Обычный вид

Новости

16.01.2015 17:59:58

Рустэм Хамитов встретился с представителями бизнес-сообщества Башкортостана

16 января в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов провел встречу с представителями республиканского бизнес-сообщества. В ней приняли участие руководители крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также члены Правительства РБ и руководство Торгово-промышленной палаты республики. В формате открытого диалога стороны обсудили актуальные вопросы, с которыми столкнулся крупный бизнес в сложившейся экономической ситуации.

Напомним, что возможность проведения такой встречи обсуждалась в декабре 2014 года в ходе беседы руководителя республики с сопредседателями регионального штаба Общероссийского общественного движения «Народный фронт – за Россию» (ОНФ).

Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!

Мы начинаем сегодняшнее совещание и пригласили на него наших руководителей крупнейших предприятий Республики Башкортостан.

Экономика нашей республики развита, мы – мощный крупный промышленный регион страны. У нас несколько десятков предприятий с оборотом более 20 млрд рублей. Мы в 2014 году доказали, что умеем хорошо работать. Наши основные показатели совсем неплохие, декабрьский индекс промышленного производства будет на уровне 103,5 процента, а годовой показатель будет около 103 процентов (102,8-102,9). Инвестиции в капитал составят не менее 105 процентов по отношению к 2013 году. Налоги у нас тоже подросли по сравнению с 2013 годом, их объем превысит почти на пять процентов показатели 2013 года. Валовой региональный продукт вырастет на 2,1-2,3 процента. Понятно, что это цифры предварительные, они будут уточняться, но уточнение будет идти на уровне десятых долей процента.

Цифры и показатели, касающиеся жизни наших людей. Здесь у нас есть, безусловно, и достижения, и проблемные точки. Не так, как нам хотелось бы, выросла заработная плата в республике. И по темпам роста заработной платы мы занимаем на сегодняшний день последнее место в Приволжском федеральном округе. Темп роста – чуть больше 100 процентов, в то время как регионы-лидеры растут на проценты: мы – на доли процента, а регионы-лидеры на 5-7 процентов. Есть даже регионы, которые выросли на 10 процентов.

Достаточно сложная ситуация с ростом тарифов. В силу исторических традиций у нас были самые низкие тарифы по теплу, водоснабжению, водоотведению. Последние два года для того, чтобы ввести эти тарифы в экономически разумные пределы, пришлось работать, и по темпу роста тарифов мы находимся, к сожалению, на одном из лидирующих мест в Российской Федерации. Но этот этап нами уже пройден, и таких значительных темпов роста в 2015 году не будет. В свою очередь, конечно же, мы старались парировать этот темп роста адресными социальными выплатами и ежегодно направляли до миллиарда рублей на то, чтобы наши граждане не почувствовали в значительной степени тот темп роста тарифов.

Строительство жилья. Мы идем неплохо и занимаем пятое место в Российской Федерации по объему ввода жилья. В 2014 году мы ввели 2 млн 630 тысяч квадратных метров. Это пятый результат в России и уверенное первое место в Приволжском федеральном округе, даже можно сказать в Приволжско-Уральском федеральном округе. Все наши соседи ввели значительно меньше.

Розничная торговля. Шестое-седьмое место мы делим с Татарстаном. У нас примерно около 700 млрд рублей объем розничной торговли. Это тоже неплохие показатели. Значит, ресурсы у наших людей есть. В целом мы можем сказать, что из 13 показателей, которые характеризуют успешность работы того или иного региона, 12 у нас в «зеленой зоне», то есть мы по ним идем с ростом, и в этом плане наши достижения совсем неплохие. И один показатель – темп роста заработной платы – мы с вами недовыполнили, это надо признать честно. Так что будем в этой части работать в 2015 году. Хотя по общему объему и по доходам наших граждан наши позиции потихонечку улучшаются. Можно констатировать, что год завершен с положительной динамикой по основным макроэкономическим показателям.

