разработки различных вариантов образовательных программ с учетом специфики деятельности организаций – заказчиков кадров, возможность обучения без отрыва от основной деятельности или по индивидуальным учебным планам. Важнейшим условием успешной работы многофункционального центра прикладных квалификаций является тесная связь с работодателями.

Рустэм Хамитов осмотрел лаборатории и аудитории МЦПК, в том числе по подготовке токарей, монтёров по ремонту электрооборудования, сварщиков, опробовал сварочный 3D-тренажер для отработки практических навыков.

Глава республики также посетил выставку инновационных разработок республиканских колледжей, на которой его особенно заинтересовало интерактивное смарт-оборудование. На нём студенты Стерлитамакского многопрофильного профессионального колледжа готовятся к чемпионатам профессионального мастерства по стандартам WorldSkills.

– Нам надо сделать республиканский чемпионат WorldSkills. Пусть по пяти специальностям, по десяти, по двадцати, а потом дойдем уже и до мировых стандартов. Только давайте назовем его по-русски – чемпионат республики по рабочим специальностям, – предложил Рустэм Хамитов.

В завершении осмотра Глава республики пообщался со стипендиатами колледжа.

***

Перед началом пленарного заседания Рустэм Хамитов осмотрел выставку образовательных учреждений Нефтекамска, представленную в фойе Городского центра культуры, и пообщался со школьниками, получающими рабочие профессии.

Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:

Хәйерле көн, ҡәҙерле дуҫтар! Добрый день, дорогие друзья, коллеги!

По традиции август собирает нас с вами на республиканский педагогический совет. Профессиональное обсуждение ключевых задач развития системы образования накануне нового учебного года, безусловно, полезно как для управленцев, так и для педагогической общественности.

Сегодня в образовательном пространстве происходят значимые изменения, которыми нужно грамотно и эффективно управлять. Важно всесторонне проанализировать итоги деятельности отрасли за прошедший год, определить новые подходы к совершенствованию её деятельности в соответствии с общими приоритетами социально-экономического развития нашей республики.

Кратко остановлюсь на самых принципиальных, на мой взгляд, моментах.

В Башкортостане завершается большая работа по обеспечению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. Эта задача, сформулированная в «майских указах» Президента России, к концу года должна быть в обязательном порядке решена.

С 2010 года введено свыше 51 тысячи дополнительных мест, причем более половины из них (28,5 тысячи) – за счёт альтернативных форм. В прошлом году благодаря выделенным из федерального и республиканского бюджетов 2 млрд рублей появилось ещё 13,5 тысяч дополнительных мест. В этом году будет введено 5 800 мест, в том числе 4 200 – за счёт строительства 25 новых объектов. На эти цели из бюджетов всех уровней выделяется около 2 млрд рублей.

Хочу сказать, что эту работу мы начали загодя, ещё в 2010 году. Указы появились в 2012 году. И хорошо, что мы начали раньше. В 2011 году у нас уже было около 10-11 тысяч новых мест в детских садах. В 2012 году мы сдали порядка 10-12 тысяч. Собственно, благодаря этому спаслись. Если бы мы эту работу не начали выполнять раньше, мы бы сегодня имели совсем тяжёлую ситуацию. 50 тысяч ребятишек стояли в очереди для того, чтобы попасть в детские сады. В год сдавалось по три, максимум четыре детских сада. Сегодня мы говорим о цифрах 25-30 новых детских садов. Таких темпов строительства не было даже в советское время, когда детские сады строились довольно много и успешно.

Детские сады активно вводятся в эксплуатацию, но при этом, я вынужден об этом сказать, не проводится их лицензирование. Детский сад – это не только стены и потолок, это не только оборудованные игровые комнаты и комнаты для сна. Но это в том числе и формализация, причём довольно жёсткая. Все эти формальности определяются лицензией. На начало августа 51 дошкольное учреждение в республике не имело лицензии на образовательную деятельность. Поэтому, конечно, я обязан указать Министерству образования, Управлению по контролю и надзору в сфере образования, главам администраций районов и городов выполнить эту работу по лицензированию и постоянно держать этот вопрос на контроле. Мы не имеем права водить детей в нелицензированные учебные заведения. Это очевидный факт.

Кроме того, надо анализировать и просчитывать целесообразность строительства новых объектов с учётом реальной демографической ситуации в каждом муниципалитете. У нас есть «интересные» случаи. В прошлом году построили в городе Агидель детский сад на 220 мест, а в городской очереди всего пять малышей в возрасте от трёх до семи лет. Понятно, что получили новое дошкольное учреждение, что улучшились условия пребывания ребят. Но в то же время у нас есть населенные пункты, где просто вопиющая потребность в строительстве новых детских садов. Этот пример как раз характеризует очень странный подход к проектированию и планированию своей деятельности. Прежде всего, это касается Министерства образования. Кто как ни Минобр нам должен подсказать: «здесь детский сад нужен, и ещё один, и ещё один будет нужен – там рождаемость неплохая, а вот здесь мы могли бы подождать». Оптимальное решение надо находить.

