Обычный вид

Новости

06.02.2015 18:00:00

Рустэм Хамитов встретился с представителями малого и среднего предпринимательства Башкортостана

6 февраля в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов провел встречу с представителями малого и среднего предпринимательства республики. В ней приняли участие бизнесмены, занятые в сфере производства и промышленности, консалтинговых услуг, образования и IT-технологий, торговли, туризма, здравоохранения и в других отраслях, а также члены Правительства Башкортостана, представители общественных организаций и кредитных учреждений. В ходе встречи стороны обсудили актуальные вопросы, с которыми сталкиваются сегодня предприниматели, а также предложения по повышению эффективности взаимодействия власти и бизнеса.

Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые друзья!

Примерно три недели назад мы договорились о том, что сегодня организуем встречу с предпринимательским сообществом нашей республики. Поговорим о проблемах, о вопросах, которые предстоит сегодня, завтра и послезавтра решать.

Сегодня у нас с вами сложное, кризисное время. Поэтому решения, которые мы сегодня будем вырабатывать, будут направлены на преодоление препятствий, которые есть на пути развития малого бизнеса.

С одной стороны, конечно, государство, власть настроены на развитие предпринимательства.

Предпринимательство само по себе характеризуется, прежде всего, деловой хваткой, умением работать, умением вести дело. Предпринимательство – активная часть нашего общества. Часть, которая неравнодушна к себе, своим близким, к окружающим. Вы – люди, внутри которых есть «пружина», энергия. Это очевидно, это факт.

В нашей стране предпринимательство существовало всегда: и тысячу, и 500, и 50 лет назад. Просто 50 лет назад оно было в тени, а последние 20-30 лет после всех «перестроечных» лет предпринимательство стало официальным. В предпринимательстве нужно преодолевать огромные трудности. Об этом надо говорить прямо, честно. Мы все понимаем, что это так. Это понимают и в Москве, и в Уфе. Понимают в Буздяке или Бурзяне. Но, к сожалению, того развития, которое нужно нам на сегодняшний день, пока нет. Об этом свидетельствуют и цифры. Назову некоторые из них.

У нас малых предприятий порядка 40 тысяч, средних предприятий немного – около 300. Индивидуальных предпринимателей примерно 85 тысяч. На 300 средних предприятиях трудятся 40 тысяч человек. Оборот – 75 млрд рублей. Это 3 процента в обороте всего промышленного и товарного производства республики. Инвестиции – 3,5 млрд рублей, а это только лишь 1,5 процента от объема всех инвестиций. Рентабельность – 3,5 процента.

На малых предприятиях работают 300 тысяч человек, а это 25 процентов от всей численности работающего населения республики. В среднем на каждом предприятии работают 7-8 человек. Официальная заработная плата невысокая – 12-13 тысяч рублей. Оборот – 600 млрд рублей. Это 24 процента от всего республиканского оборота или 15 млн рублей на одно предприятие. Эти предприятия выпустили продукции примерно на 400 млрд рублей в 2014 году. Инвестиции – 21 млрд рублей или 9 процентов от всех инвестиций. Средние предприятия – 1,5 процента, малые предприятия – 9 процентов. Итого – 10 процентов инвестиций. Это то, что дает нам малый и средний бизнес. Не густо.

При этом в оптово-розничной торговле, ремонте автомобилей, ремонте бытовых изделий трудятся 40 процентов малых предприятий. Операции с недвижимым имуществом – 17 процентов, строительство – 15 процентов, сельское хозяйство – 5 процентов. Понятно, что перевес в пользу оптово-розничной торговли, ремонтных дел.