Что касается наших социальных показателей, они тоже неплохие. Я последние цифры взял по демографии. В республике за 12 месяцев 2014 года родилось 59 694 ребенка. Была задача достичь планки в 60 тысяч, но чуть-чуть нам не хватило. Это больше 2013 года, когда было 59 250 детей, в 2012 году – 59 180 детей родилось. Умерло 53,5 тысячи человек. Так что у нас есть естественный прирост, порядка 6,5-7 тысяч человек. По коэффициенту естественного прироста – он у нас 1,7, это превышение рождаемости над смертностью в 6 400 человек – мы занимаем третье место в Приволжском федеральном округе после Татарстана и Удмуртии.

В бюджет республики поступило в прошлом году 99,2 млрд рублей. Это налоговые и неналоговые доходы. Это на 5,3 млрд рублей и на 5,7 процента больше, чем в 2013 году. Утвержденный план по налоговым и неналоговым доходам – 97,3 млрд рублей. Этот план превышен почти на два процента. И это наша с вами работа. Вы, сидящие в этом зале руководители, представляете крупнейшие предприятия нашей республики, которые обеспечивают почти 50 процентов сборов налогов Республики Башкортостан. Понятно, что есть более крупные предприятия, есть предприятия, которые платят небольшие налоги. Мы еще пообсуждаем эту тему. Я вам хочу сказать о том, на что мы расходуем эти ресурсы. Среди вас есть депутаты Государственного Собрания – Курултая республики, кто детально разбирает эти цифры. Скажу укрупненно: 100 млрд рублей наш бюджет, из них 60 млрд рублей – заработная плата бюджетников, 10 млрд – социальные пособия малоимущим слоям населения, инвалидам, 10 млрд – дорожный фонд, 6 млрд – жилищно-коммунальное хозяйство, 2 млрд – сельское хозяйство, 8 млрд – капитальные вложения. Вот вам 96 млрд рублей. В 2,5-3 млрд рублей нам обходится управленческий аппарат, государственная власть, муниципальные учреждения. Вот и вся арифметика, вот 98 млрд. Поэтому на сегодняшний день мы, конечно же, имеем социально ориентированный бюджет. Каждый месяц мы выплачиваем нашим бюджетникам 5 млрд рублей заработной платы. Ну, собственно говоря, у нас на развитие остается всего ничего.

Ситуация 2015 года будет, видимо, еще сложнее, чем в 2014 году. Девальвационный скачок и инфляционный скачок в конце года. Вы как руководители предприятий понимаете и чувствуете, что экономическая ситуация осложняется. Тем не менее нам надо будет выполнять задачи, которые мы перед собою поставили. План по налоговым и неналоговым доходам на 2015 год чуть поменьше, чем в 2014 году, исходя из реалий, и составляет 97,6 млрд рублей. Это на полтора процента ниже, чем в 2014 году. Но выполнить его мы вместе с вами обязаны. Не будем обсуждать, что в этой части делать.

Эти задачи стоят перед нами на 2015 год, я имею в виду перед властью, прежде всего. Первая и понятная задача – обеспечить социальную стабильность в обществе. Нам необходимо решать вопросы продовольственного обеспечения, продовольственной безопасности. Нам надо провести в этом году нормальную посевную и уборочную кампании. Я с этого начинаю, потому что продукты питания – это основа основ. Посевная кампания обходится нам примерно в 7 млрд рублей. Из них – 2 млрд собственных средств и ресурсов агропромышленных предприятий, 5 млрд – заемные средства. Сегодня при ставке кредитования выше 20 процентов понятно, что для нас поиск этих 5 млрд становится сложной задачей.

У нас в республике недавно был вице-премьер Правительства России Аркадий Дворкович, который курирует сельское хозяйство. Мы с ним обсуждали и эту тему. Я думаю, что будет помощь Правительства Российской Федерации, будет субсидирование ставки кредитования. Но чтобы вы понимали как крупные руководители, что для нас острой и сложной темой будет проведение посевных работ. Точно так же оценивается стоимость уборочных работ – порядка 10 млрд рублей. Эта тема не напрямую ваша, но я все это рассказываю для того, чтобы вы понимали, какие главные задачи мы на сегодняшний день решаем.

Первое – продовольственная безопасность. Мы должны обеспечить зерно, мясо, молоко, картофель, переработку сельскохозяйственной продукции с тем, чтобы у нас ни малейших сомнений в плане обеспечения продуктами питания людей не было.