Нужно учитывать, что в республике сейчас меняются общие демографические тренды. Несколько лет подряд отмечался устойчивый рост рождаемости. Вы знаете о том, что последние два-три года у нас в республике ежегодно рождалось по 60 тысяч ребятишек. Но первая половина этого года показала, что уже в ближайшее время рождаемость, к сожалению, пойдёт на спад. Это объективный процесс, и основная причина – сокращение числа женщин детородного возраста.

Не только женщин, но и мужчин. Сейчас взрослеет поколение, которое родилось в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Тогда цифра рождаемости была 42-43 тысячи ребят в год, сейчас – 60 тысяч. И эта «волна» – те, кто родился в 1997-1998 годах, это 18-19 летние ребята, – их просто физически мало. И, конечно же, будет спад рождаемости. У нас на одну женщину детородного возраста приходится 1,85 ребенка. А еще 15-20 лет назад эта цифра была 2,2-2,3. Вы сами понимаете: если женщин, да и в целом населения меньше, то, конечно же, спад рождаемости будет. Чтобы через три года детские сады не пустовали, нужно уже сегодня продумать наши действия на перспективу, начиная с 2018 года – тогда мы уже ожидаем серьёзное уменьшение. Надо организовывать на этих площадях классы начальной школы, а еще лучше открывать ясельные группы. Поручаю Министерству образования, нашему Правительству проработать этот вопрос и внести предложения. Не надо ждать, когда эта ситуация проявится в полный рост. Надо уже сейчас готовится к этому. Уже сегодня очевидно, понятно, что будет через два года, через пять, даже через семь лет.

Одновременно в ближайшие шесть-семь лет будет расти число детей школьного возраста. То есть, эти [дети, появившиеся на свет в] годы с высокой рождаемостью, которые давали нам по 55-60 тысяч ребятишек, на подходе к поступлению в школу. В этом учебном году уже на 3,5 тысячи детей будет больше. Эта динамика продолжится до 2020 года, когда в школах будут учиться около полумиллиона (492 тысячи) ребятишек. Эти дети уже есть. Мы уже знаем, что они пойдут в школу, их будет полмиллиона. Значит, мы должны работать над этим. Конечно, нам далеко до цифр советских. Я просто по памяти говорю: тогда в наших школах училось 700-750 тысяч ребятишек. Сейчас – полмиллиона, на треть меньше, но это тоже большая цифра. Мы должны к этому готовиться.

Сегодня многие наши школы нуждаются в серьезном обновлении, есть около сотни ветхих зданий. Если точнее, 91 школа «ютится» в обветшавших сооружениях. Республика готова принять активное участие в реализации проекта Министерства образования и науки России по созданию в регионах новых ученических мест. Наш Минобр должен проанализировать состояние всех школьных зданий, определить реальные потребности, сформировать перечень объектов, в которых требуется провести ремонт. Либо, если ремонт невозможен (есть и такие стены, которые ремонтировать бесполезно), необходимо быстро построить что-то новое.

Важное направление работы – организация обучения в одну смену. Сегодня в этом формате учатся более 86 процентов ребят. Это уже на 1,3 процента больше прошлогоднего показателя. Конечно, я не вижу в этом большой трагедии, да и специалисты, наверное, тоже. Понимаю, что это не так, может быть, и страшно. Хотя с точки зрения образовательного процесса очевидно, что односменное обучение эффективнее, отвечает в том числе и биологическим потребностям человека, детишек. Мы будем строить новые школы, проводить реконструкцию и капитальный ремонт действующих. Мы обсуждаем сейчас варианты государственно-частного партнерства, ищем деньги и у частных компаний, которые могли бы софинансировать строительство образовательных учреждений.

Один из вариантов рационального использования существующих площадей – это создание образовательных комплексов, объединяющих «под одной крышей» детские сады, школы и учреждения дополнительного образования. У этой идеи есть как сторонники, так и противники. Иногда даже можно сказать, что силы распределились в одном и другом «лагере» поровну. Но в целом такое объединение даёт, прежде всего, экономию ресурсов, денег, которых всегда не хватает. Надо обсуждать, взвешивать. Не везде такое совмещение полезно и не везде оно получится, но в ряде городов, населённых пунктов такую практику можно было бы использовать.

Уважаемые коллеги!

Одна из основных задач – создание для всех обучающихся в республике равных условий для получения качественного образования в соответствии с современными требованиями.