В последние годы явно видно, что затормозился рост числа малых и средних предприятий. Статистика по малым предприятиям: 2011 год – 32 тысячи, 2012 год – 39 тысяч, 2013 год – 40 тысяч, в 2014 году такая же цифра – 40 тысяч. Роста нет. Что мешает? Вы здесь можете привести огромное количество причин тому, что мешает малому и среднему бизнесу. Тем не менее ряд наших изданий провели соответствующие опросы. Вот какие результаты они приводят: 50 процентов ответивших говорят, что малому бизнесу, прежде всего, мешают высокие налоги. Еще 50 процентов (понятно, что люди отвечали на несколько вопросов) считают, что возникают сложности с неопределенностью экономической ситуации. Это так. Эта неопределенность мешает и предпринимательскому сообществу, и властным структурам. Высокие ставки по кредитам – 50 процентов опрошенных видят в этом «тормоза» для малого бизнеса и предпринимательства. Еще называют нестабильность налогового законодательства – сегодня одно, завтра другое, послезавтра третье. Эта бесконечная турбулентность налогового законодательства изматывает людей, вносит неопределенности. 50 процентов предпринимателей считают, что это тоже причина того, что малый бизнес не работает. Еще называют нарушения прав предпринимателей со стороны государства: правоохранительных, проверяющих, контрольно-надзорных структур. Половина предпринимателей считает, что это тоже является главным тормозом в развитии. Это пять главных причин. Все остальное уже менее значимо, хотя тоже весомо. Например, несовершенство судебной системы – 35 процентов, девальвация рубля – 35 процентов и т.д.

Вот есть пять главных причин: высокие налоги, неопределенность экономической ситуации, высокие ставки по кредитам, нестабильность налогового законодательства, нарушения прав предпринимателей со стороны властных структур. Вот «большая пятерка» проблем, которые волнуют предпринимателей на сегодняшний день.

Понятно, что эти ответы не исчерпывающие. Наверняка есть и другие причины – и, может быть, даже более значимые, но несформулированные в этом опросе. То есть нужно больше стабильности и меньше регулирования.

Есть попытки со стороны нашего государства ослабить «хватку» и создать больше возможностей для развития бизнеса. Ежегодно замеряются различного рода показатели, в соответствии с которыми формируются рейтинги, формируется набор задач, которые нужно решать Правительству. Наша страна участвует в международном рейтинге Doing Business. Российская Федерация идет в сторону улучшения своих позиций. Условно, пять лет назад были 150-ми, а сейчас мы на 80-х местах. Дело не в этом. Дело в том, что реально ситуация улучшается, как показывают эти оценки. Но это на бумаге, а в жизни предпринимательское сообщество пока не растет и не дает в том объеме продукцию, в котором ждут от бизнеса, от предприимчивых людей.

Далее. Мы работаем с Агентством стратегических инициатив. Это очень серьезная, правильно мыслящая организация. Там очень сильный руководитель, выступающий на стороне предпринимательского сообщества, который всеми силами старается внедрить стандарты предпринимательской деятельности у нас в стране. За каждой строчкой этого стандарта стоит желание ослабить административное давление на бизнес. Мы – Республика Башкортостан – с самого начала участвовали в формировании подходов к снижению административного давления. Были одним из «пилотных» регионов, в котором внедрялся стандарт. И мы его внедрили. Кто-то скажет, что внедрили «на бумаге». Кто-то скажет, что они почувствовали послабления. Другие скажут, что ничего не изменилось: «Вы там пишете стандарты, а жизнь идет сама по себе и своим чередом». Все это так, но с формальной точки зрения у нас эти стандарты сегодня существуют. Здесь присутствуют министры, руководители Правительства. Мы предоставим некоторым из них слово, чтобы они рассказали о том, что сегодня осуществляется в этой части, чтобы эти стандарты работали, чтобы снижалось давление на бизнес, чтобы было меньше регулирования и больше стабильности.

Готовясь к этой встрече, я читал материалы, изучал цифры, читал высказывания наших бизнесменов. Читал жалобы и письма, которые идут в мой адрес со стороны бизнеса. Конечно, если ориентироваться только на эти материалы, то все выглядит плохо. С другой стороны, когда начинаешь рассуждать, вроде бы какие-то «просветы» уже появляются. Цитата: «Любой бизнесмен скажет, что работать ему мешает государство». Конечно, обидно слышать такие слова, такую оценку. Но она существует, она распространена в бизнес-сообществе, что главный тормоз развития – это государство со всей той пятеркой больших проблем, которые оно создает для предпринимательства.

У меня есть письма из вчерашней почты. На мое имя обратилась предпринимательница из Стерлитамака с жалобой на администрацию города, принявшую решение снести до 1 марта 2015 года мелкие торговые точки и продать земельные участки под ними на аукционе. Понятно, что этот вопрос поставлен на контроль. Аналогичная история сейчас происходит в Москве, там она имеет большую PR-составляющую. А вот история в Стерлитамаке только-только «вынырнула». Я буду заниматься этим.