Второй вопрос – обеспечение заработных плат и удержание на приемлемом уровне безработицы. Я бы хотел сказать, что в этой части мы должны действовать с вами вместе, синхронно. Проблема создания, формирования рабочих мест, высвобождения рабочей силы – это не только ваша проблема, это, прежде всего, наша «головная боль». И если что-то происходит на ваших предприятиях, всё это мгновенно «транслируется» на всё общество. И соответствующие возмущения идут по всем направлениям. Поэтому я прошу вас быть крайне деликатными в этих вопросах. Нам вместе с вами надо обсуждать вопросы, прежде чем принимать то или иное решение, особенно касающееся высвобождения людей на предприятиях.

У нас сформирован, скажем так, антикризисный штаб. Официально называется так – правительственная комиссия по повышению устойчивости экономического развития республики. Возглавляет эту комиссию первый заместитель Премьер-министра Правительства Рустэм Хабибович Марданов. Вы все хорошо его знаете. Сейчас комиссия разрабатывает комплексный план по исключению или минимизации возможных негативных кризисных последствий для нашей экономики. Прошу вас, что называется, в режиме «онлайн» работать с Рустэмом Хабибовичем и все вопросы, связанные с заработной платой, высвобождением людей, в обязательном порядке обговаривать с первым заместителем Премьер-министра.

Третий вопрос – обеспечение социальных обязательств. Бюджет 2015 года сверстан таким образом, что мы обеспечим выполнение этих обязательств. При условии, что мы с вами сформируем бюджет на уровне 98 млрд рублей. Здесь почти все риски нами учтены. Тем не менее этот вопрос является для нас одним из самых приоритетных. Мы будем делать всё для того, чтобы эти обязательства выполнить. Конечно, еще очень много и других задач, и я скажу о них, но эти первые – продовольствие, труд и безработица, социальные обязательства – являются для нас важнейшими и самыми главными.

Далее. Будет происходить изменение тарифов и цен. Я прошу вас информировать Правительство о ваших планах в этой части. То же самое касается и налоговых платежей в бюджет. Бюджет сверстан, он принят. Каждая его позиция выверена. И если мы будем работать на уровне достаточном, чтобы собрать около 100 млрд рублей, то мы все свои обязательства выполним.

Но что мы видим? Мы видим, что в 2014 году порядка 3 млрд рублей налога на прибыль и налога на имущество было возвращено предприятиям в виде зачетов. 3 млрд рублей практически единовременного изъятия из бюджета – это много. 2,5 млрд – возврат по налогу на прибыль. Даже больше – почти 2,6 млрд рублей. И 388 млн рублей – возврат налога на имущество организаций. Итого – 3 млрд рублей. Я понимаю, что это ваше право, что оно прописано в Налоговом кодексе Российской Федерации, и вы вправе пользоваться этими преференциями. Но обязательно должны обсуждать все это с нами – в том числе с комиссией, о которой я сказал. И если сроки и размеры возвратов переплаты по налогу на прибыль для нас критичны, то, безусловно, это надо обсуждать. Мы будем говорить о том, что если эта сумма в течение месяца превышает 50 млн рублей, то такой вычет надо заранее согласовывать с министерством финансов нашей республики.

Еще одна просьба – многие из вас ведут активную благотворительную деятельность. Мы вам очень благодарны за эту работу. Вы самостоятельно принимаете решение, кому ее оказывать, но подчас эту работу надо координировать. К нам обращаются города, районы, граждане нашей республики, у нас есть информация о том, кто особенно нуждается в этой помощи. В этом плане мы сегодня системно работаем с такими предприятиями, как «Башнефть», УГМК, «Сода». В этой части у нас всё отлажено, все потоки прозрачны, они под контролем и идут по назначению. Необходимость консолидации этих ресурсов тоже есть. Я считаю, что эту работу нужно проводить, в том числе по согласованию с Правительством. Речь идет о немалых суммах.