В этом году единый государственный экзамен сдавали более 21 тысячи человек. Результаты показали, что увеличилось количество ребят, получивших 100 баллов по русскому языку – их у нас 37 человек. При этом – я вынужден констатировать с особым сожалением – у нас очень слабые результаты по математике, у четверти сдававших экзамен – неудовлетворительные отметки. Это профильный уровень, и в целом по России этот показатель равен даже 33 процентам, треть [школьников] не сдали этот экзамен. Но эти наши 25 процентов на фоне российских 33 процентов – это всё равно плохой, отвратительный результат. И мы видим кризис в математическом образовании. Без математики (при всём уважении к другим дисциплинам) вырастить полноценную личность невозможно. Системность, умение оперировать абстрактными понятиями и т.д. – вы, профессионалы, учителя, которые присутствуют в зале, можете продолжить этот ряд характеристик. Без математики нельзя. Кто будет строить, проектировать? Инженеры откуда будут у нас? Поэтому, конечно, надо выяснять причины того, что произошло. Всегда наша республика отличалась в лучшую сторону в плане математического образования: математические классы, специализированные школы и т.д.

Одна из причин – это определённые недостатки в деятельности Института развития образования. Из-за монопольного положения в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников, фактически отсутствия конкуренции институт явно снизил качество работы с учителями – в первую очередь, математики, физики, химии, информатики.

Это сегодня самые востребованные направления педагогической работы. А мы с вами несём там урон, у нас там огромные проблемы. Поэтому Министерству образования немедленно нужно организовать открытый конкурс на предоставление дополнительных образовательных услуг в этой сфере. Думаю, что принять участие в нём будут готовы не только ведущие учебные заведения педагогического профиля, но и многие другие университеты, где сильные кафедры общетехнических, математических дисциплин, физика, химия. Эти люди должны участвовать в образовательном процессе, имею в виду, в переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров. Вообще по Институту развития образования нам нужно ещё раз пообсуждать, каким он должен быть. Сегодня очевидно, что он не в полной мере соответствует современным требованиям. У нас есть педагогический университет, очень сильный, в нём трудятся активно работающие люди. А рядом, порой слабо действующий Институт развития образования. Пообсуждаем эту тему. Пока не буду формулировать поручения в этой части, но на заметку этот вопрос я себе взял.

Нужно поднять на новый уровень качество исследовательской, экспериментальной работы в школах, научно-методической поддержки учителей, в том числе дистанционной, сделать её по-настоящему системной и доступной. Важно практиковать встречи методических объединений с авторами учебников, учёными Российской Академии образования, Федерального института развития образования, издательств, отраслевых средств массовой информации. Причём не только в Уфе, но ещё важнее в районах, городах республики. У педагогов должен быть прямой контакт с учёными и методистами.

Не так давно в республике гремели имена профессоров Владимира Сухова, Саниды Сатбалдиной. Их учебники по географии и химии, победившие во всероссийских конкурсах, миллионными тиражами издавались в стране. Белорецкая компьютерная школа Хазанкина также была широко известна за пределами республики. Нам нужно создавать педагогические лаборатории, готовить новое поколение учёных, учебники и научно-методические разработки которых стали бы достоянием учительства России. У нас эта работа на сегодняшний день абсолютно заглохла или идёт очень слабо. Сильные коллективы, педагогические кадры приличные, а делиться опытом, формировать новые знания для молодёжи уже не умеем. Надо писать. Да, это непросто, и не каждый человек для этой работы приспособлен, но, конечно, эту работу надо организовывать.

Поручаю рассмотреть возможность проведения в республике ежегодного форума «Образование будущего» с организацией выставок, дискуссионных площадок, мастер-классов, семинаров с участием специалистов из субъектов Российской Федерации и других стран. Это станет важным шагом в качественном развитии всей образовательной системы с учётом лучшего опыта.

Мы должны оторваться от своего «замыленного» взгляда на процессы, которые сегодня происходят в школах и, вообще, системе образования, и постоянно впитывать в себя новый опыт, новые знания, умения.

Отдельно скажу о кадровой ситуации в школах. В последние годы заметно выросло число работающих учителей пенсионного возраста. В прошлом учебном году доля учителей со стажем работы до двух лет составила 3,5 процента. В целом по России этот показатель выше – 5,5 процентов. Менее четверти от общего числа – 22 процента составляют учителя в возрасте до 35 лет. Российская цифра немного выше – 22,5 процента. Остальные три четверти – старше. Молодых педагогов в сёлах ещё меньше, чем в городах.

Проблема закрепления в отрасли молодых кадров, по-прежнему, остаётся острейшей. Нужно искать формы повышения мотивации учительской молодежи – материальные, моральные. Предлагаю в рамках республиканского конкурса «Учитель года» выделить отдельную номинацию для молодых учителей со стажем работы до трёх или до пяти лет. Такая номинация – «Учитель года среди молодых специалистов» – должна быть. Общественное признание и материальная поддержка станут хорошим стимулом для начинающих талантливых педагогов.