На имя Главы республики, то есть в мой адрес, обратился представитель компании «Металлкомп» из Дюртюлей о содействии в выделении земельного участка в аренду для размещения производственной базы торгового павильона. Администрация города беспричинно, по его мнению, отказывает производственной фирме, выпускающей профнастил и металлочерепицу, в предоставлении в аренду земельного участка в промзоне Дюртюлей. Будем заниматься.

Вчера же с письмом обратилась ко мне директор многопрофильной компании «Альфа-столица» – уже не первый раз пишет – с просьбой содействовать в получении новых площадей для предприятия. «Альфа-столица» обеспечивает контроль качества молочной продукции. Вот уже полгода «бодается» с властями города Уфы – просит дополнительно 60 квадратных метров площади. Ей не дают, и она пишет. Правильно пишет. В ноябре было мое соответствующее поручение о том, чтобы наши имущественники решили этот вопрос, но КУМС Уфы это поручение не исполнил. Значит, будем заниматься уже с руководством этого КУМС.

Дальше. Фирма «Интервал» из Уфы. Они не могут решить вопрос с земельным участком. Незаконный захват здесь со стороны одного ООО и т.д.

Вообще у нас в год поступает примерно 15 тысяч обращений граждан и организаций на мой адрес. Из них предприниматели написали 110 жалоб. Это меньше 1 процента. Это меня внутренне успокаивает, но на самом деле либо предприниматели мало пишут, а есть огромное количество проблем. Либо проблем немного на самом деле. Из 15 тысяч ежегодных обращений в мой адрес по теме предпринимательства чуть больше сотни: обижают предпринимателей, что-то не дают. Хотя во вчерашней почте было четыре письма сразу.

Что делать еще? Понятно – ниже налоги. Мы понимаем эту тему, но за нее мы отвечать не можем. Только антикризисный план правительства, который появился буквально неделю назад еще в «сыром» виде. И Дмитрий Анатольевич Медведев у нас был. Я провел с ним значительное количество времени, обсуждая все множество проблем, которое сегодня в экономике, в малом бизнесе, в предпринимательстве существует. Почти весь день мы были рядом и все время общались. Обсуждали, что нужно делать, как нужно делать. Этот антикризисный план тоже обсуждали. Я тоже говорил, что он «сырой», что он многое не учитывает, что он многих проблем не охватывает.

Тем не менее этим антикризисным планом предполагается, что налоги будут снижаться в отношении малого бизнеса и малого предпринимательства. Мы не возражаем. Другое дело, что сразу же посчитали, какая примерно сумма будет сопровождать это снижение налогов. От 3 до 5 млрд рублей недополучит бюджет Республики Башкортостан, если мы пойдем на снижение этих налогов.

Что такое сегодня бюджет республики? 100 млрд рублей – это республиканский бюджет. 135 млрд рублей – это консолидированный бюджет (республиканский бюджет плюс бюджеты наших муниципалитетов). Понятно, что 5 млрд рублей – это 5 процентов республиканского бюджета. Это немало. Каждый месяц мы из бюджета республики выплачиваем заработную плату учителям, врачам, социальным работникам, муниципальным, государственным служащим и т.д. И сумма эта – ровно 5 млрд рублей. В год мы заработной платы платим 60 млрд рублей. Плюс 20 млрд рублей – это разного рода помощь и поддержка малоимущим слоям населения. Это субсидии и субвенции, адресные социальные выплаты, и пенсионерам в том числе, ветеранам труда, инвалидам. Оставшиеся 20 млрд рублей – это дороги, республиканская адресная инвестиционная программа, небольшая поддержка сельскому хозяйству. Вот и вся арифметика. Я об этом рассказывал и на встрече с большим бизнесом.

Конечно, для нас не то что миллиард рублей, а каждые 100 млн, каждые 10 млн рублей важны, имеют значение в формировании нашего бюджета. Когда мы говорим о том, что можем единомоментно, если сейчас пойдем на принятие этих законов, лишиться поступления 5 млрд рублей, мы начинаем очень быстро соображать: а где нам их взять? И как нам их донести?