В августе-сентябре прошлого года я проводил индивидуальные встречи с крупнейшими нашими налогоплательщиками. Мы обговорили многие вопросы, и я благодарен за то, что вы поддержали нас в части начисления и перечисления налогов. Вы действовали исключительно ответственно. Кроме того, польза от этих встреч была в плане разрешения проблем самих предприятий. Например, нам удалось приостановить рассмотрение федерального закона о запрете продажи пива в ПЭТ-таре объемом более 0,5 литра. Это решение сократило бы производство пива на наших крупнейших пивоваренных предприятиях, сократило бы производство полиэтилентерефталата на «Полиэфе». Под угрозой сокращения оказалось бы более тысячи работников, а бюджет мог бы потерять около 3 млрд рублей налогов. Совместными усилиями нам удалось проделать эту работу, по крайней мере, передвинуть эти риски на 2016-2017 годы. Они полностью не исчезли для нас. Я обращался к Президенту страны, Председателю Правительства, в Государственную Думу, Совет Федерации. Общими усилиями нам удалось решить такую непростую задачу.

Далее. Внесены корректировки, касающиеся большого налогового маневра в части продления срока предоставления вычета для ОАО АНК «Башнефть» по налогу на добычу полезных ископаемых. Сейчас мы работаем с «Башспиртом» по непростой проблеме, связанной с акцизами на алкогольную продукцию, чтобы предприятие не оказалось в убытках. Наши действия достаточно активны. Нас и Председатель Правительства услышал, и вице-премьер, курирующий этот вопрос в Правительстве Российской Федерации. Я думаю, что мы сможем решить задачу. Я все эти примеры привожу для того, чтобы вы знали – мы всегда активно готовы отстаивать вашу позицию. Всегда, на любом уровне. Это абсолютно точно, и каждый из вас может совершенно спокойно обратиться лично ко мне с проблемами или к Рустэму Хабибовичу с крупными задачами. Мы обязательно будем их решать, обязательно.

Может быть, вы ждете от нас, скажем так, «плана действий» на ближайший квартал или полугодие, что будет делать Правительство Республики Башкортостан в этой части. С одной стороны, поле для маневра нашего Правительства невелико, поскольку мы все работаем в федеральном правовом нормативном поле и что-либо менять нам достаточно сложно. Но у нас есть свои возможности, пусть они небольшие, не такие глобальные, но что-то мы можем делать. Мы сегодня обсудим вопросы предоставления льгот, субсидирования ставки кредитования, создания новых рабочих мест.

Первый квартал должен нам показать, в каком направлении мы движемся. Сегодня этого никто не может сказать. То есть фактически мы с вами будем, с одной стороны, находиться в «реалиях жизни», а с другой стороны, будем в ежедневном режиме понимать, что с нами начинает происходить и какие меры нам надо предпринимать. Безусловно, январь-февраль будут показательными, и март в том числе. Для себя мы видим, что по налоговым вопросам будут потери, в том числе и довольно значительные по ряду направлений. В первом квартале 2015 года по данным кассового плана ожидается поступление налогов в сумме примерно 19 млрд рублей, что на 2 млрд, или 8,5 процента, ниже поступлений первого квартала 2014 года. Исходя из этого будем с вами в рабочем режиме что-то корректировать. Мы видим, что снижается возможность получения предприятиями прибыли. Это отразится на налоге на прибыль. Налог на прибыль по кассовому плану планируется в размере 4,5 млрд рублей со снижением поступлений за аналогичный период на 2,8 млрд рублей, на 40 процентов почти. Поэтому мы сегодня работаем в таком «антикризисном» варианте. Сегодня вместе с вами обсуждаем эти темы, чтобы ежедневно отслеживать ситуацию и предпринимать соответствующие решения.

Время кризиса – не время для паники, не время для каких-то эмоций. Многие из вас пережили кризис 1998 года. Совсем рядом 2008 год. Думаю, что мы справимся и с проблемами 2014-2015 годов. Хотя, конечно, ситуация сложнее. Она очевидно сложнее, потому что для нашего банковского сообщества закрыт источник кредитования на Западе. Но это и время новых возможностей. Сегодня вы будете выступать. Я хочу послушать вас и в части того, что мы можем сделать, чтобы появлялись новые предприятия, появлялись новые рынки сбыта, в том числе и прежде всего внутри страны. Что мы можем сделать в части диверсификации ваших предприятий, диверсификации республиканской экономики. Здесь есть предметы для обсуждения. Нам надо поднимать и легкую промышленность. Нам надо работать над производством товаров сельского хозяйства. Вы знаете, что у нас есть новый бренд «Товар Башкортостана». Не только агропредприятия, но и вы должны входить в эти направления.