Уважаемые коллеги!

Сегодня практически все школы республики оснащены современными образовательными IT-ресурсами, электронными учебниками. При этом реально применяют их в учебном процессе всего лишь 43 процента учащихся, меньше половины. Всего 17 процентов учителей регулярно используют дистанционные технологии, в том числе в системе объединённых коммуникаций, к которой подключены все школы. В этом году только пятеро из них участвуют в региональном пилотном проекте по внедрению электронных учебников в образовательный процесс. То есть мы с вам работаем ещё на уровне XX века, а на дворе – 2015 год XXI века. Инерционность колоссальная: нет необходимости, нет желания переходить к новым формам обучения. Это очень печально и приведёт к тому, что наша система образования, наши дети, которые учатся в школах, просто-напросто отстанут от своих сверстников, которые обучаются в передовых в этой части регионах.

На прошлых педсоветах я ставил задачу формирования в республике целостной системы электронного образования. Школьное звено – основная её составляющая. И, конечно же, такая пассивность, отторжение нового меня категорически не устраивает. Складывается впечатление, как будто мне это нужно. Я умею пользоваться всеми современными средствами коммуникаций. Это нужно вам, это нужно детям, которые у нас самостоятельно постигают азы информационного образования. Вам стыдно признаться, что вы уже многие вопросы знаете хуже ребятишек, которые совершенно свободно ориентируются в информационном пространстве. Оттого и такие цифры. Нужно ускорить работу по техническому оснащению учреждений, кооперации информационных ресурсов, созданию банка электронных учебников, цифровых баз данных, разработке логистики взаимодействия и, самое главное, методического арсенала, которого не существует на сегодняшний день. Те люди, которые могли бы написать эти методики, не заинтересованы, не мотивированы на эту работу. А те, кто по долгу службы обязан такие материалы выпускать, просто-напросто не умеет и не знает.

Я не вижу нужной динамики развертывания этой деятельности. Прошу Министерство образования, Госкомитет по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая республика» в кратчайшие сроки подготовить соответствующую подпрограмму государственной программы развития образования в республике с определением объемов и источников финансирования, учитывающую лучший практический опыт в этой сфере как российский, так и зарубежный.

Уважаемые коллеги!

Новые задачи ставятся сегодня в части развития дополнительного образования. В республике охват им детей в возрасте от 5 до 18 лет достиг почти 80 процентов, при том, что в Российской Федерации эта цифра – 64 процента. Минобру, муниципалитетам необходимо продолжить укрепление материальной базы художественных, музыкальных и спортивных школ, детских технических и творческих центров.

Сегодня ребят привлекает робототехника, нанотехнологии, опыты в лабораторных условиях. Нужно возрождать в республике свою инженерную школу, готовить грамотных, подготовленных специалистов в этой области. Ориентирами в этой работе могут стать лицеи № 83 при Уфимском государственном нефтяном техническом университете и № 153 при Уфимском государственном авиационном техническом университете. Выпускники этих лицеев ежегодно одерживают победы на предметных олимпиадах, показывают высокие результаты при сдаче ЕГЭ. Конечно, этот опыт надо тиражировать. Минобру необходимо проработать вопрос об открытии на базе одного из интернатных заведений Уфы инженерной школы для развития технических способностей ребят из разных районов и городов. В эту работу нужно вовлечь молодых ученых, вузовскую науку, формировать соответствующие площадки на базе инновационных предприятий.

Необходимо также создавать детские технопарки с участием вузов, предприятий и бизнес-структур, как, например, при Башкирском государственном педагогическом университете им. Акмуллы, в котором занимаются дети в возрасте от 4 до 18 лет. Сейчас мы формируем такую площадку вместе с УГНТУ. У них есть недостроенная библиотека. В таком виде она сегодня явно не нужна. Первый этаж этого большого здания, примерно 3,5-4 тысячи кв. м, будет передан под создание такого детского технопарка.

Если кто-то помнит нашу встречу 2010 года, то вы должны, покопавшись в памяти, этот эпизод о создании такого рода технопарков как-то воспроизвести. Я уже говорил об этом пять лет назад – и опять глухое молчаливое сопротивление в этой части. В Послании я акцентировал необходимость создания детских технопарков. Где нашим ребятам сегодня увидеть образцы лучшей техники, современных приборов, оборудования, двигателей, машин, механизмов? В компьютерах своих? В «игралках», «стрелялках»? Надо, как сейчас мы в фойе увидели ребятишек, которые своими руками пусть небольшие работы проводят на двигателе, на электрическом оборудовании автомобилей. Нам надо, чтобы ребята руками почувствовали всё это, потрогали, чтобы они могли, может быть, совершить виртуальное путешествие с 3D-симулятором.