В этих 100 млрд рублей – чтобы они у нас еще получились – мы планируем в этом году взять кредит. У вас проблемы с кредитом и у нас проблемы с кредитом. Чтобы свести, сбалансировать бюджет, нам нужно примерно 5-7 млрд рублей кредита. Кредит сегодня недоступен и вам, и власти. Мы не можем брать кредит с процентной ставкой 20-30 процентов. Не можем. Потому что обслуживать такой кредит невозможно. И так ежегодно на обслуживание нашего долга направляем примерно 1 млрд рублей. Ежегодно просто обслуживаем кредит. Конечно, надо обсуждать возможность снижения налогов для малого бизнеса. Но у малого бизнеса, я сказал, оборот составляет 400 млрд рублей. И эти добавленные 5 млрд, которые нам предлагает Правительство Российской Федерации, – это всего лишь 1/80 часть, это один с небольшим процента. А мы выделяем 5 процентов бюджета.

Я вам просто, что называется, «на пальцах» объясняю ситуацию. У нас других денег и других ресурсов нет. У нас нет печатной машинки. У нас нет каких-то суррогатов, которые мы могли бы вместо денег использовать. Но тем не менее тему эту обсуждать будем. И в этой части, прежде всего, я считаюсь сторонником адресности оказания помощи. Адресность! Когда выплачиваем адресные социальные выплаты в связи, например, с повышением тарифов в ЖКХ, мы платим всем. Или даем возможность всем получать эти выплаты. Есть люди, действительно нуждающиеся, а есть люди, для которых эти деньги – 100, 200 или 300 рублей – ничего не решают. А для кого-то 300 рублей – большая сумма. Также и в бизнесе, и в малом бизнесе. Есть предприятия, для которых каждый миллион на вес золота или даже каждые 100 тысяч рублей, а для кого-то это не очень принципиально. Поэтому мы постараемся, пообсуждав с вами, подумав, как сделать, все-таки использовать варианты или элементы адресности в работе с малым бизнесом, с малым предпринимательством.

Доступ к государственному заказу. Это долгая история. Действительно, много говорили об этой теме. Много было поручений, в том числе и Президента страны, Правительства России. И на уровне нашей республики все это тоже транслировалось. Но на сегодняшний день доступ к госзаказу как был закрыт, так и продолжает оставаться закрытым для малого бизнеса. Надо разбираться. Я не могу сказать, что есть какая-то заданность у нашего Госкомитета по заказам покупать только у крупного бизнеса. У нас Сергей Владимирович (С.В. Новиков, председатель Госкомитета РБ по размещению государственных заказов) здесь присутствует. Он расскажет и примеры приведет. Может быть, определим варианты взаимодействия в этой части. Но там идет системный сбой. Это точно. «Маленьким» добраться до государственных заказов очень тяжело. Безусловно, никто не отрицает того, что коррумпированность в этой части присутствует. Никто не отрицает. И, конечно, человек со связями, влиятельный человек, несмотря на, казалось бы, абсолютную прозрачность закупочных процедур, тем не менее находит возможности для того, чтобы получить заказы. И тем более когда речь идет о больших заказах. Эта тема есть. На нее глаза не закрываем. Ее будем сегодня обсуждать.

Доступность к деньгам. Это, наверное, самый болезненный, самый тяжелый вопрос. Классическая формула «деньги – товар – деньги» или «товар – деньги – товар» включает в себя вот это «д» – деньги. Санкции против нашей страны направлены, прежде всего, на то, чтобы не товара нас лишить, который поставлялся в нашу страну, а денег, которые мы занимали на внешних рынках. У нас было на самом деле два крупнейших источника финансовых ресурсов. Первый – выручка от нефти и нефтепродуктов. Она уменьшилась в долларовом исчислении в два раза, поскольку цена упала в два раза на нефть. И перекрыли возможность получения дешевых, да и любых кредитов на Западе. Собственно говоря, ипотека в нашей стране формировалась за счет привлечения этих долгих и дешевых денег на Западе. Их сегодня нет. Поэтому бьют по самому больному и самому слабому месту – по деньгам. Нет денег – нет товара. И эта проблема на сегодняшний день не решена. Она только ощущается как проблема.

На прошлой неделе была учеба глав регионов в Москве. Три дня нас в кампусе Сбербанка обучали, начиная от истории и заканчивая встречами с членами Правительства Российской Федерации. Это было ровно неделю назад. Выступали Силуанов (А.Г. Силуанов, министр финансов РФ), Улюкаев (А.В. Улюкаев, министр экономического развития РФ), Набиуллина (Э.С. Набиуллина, председатель Центрального банка РФ), Мень (М.А. Мень, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ), Козак (Д.Н. Козак, заместитель Председателя Правительства РФ). И, конечно, мы, главы регионов задавали вопросы. Задавали вопросы очень остро, принципиально. И, к сожалению, ответа на некоторые из них не получили, в том числе на вопрос, где нам брать ресурсы, где нам брать деньги.