Есть вопросы импортозамещения. Но не такого примитивного подхода, когда всё импортное замещаем на всё российское, причем неважно какого качества или цены. Безусловно, это невозможно. Качество и цена должны быть соответствующими. Но работу по поддержке отечественных производителей, готовых через модернизацию и техническое перевооружение выпускать современную продукцию, необходимо осуществлять. Мы подсчитали с Министерством промышленности республики, что продукция наших предприятий в объеме как минимум 20-25 млрд рублей может быть использована на ваших предприятиях. То есть мы еще не используем свои внутренние резервы. Мы не загружаем наши предприятия. У нас нет настоящей внутриреспубликанской кооперации. Мы не знаем, кто и что производят у себя на предприятиях. В общих чертах представляем, а вот детально все-таки отдаем предпочтение покупке оборудования, машин, механизмов, ресурсов, сырья за пределами нашей республики. В то время, когда все это есть у нас здесь. Или не способствуем формированию новых предприятий, которые могли бы такое оборудование выпускать. Понятно, что у нас не плановая экономика, но в этой части мы будем исповедовать подходы, связанные с формированием такого государственно-рыночного управления в некоторых направлениях.

Мы с вами должны рассмотреть вопросы государственно-частного партнерства. Мы готовы давать гарантии, мы готовы работать с вами вместе по формированию новых инвестиционных проектов. Мы готовы давать вам преференции. Вы знаете, у нас работает в этой части система предоставления таких льгот. У нас есть приоритетные инвестиционные проекты, по которым сумма льгот уже достигла значительных величин – миллиардов рублей. И мы готовы продолжать эту работу. В этой части Правительство будет демонстрировать максимальную лояльность по отношению к крупному бизнесу.

Такой же разговор мы проведем через две-три недели с представителями малого бизнеса. Уважаемые коллеги, нам надо понимать, что основное налоговое бремя и тяжесть ответственности за экономику республики в части получения налогов ляжет на ваши плечи. Сегодня малый бизнес – это во многом вариант самозанятости людей. И мы не можем рассчитывать на них с точки зрения пополнения казны. Мы обязаны предоставить им максимальную свободу. В том числе и тем людям, которые будут высвобождаться с ваших предприятий. Они должны быстро находить варианты трудоустройства, а это может дать только малый бизнес. Через три недели мы будем проводить с ними такую же встречу. Только она будет более масштабной по числу участников. Думаю, что это будет несколько сотен человек. Мы обсудим проблемы, которые есть у них.

Еще раз скажу, коллеги. Основную «лямку» будем тянуть мы с вами. Мы от этого никуда не денемся. Мы просто от этого никуда не уйдем. Это наша судьба. Это наша обязанность. В данном случае эти 40-50 крупнейших предприятий республики являются основными налогоплательщиками, а также являются и основной силой, которая удерживает экономику республики на плаву.

Малому бизнесу мы обязаны помогать. Для этого при больших и средних предприятиях мы должны формировать структуры, которые мы называем индустриальными парками. Мы должны давать им заказы, «подтаскивать» их к реалиям промышленной производственной деятельности. Это наша с вами святая обязанность. По-другому никак не получится. Вы все знаете, что Запад работает именно в таком формате. «Малыши» делают очень много с точки зрения подготовки комплектующих, подготовки производства, формирования получения конечной продукции. Это все у нас пока на самом начальном этапе. Поэтому давайте подумаем, как будем им помогать. В том числе и вы. Не прямо материально, не финансированием, а помогать тем, чтобы, например, они у вас где-то на пустующих помещениях, территориях, с использованием ваших ресурсов, материалов, сырья могли что-то быстро начинать производить. Это мега-задача. Это нужно нам обеспечить: посмотреть, что им можно дать по льготным ценам, что можно дать с какой-то отсрочкой по платежам за сырье. Это нужно будет обязательно делать, потому что так или иначе люди будут высвобождаться на ваших предприятиях, а нам надо будет их трудоустраивать.

Тем для разговора достаточно много. Предлагаю сейчас говорить открыто. Рассказать о наболевших проблемах, не скрывая ничего. Нам нужен честный, предметный разговор. Предлагаю перейти к обсуждению.

<…> 

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт


Назад в раздел