Сегодня всё это возможно, только я не вижу ни одного энтузиаста в Министерстве образования, который продвинул бы это направление деятельности. Знаете, в Минобре должны работать люди совершенно другого склада – не чиновники и бюрократы, а увлечённые люди.

Кроме того, в рамках Программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса Минэкономразвития России в республике заработали восемь центров молодежного инновационного творчества, объединенные в единую Ассоциацию. Еще четыре таких центра появятся в этом году. Это Минэкономразвития России нам создаёт такого рода преференции. Инфраструктура этих центров включает робототехнику, 3D-прототипирование, станки с программным управлением. У нас с вами на подходе поколение 3D, вы же знаете это. То есть ребятишки уже формируют либо технические, либо естественные образы в полном объёме, в 3D-проекции. Это поколение ребят будет жить уже тогда, когда будут печатать дома на гигантских 3D-принтерах, будут печатать и создавать органы человека. Да много чего будет делаться. В конце концов, одежду не будут шить в ателье, люди будут создавать себе на таких принтерах домашнюю утварь и т.д. Эти ребята будут жить в другой реальности. Точно так же, как вы, могли представить себе 20 лет назад, что будет мобильный телефон, компьютер, связь, электронная почта и т.д. Не могли, но кто-то знал об этом и готовился целенаправленно, тот сегодня чемпион и победитель. Я имею в виду общество в целом. А мы с вами не готовим ребятишек к таким прорывным, новым вещам.

В числе важнейших вопросов – развитие инклюзивного образования, создание благоприятной среды для обучения детей, имеющих проблемы со здоровьем. В республике действует центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому. Через сеть его филиалов сегодня уже обучается более 500 детишек. Мы с вами знаем, что на самом деле в силу разных причин на свет появляется примерно один процент детей с теми или иными серьёзными отклонениями состояния здоровья, для которых нужно создавать особые условия учёбы, образования. На 100 человек один такой ребёнок есть. Это сложные, «необычные» дети. Мы их не можем бросить – это наши дети. Порой дорого и тяжело организовать учебный процесс и всё, что с ним сопряжено, для такого рода ребятишек. Но мы же становимся гуманнее, наше общество становится более цивилизованным. Если 5-10 лет назад этих ребятишек даже на улицу не выпускали, сегодня мы уже приобщаем их к цивилизации, мы их обучаем. Конечно, мы должны эту работу и дальше двигать. Это немаленькая цифра – один процент. Если кто-то считает, что это пустяк, это не так: речь идёт о тысячах судеб.

Сегодня в ходе реализации федеральной программы «Доступная среда» ситуация с доступностью учебных заведений выправляется. Где-то формально подходят к этим вещам, но где-то и с перекосом. Если в школе обучается один-два таких ученика, то необязательно покупать, допустим, лифтовую установку, которая стоит 1,5-2 млн рублей. Можно организовать какой-то более лёгкий способ, в том числе с участием учеников, которые просто-напросто помогают этим детям подниматься по ступенькам.

С 2011 года в 135 базовых образовательных учреждениях созданы условия для совместного обучения инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. До конца года пятая часть школ республики станет более «дружелюбной» в этом смысле для всех ребят. Нужно сделать всё, чтобы эти «особенные» дети не чувствовали себя обделёнными вниманием, общались и дружили со сверстниками, успешно учились и развивались.

Вы же знаете эту историю, которая произошла в Нижнем Новгороде, когда из кафе буквально выставили в грубой форме женщину-аутиста? Владельцы этого кафе обучались ещё в советских школах, где такого инклюзива и цивилизованного отношения к «необычным» людям не было. К таким громким процессам и приводит отсутствие подобного образования.

Хороший пример работы в этом направлении я увидел сегодня во время посещения Нефтекамской коррекционной школы-интерната для детей с нарушениями интеллекта. Здесь обучаются более 200 детей всех возрастов. Организована профессионально-трудовая подготовка. Ребята осваивают прикладные навыки. Собственно говоря, для таких детей не очень-то много нужно. Главное – приспособить их к жизни, чтобы они могли в этой жизни себя как-то ориентировать. Такие учебные заведения нужны. Нужно их поддерживать, а этот опыт распространять.

Конечно же, большое внимание мы должны уделять укреплению здоровья, физическому воспитанию подростков и молодёжи. Сегодня уже и комплекс «Готов к труду и обороне» начал функционировать. В этой части мы должны работать вместе с вами. Надо строить школьные стадионы, хоккейные коробки, площадки для волейбола, баскетбола, мини-футбола. Надо привлекать для этого предприятия, спонсоров надо искать, не только бюджетные ресурсы. Богатые люди есть и в этом нашем городе, Нефтекамске, и в Уфе, и в Стерлибашево – везде они есть. Надо только, чтобы у них совесть проснулась. Тем более, большинство из них учились в этих школах. Там нужны небольшие деньги. Не надо размахиваться на большие проекты. Но такую работу надо проводить, не ждать только бюджетных денег.