Начали мы год, наша республика, я уже говорил, противоречиво. С одной стороны, объем промышленного производства сохранился: порядка 100 процентов. Может быть, даже плюс 0,5, плюс 1 процент. Сейчас Госкомстат подводит все итоги. Они выдают результат только на седьмой-восьмой рабочий день с начала месяца. Мы ждем буквально три-четыре дня. Но в любом случае около 100 процентов промпроизводства. А по налогам мы получили минус. И минус уже «хороший» – порядка 14 процентов. И больше всего мы потеряли налогов на прибыль. Но поскольку республиканская власть не имеет права доступа к финансовым показателям, связанным с налогами, с движением денег внутри республики и прочими интересными вещами, мы сегодня даже аналитику соответствующую провести не можем, где мы сегодня самые большие потери несем. У нас руководители или представители налоговой службы здесь есть? Может быть, они нам расскажут. Коль скоро мы находимся в кризисное время в кризисной ситуации, мы обязаны иметь эти материалы.

Мы должны понимать, где у нас слабые места. Мы должны точно знать, кто «проваливается», а кто идет наверх. А под предлогом налоговой тайны мы этих данных не имеем. И я вам не могу сказать, где у нас на сегодняшний день главные проблемы и главные точки сложностей.

Так вот. Нам не смогли ответить министры на вопросы, связанные с деньгами. Рецепты были очень простые: экономия, снижать внутренние расходы, уходить от долгосрочных проектов, работать только с тем, что начато. Речь идет об инвестициях, о строительстве. И обеспечивать главное – зарплату и наличие рабочих мест. А все остальное – экономить, экономить, экономить. Но нам нужны ресурсы. Нам нужны деньги. Мы в данном случае, и вы в том числе, отвечаем за 4 млн 100 тысяч населения Республики Башкортостан. Мы не имеем права переводить этот вопрос в какую-то гипотетическую плоскость и размышлять так: «Ну, ладно, время покажет». Нам надо сегодня уже нарабатывать механизмы, как мы будем парировать все эти риски. Внешних заимствований нет. Внутри страны денежная масса стала остродефицитной. У предприятий на сегодняшний день снижаются промышленное производство и оборотные ресурсы. Возникает цепочка проблем.

Мы экстраполировали данные 2009 года, последнего кризиса, на сегодняшнюю ситуацию. Тогда, в 2009 году, республика потеряла НДФЛ (налога на доходы физических лиц) на 20 процентов, налога на прибыль – на 40 процентов. Это цифры 2009 года. Они очищены от тех внезапных поступлений, которые были связаны с поступлением от налога на прибыль от продажи «Башнефти». Тогда в 2008, 2009 году состоялась эта, сейчас уже подвергаемая сомнениям и уже оспоренная, сделка от продажи «Башнефти». Тогда республика единовременно получила 12 млрд рублей налога на прибыль. Если экстраполировать ту ситуацию на сегодняшний день, мы теряем очень много, и мы должны понимать, как мы эти риски парируем. На самом деле поле для маневра у нас, у власти региона, не очень большое.

Но все-таки в этой ситуации мы надеемся на то, что по-другому заработает малый бизнес, предпринимательство и даст нам пусть с плюсом 1 или 2 млрд рублей, еще лучше 3-5 млрд. Конечно, вы не сможете заместить все финансовые потери, которые идут от крупного бизнеса. Но все равно хотя бы обеспечить занятость, прокормить людей, дать им рабочие места вы могли бы. Мы должны найти решение, как это сделать.

Сейчас речь не идет о бурном развитии. Нет. Все прогнозы свидетельствуют о том, что будут потери валового регионального продукта, валового внутреннего продукта. В хорошем варианте – 3 процента, в плохом – до 5-7 процентов. Инфляция будет двузначной. Сегодня цифры январской инфляции показывают, что она уже достигла порядка 5,5-6 процентов, а в годовом измерении уже 15 процентов. А что такое инфляция, вам объяснять не надо, вы все люди грамотные. Хотя вопрос обучения тех, кто работает в малом бизнесе, стоит тоже остро. Но это другая тема, не будем к ней сейчас возвращаться.