Одна из важнейших задач системы образования – это кадровое обеспечение республиканского рынка труда. В последние годы заметно вырос интерес к получению востребованных профессий, по которым в дальнейшем можно осваивать новые знания и компетенции на перспективу. При этом всё больше выпускников школ выбирают технический профиль. В этом сегменте подготовки кадров с 2011 года доля приёма увеличена с 19 до 69 процентов. Рывок, конечно, впечатляет. Башкортостан четвертый год подряд входит в число лидеров в стране по числу стипендиатов Правительства России, обучающихся по техническим специальностям. Но про математику я вам сказал – если мы так будем преподавать математику, то эти достижения быстро скатятся к нулю.

Заказчики кадров подтверждают свой интерес прямыми инвестициями в обновление материально-технической базы вузов и колледжей. С 2011 года республика вместе с работодателями вложила в поддержку инновационных образовательных программ около миллиарда рублей. Это позволило довести долю новых кабинетов, мастерских, лабораторий, цехов, полигонов учреждений профобразования до 76 процентов и выйти по этому показателю на второе место в Приволжском федеральном округе. Хотя надо вообще стремиться занимать первые места. Студенты получили возможность заниматься на современном оборудовании и станках, которые используются в реальном производстве.

Сегодня заключены партнерские договоры о сотрудничестве вузов с 5 тысячами предприятий. Практика взаимодействия колледжей с такими отраслевыми флагманами, как УМПО, «НефАЗ», «Газпром нефтехим Салават», «Востокнефтезаводмонтаж», «Гидравлика» показывает, что объединение образовательного процесса с реальным производством, создание современных рабочих мест является эффективной формой подготовки востребованных кадров.

Ещё одной успешной моделью такой интеграции стали многофункциональные центры прикладных квалификаций. Вы, наверняка, видели сегодня такой в Нефтекамске. В настоящее время этих центров шесть: четыре – в Уфе, один – в Нефтекамске и один – в Учалах. Готовят они специалистов для горнорудной отрасли, строительства, ЖКХ, пищевой индустрии, машиностроения. Хорошая, добротная работа в этой части. Только в Нефтекамске на базе машиностроительного колледжа за полтора года прошли переподготовку 1 700 человек. Люди, получившие много лет назад профессиональное образование, осваивают здесь новые компетенции и становятся востребованными на рынке труда.

Высокого качества профессиональной подготовки можно добиться путём организации образовательного процесса прямо на производстве. Дуальное образование – мы об этом много говорим, может быть, чуть меньше делаем – позволяет создавать специальные площадки, технопарки, базовые кафедры, которые организуют целевую подготовку специалистов. Есть и противоречия правового плана в этой работе. Дело в том, что условия лицензирования и аккредитации в рамках действующего законодательства не позволяют вести обучение вне стен вуза. На других площадках возможна организация только различных видов практики. Торгово-промышленной палате и Совету ректоров вузов республики необходимо разработать соответствующий пакет документов, а Комитету по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Госсобрания – Курултая нашей республики предлагаю выйти с законодательной инициативой для устранения противоречий в части развития дуального образования, то есть правовые «белые пятна» ликвидировать.

Необходимо активнее продолжать начатое в прошлом году формирование региональных кластеров кадрового обеспечения отраслей экономики республики. Башкортостан должен войти в число регионов-лидеров по количеству учреждений профессионального образования, в которых идёт подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям.

Важно, что начиная с 2013 года в системе высшего образования меняется структура приёма в части увеличения числа бюджетных мест по техническим и медицинским специальностям. Если в прошлом году Башкортостану было выделено 10 300  таких бюджетных мест, то в этом году – 11 500. Плюс 10 процентов, 1 200 мест. Причём увеличение произошло за счёт сокращения приёма на гуманитарный и экономический профили.

Очень значимый шаг сделан в части совершенствования системы высшего образования республики. Совет ректоров вузов принял решение о создании сетевого университета Башкортостана. Это новый шаг в системе подготовки специалистов.

Речь идёт о том, что ряд кафедр объединяет свои усилия для того, чтобы лучшие педагоги, преподаватели, кафедры могли организовать эти процессы. Мы знаем, что на первом-втором курсах почти во всех вузах предметы однотипные, и можно было бы организовать общее обучение вне зависимости от того, в каком вузе ты учишься. А уже начиная с третьего курса, формировать соответствующую специализацию. В этом смысле наши вузы перешли от открытой конкуренции и борьбы за выпускников к взаимовыгодной кооперации, предоставив для общего пользования свои учебно-информационные ресурсы, научно-лабораторную базу. Сейчас прорабатывается Концепция этого университета, предстоит масштабная работа по запуску этой модели образования к началу следующего учебного года. Конечно, это должно заметно отразиться на повышении качества образования в республике. Безусловно, будет сопротивление среды. Те, кто недостаточно квалифицирован, конечно, будут сопротивляться, писать жалобы, кляузы. Но эту работу обязательно надо выполнить.