Речь не идет о бурном развитии. Нам надо удержать позиции, на которых мы находимся. Нам с вами повезло. Мы живем в сильной республике, в сильном субъекте Российской Федерации. Я знаю, о чем я говорю. У нас сбалансированная финансовая ситуация по сравнению с тем, что имеет ряд регионов России. Мы видим, что этот год, если не будет абсолютно чрезвычайных происшествий, мы справимся в основном с теми обязательствами, которые на себя взяли. Да, нам придётся сокращаться, оптимизироваться. Придётся принимать болезненные решения, но в основном социальные обязательства мы выполним.

Мы ни от чего не отказываемся. Мы будем жить нормальной полнокровной жизнью. Мы не уйдем на дно, в зимнюю спячку не завалимся. Мы будем нормально работать. У нас предприятия будут работать.

У нас есть мощный нефтяной комплекс, который сегодня вернулся в государственную собственность и в котором Республика Башкортостан получит свою долю собственности. Я об этом уже говорил открыто. Сегодня мы видим, что в январе нефтяная промышленность нормально отработала. Нефтепереработка, нефтедобыча, нефтехимия, химия – все идут с плюсом. Не только «Башнефть», но и «Газпром нефтехим Салават» и ряд других предприятий.

У нас приличное, входящее в десятку сильнейших, сельское хозяйство. У нас есть запасы и по продовольственному зерну, и по фуражу, по семенам, по всему тому, что нужно. Посевную мы проведём, хотя уже раздаются панические крики и предлагают разные рецепты. Я хочу сказать, что посевная будет проведена абсолютно нормально. У нас уже есть договорённости, как получить ресурсы. Перегружаю я вас цифрами, но скажу, что посевная кампания стоит 7 млрд рублей, чтобы вы представляли масштаб цифр. Это с семенами, удобрениями, топливом, средствами защиты растений, запасными частями, заработной платой.

Далее. У нас идут стройки. Кто бы что ни говорил, где бы порой ни возникали протестные явления, стройки идут и будут завершены. Это будут новые рабочие места, это будут новые возможности для нашей экономики. И в этой ситуации, возможно, ряд отраслей эти стройки спасут. И спасут от безработицы не сотни людей, а тысячи людей. Мы от этих планов не отказываемся и будем продолжать их реализовывать.

Я сегодня изучал много материалов. Броские, хлесткие заголовки – «Задача выжить», «Хватить лгать», «Малый бизнес просит перейти власть от слов к делу» и т.д. Таких материалов много, но я хочу сказать, что у нас с вами задачи выжить нет.

У нас есть задача соответствовать сегодняшней экономической ситуации и работать так, чтобы даже сегодня иметь потенциал развития и видеть эту ситуацию не как драматическую, критическую, а дающую возможность для нового роста, закладывающую основу для нового роста.

Я уж не говорю – импортозамещение, ориентирование на собственные силы, умение оптимально выстраивать экономическую модель на предприятии и т.д. Это время новых возможностей. Я вас не успокаиваю, не убаюкиваю. Это не так. Это новые возможности. Конечно, будет трудно. Конечно, любое кризисное состояние оценивается, если говорим о человеке, повышенной температурой, ознобом, лихорадкой, но всё равно наступает выздоровление. Всё равно наша страна и наша республика будет иметь развитие.

Поэтому сегодняшний разговор я хочу строить из следующих предпосылок. Сильная республика. Сильная экономика. Сильное предпринимательство. Через оптимизацию получить новые возможности для роста. Есть шероховатости, есть проблемы, которые, безусловно, надо снимать для того, чтобы бизнес-сообщество имело возможность свободно развиваться. Конечно, не бесконтрольно, не так, как тесто из кастрюли вылезает, если не доглядел. Должен быть контроль, потому что общество разнородное. Есть люди, которые действительно выполняют социальные функции. Есть люди, которые пытаются обманом, шантажом, мошенничеством заработать себе денег. Это недопустимо. Исходя из этих принципов – сильная республика, сильная экономика, новые возможности – мы сегодня будем строить разговор. Прошу в этом плане это учитывать.

Я завершил вводную часть. Я много цифр вам назвал, наверняка, обсуждая, мы будем приводить другие цифры. Коллеги, разговор сегодня назрел, не то что перезрел, а назрел. Так что сегодня будем трудиться.

<…>

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт


Назад в раздел