Для Башкортостана также важна инициатива Министерства образования и науки России по финансированию слияния региональных вузов в опорные университеты. Правительству вместе с Советом ректоров вузов надо посмотреть и проработать возможность интеграции группы учебных заведений в крупный научно-образовательный центр. Наша задача – повысить конкурентоспособность республиканской высшей школы на российском и международном уровнях.

Я уже говорил о том, что 10 лет назад «проспали» у нас в республике ситуацию с созданием федерального или научно-исследовательского университета. Новых конкурсов нет и в ближайшее время не предвидится. А с тем, чтобы не терять студентов, будущих специалистов, абитуриентов, которые поступают в наши вузы, мы, безусловно, должны находить новые формы укрепления наших высших учебных заведений.

Сейчас в фойе мы разговаривали с мальчишкой, он собрался ехать учиться в Казань. Спрашиваю: «Почему?» – «Город нравится» – «А в Уфе был?» – «Не был». Я не говорю о том, что в Казань ехать неправильно. Это зависит от человека. Хочет – едет хоть в Казань, хоть в Рязань, хоть в Москву или Петербург, не об этом речь. А речь о том, что мальчик просто не имеет информации о том, что есть в Уфе, какие вузы, что за город и т.д.

При этом наши вузы должны быть конкурентоспособны. Но каким образом сегодня противостоять этой конкуренции? Нужны сверхмощные вузы, которые могли бы иметь и авторитет, и уважение, и хорошую материальную базу. На сегодняшний день этого нет.

Я в Москве разговаривал с одним из крупных организаторов вузовской науки, вузовского образования. Он мне сказал, что Башкортостан давно перерос уровень своих вузов. То есть наши вузы не отвечают сегодняшним потребностям республики.

Мы в конкурентной борьбе с другими субъектами Российской Федерации за экономику, за ресурсы, которые мы получаем. А реально интеллектуальной подпитки специалистами мы в достаточной мере от вузов не получаем. Наши лучшие гимназии являются поставщиками абитуриентов для Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода и ряда других городов. Вот какую ситуацию мы сегодня имеем. Мне показывали цифры: менее пяти процентов ребят, выпускников лучших гимназий поступают в наши вузы. Если мы дальше будем сидеть и ничего не делать, наши вузы превратятся в заштатные. На этом великая история наших больших вузов завершится.

Поэтому, конечно, нам сейчас надо посмотреть и новые форматы деятельности этих вузов с крупными предприятиями. Мы знаем о том, что на территории страны формируется ряд технополисов. Кто-то идёт по формату строительства нового города в чистом поле, кто-то – по формату объединения вузов в кластеры.

Предлагаю рассмотреть вариант создания технополиса на базе двух наших вузов инженерного профиля – нефтяного и авиационного при обязательном участии компаний-заказчиков: «Башнефть», «УМПО», Объединенная двигателестроительная корпорация, Кумертауский вертолетный завод, Башкирская содовая компания и т.д.

То есть мы с вами должны создать технополис, «город в городе». Мы не можем сегодня пойти на вариант строительства в чистом поле зданий, сооружений, новых вузов, новых корпусов, лабораторий… Всё это можно организовать в городе. Но при этом должна быть заинтересованность крупных и крупнейших компаний в одновременном, в том числе дуальном обучении специалистов из этих вузов, возможность проводить научные исследования не только в лабораториях вузов, но и в центрах коллективного доступа, центрах прототипирования, другие современные формы обучения. Это надо всё обдумать. Но мысль в этой части уже созрела. Нам нужен технополис, «город в городе» для того, чтобы мы удержались в конкурентном поле.

Есть специалисты, которых готовит Башкирский государственный университет. Можно их ориентировать в том числе на химическое производство, если мы говорим о технополисе. Гуманитарии тоже должны объединяться и иметь возможность получить дополнительную синергию от такого объединения в плане формирования новых современных площадок по подготовке специалистов и совместной работе.

Вы все читали о Кремниевой долине, об Иннополисе, который сегодня формируется в Татарстане, есть ряд других примеров. Не всё у всех получается хорошо, потому что это очень сложные процессы. Они зависят от людей, которые возглавляют эти направления. Там только административными мерами невозможно добиться успеха. Нам надо глубоко, но не долго продумать это предложение о формировании технополиса в Уфе и его отделений в нескольких городах. Потому что сегодня ребята как неприкаянные: у них есть дом/общежитие, есть вуз, и вот они курсируют по этому маршруту пять лет. Потом выходят после получения диплома на это поле и работу найти не могут. Их просят либо три года стажа иметь, либо, извините, поддержку какую-то неформальную обеспечить. Одним словом, плохо всё в этой части.

Поэтому мы должны выходить на новый уровень – это новые, мощные, суперсовременные вузы, это технополисы, это специализированные территории, где ребята могут и учиться, и работать, и зарабатывать в том числе через формирование малых предприятий и внедрение в практику своих разработок. Это передача заказов от наших крупных компаний на разработку в такого рода структуры и т.д.

Это сложный процесс, непростой. Мы и с простыми-то вещами не справляемся, честно говоря. А это очень сложно: нужны мощные люди, которые увлеклись бы этой идеей и двинули бы ее, реализовали. Я готов помогать, надо найти ещё этих людей.

Так что в вузовском образовании нам надо действовать активнее, иначе – сегодня это очевидно – мы начинаем проигрывать конкуренцию и, в конечном итоге, её проиграем, если будем вести себя так же пассивно на этом поприще.

Уважаемые коллеги!

Решения, которые будут приняты по итогам сегодняшнего совета, важны для всей республики. В сложившихся непростых финансово-экономических условиях необходимо удержать основные показатели социально-экономического развития на уровне, позволяющем обеспечить достойное качество жизни людей. Одновременно необходимо укреплять основу для успешного движения вперёд, задавать современные тренды совершенствования всех сторон жизни республики на ближне- и среднесрочную перспективу.

В руках нашего учительства – будущее республики. Эта фраза банальна, ей уже немало лет, но она актуальна. И каждый год, собираясь на учительские конференции, августовские совещания, мы тешим себя надеждой, что сделаем ещё один шаг по пути совершенствования системы образования, начиная от дошкольных и заканчивая высшими учебными заведениями. Постоянно видим одни и те же «грабли», зачастую наступаем на них, получаем те же синяки и шишки.

Поступательное движение в этом направлении зависит от всех нас: и от Министерства образования как системообразующего звена, и от Правительства республики в целом, и от многотысячной армии педагогов, воспитателей, работников вузов, профессорско-преподавательского состава и т.д. Пока единения в этом смысле я не вижу. У нас есть отдельные, разрозненные очаги активности, которые ещё не превратились в мощное, профессиональное движение и которые генерировали бы новые подходы к образовательной деятельности. В силу разных причин это происходит – и усталость от политики; и экономические неурядицы, которые возникают в стране; и несовершенство системы управления образовательной деятельностью; и бесконечные реформы и новации, которые валом сыплются на головы всех педагогов. Избыточная турбулентность в системе образования как раз и не позволяет системно работать, так, как нужно, вырабатывая направления, стратегии, двигаясь вперёд в соответствии с этими формулировками. Это факт нашей с вами жизни. Мы вряд ли что-то можем изменить в страновом плане в части подготовки специалистов. Но у себя в республике порядок мы навести можем и должны. Это сделает нас конкурентоспособными. А это значит, что мы решим поставленные перед нами задачи. Тем более ни одна из них не является невыполнимой.

На этом я завершаю своё выступление. Вы понимаете, что вопрос образования волнует и меня точно так же, как и всех присутствующих в зале. Мы к системе образования примыкаем непосредственно либо через своих детей, внуков, знакомых, родственников. Отчасти мы составляем сложную общность и понимаем, сколько там нерешённых проблем – громадное количество. В то же время мы демонстрируем порою очень хорошие результаты.

Так что будем трудиться. Надеюсь, что через год, встретившись на следующем августовском совещании, мы сможем подвести определенные итоги по тем направлениям, о которых я сегодня сказал. Но это не должен быть пустой разговор. Всё, о чем я сказал, будет сформулировано в виде поручений. Поручения Главы республики, как вы знаете, ставятся на контроль, под них при необходимости выделяется финансирование, формируются направления деятельности, и соответствующие результаты только тогда могут быть достигнуты.

Желаю всем успехов. Спасибо большое!

(Список награждённых)

***

Еще одним пунктом рабочей поездки Главы республики стала лаборатория медицинских анализов K-Lab, успешно сотрудничающая с муниципальными учреждениями здравоохранения в рамках системы ОМС. Она предлагает более 800 видов исследований, в том числе по таким направлениям, как общая клиника, микробиология, биохимия, гемостаз, цитология, иммунология, анализы на гормоны и онкомаркеры, аллергены, ПЦР-диагностика.

В настоящее время здесь централизовано проводятся анализы по заявкам городских больниц – более 2 500 тестов ежедневно. Это позволило снизить стоимость затрат на содержание собственных лабораторий, в том числе модернизацию соответствующего оборудования, а также ускорить выдачу результатов.

Рустэм Хамитов поручил Министерству здравоохранения РБ изучить нефтекамский опыт и проработать вопрос централизации медицинских лабораторий в городах и районах республики.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт


Назад в раздел