Обычный вид

Новости

26.12.2014 21:00:00

Рустэм Хамитов: «Только отстаивая интересы людей можно двигаться вперед»

26 декабря в Доме Республики Президент Башкортостана Рустэм Хамитов встретился с сопредседателями регионального штаба Общероссийского общественного движения «Народный фронт – за Россию» (ОНФ) Эльвирой Аиткуловой и Азатом Фазлыевым, а также руководителем исполкома регионального штаба ОНФ Виталием Брыкиным. В ходе встречи были подведены итоги деятельности штаба в 2014 году и обсуждены предложения ОНФ по улучшению работы в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействия общества и власти.

Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:

Добрый день, коллеги!

Завершается 2014 год. Это был год активной работы «Народного фронта». Хочу сказать, что многое сделано этим общественным объединением. Конечно, мы сегодня обсудим результаты этой работы. Вначале скажу о том, что нас ожидает.

Безусловно, 2015 год будет сложным, прежде всего с экономической точки зрения. Мы понимаем, что в этих условиях все должны работать согласованно и совместно. Очевидно, что чем сильнее становится наша страна, тем большее давление извне она испытывает. Это аксиома, собственно говоря, так было всегда. В советское время, в 1970-1980-е годы, когда Советский Союз демонстрировал образцы успешного развития, противодействие стран Запада возрастало и стало таким сильным, что это привело к серьезным изменениям в нашей стране – развалу СССР. Примерно то же самое повторяется через 20-30 лет после тех событий. Мы понимаем, что действовать в этой ситуации надо предельно собранно и работать всем вместе.

Что касается нашей совместной деятельности. Движение «Народный фронт – за Россию» уже играет значительную роль в общественной жизни республики, тем более страны. Я понимаю, что цели власти и общественного движения совпадают. Мы движемся и действуем в одном направлении. Прежде всего, это следует из названия организации – «Народный фронт – за Россию». Значит, работа на благо народа, на благо людей. Это правильно и абсолютно верно, потому что сейчас и в будущем главной задачей является защита интересов простых людей.

Тот формат общественных отношений, который сегодня установился, к сожалению, зачастую исключает простых людей из сферы принятия решений, из вопросов взаимодействия с властью. Не могу сказать, что люди лишены голоса. Идут выборные процессы, идет формирование представительных органов власти. Тем не менее, большой проблемой является взаимодействие властных структур всех уровней с простыми людьми. Мы видим, что, несмотря на попытки улучшить работу власти, до сих пор есть немало примеров отторжения людей, такого высокомерно-надменного отношения к людям со стороны властных структур. Безусловно, эта ситуация не может оставаться таковой.

Я много говорил о том, что муниципалитеты, городские округа, республиканские органы власти должны опираться на людей в принятии решений, должны принимать эти решения в интересах городского сообщества, сельского сообщества. Но инерция столь велика, что до сих пор очень много начальников разного «калибра», которые эту деятельность воспринимают очень просто, исходя из своих начальственных соображений. И до уровня людей они стараются, как они говорят, «не опускаться». Это трагическое для этих начальников заблуждение. Любой руководитель должен осознавать следующее – только в работе с людьми, только отстаивая интересы людей можно двигаться вперед.

Я достаточно часто выступаю. Мои тезисы очень просты в этом смысле. Я двигаю начальников всех уровней в сторону улучшения качества жизни в республике: в городах, селах. Это естественно. В то же время я вижу сопротивление «начальственной» среды, когда некоторые наши структуры действуют «по старинке»: «мы послушали, а делать будем по-своему». Это касается и благоустройства наших городов. Это касается решения простых вопросов создания комфортной, качественной среды для жизни людей, порой не требующих больших затрат. Это касается вопросов коррупции, «кумовства», разного рода нарушений. Не буду говорить сейчас более жесткие слова. Поэтому совместной работы у нас с вами очень много.

Сейчас в предновогодние дни мы видим, что наши города, села, населенные пункты немного украшаются. Сегодня с одним из мэров городов вел разъяснительную беседу по поводу того, что сделано совсем немного для того, чтобы город был красивым, ярким, приветливым, праздничным для людей. Все кивают на отсутствие денег, ресурсов. На самом деле это просто отсутствие желания работать с людьми, работать для людей, для своего города. Зачастую мы видим, что преобладает пиар над реальным содержанием дела. Таких примеров очень много. Постоянные «стенания», постоянные попытки найти объяснения своему «ничегонеделанию» стали уже общим местом. Безусловно, основная часть руководителей работает на совесть. Но еще есть достаточное количество тех, кто, просто придя во власть, думает, что он достиг всего, и бросает работать.

Еще раз хочу сказать, что наступающий 2015 год будет сложным, и он потребует мобилизации всех сил: и властных структур всех уровней, и нашего общества. В этой работе «Общероссийский народный фронт» должен занимать одно из значимых мест. Прежде всего, в части побуждения ряда начальственных персон к нормальной, хорошей деятельности. Конечно, эта работа не должна носить «выборочный» характер и характер, скажем так, сведения счетов. Здесь все должно быть объективно и должно быть нацелено на то, чтобы устранять недостатки, а не преследовать кого-то. Здесь тоже очень тонкая грань, ее нельзя переходить. Поэтому чувство здравого смысла всегда должно присутствовать в работе всех. И тех, кто, так или иначе, занимается контролем и надзором. Не ради «галочки» все это должно делаться, а ради того, чтобы исправить ситуацию. Давайте мы обсудим, как мы будем работать, что нами сделано в 2014 году, как мы будем работать в 2015 году.

<…>

***

Сопредседатель регионального штаба ОНФ, депутат Государственного Собрания – Курултая республики Эльвира Аиткулова, говоря о работе экспертной группы ОНФ по взаимодействию общества и власти, предложила, кроме действующего электронного портала «Открытая республика», создать телефонный канал обратной связи, которым могли бы воспользоваться жители сельской местности и люди старшего поколения.

Кроме того, она затронула острую тему, связанную с тем, что в настоящее время кабельные операторы сами определяют перечень предлагаемых телезрителям каналов. Для корректировки данной ситуации предлагается сформировать обязательный список региональных и муниципальных каналов для бесплатного включения в кабельные сети.

Для повышения прозрачности деятельности муниципалитетов экспертная группа также рекомендует одним из критериев их оценки сделать информационную открытость.

Еще одной темой встречи стали вопросы здравоохранения и образования. Так, предлагается осуществлять более тщательный контроль за поставкой дорогостоящего оборудования в медицинские учреждения, чтобы оно в полной мере соответствовало поданным заявкам. Рустэм Хамитов отметил, что в последнее время главные врачи в большей степени заняты освоением выделенных средств, приобретением оборудования, забывая о необходимости разъяснительной работы с населением, в том числе по таким важным вопросам, как преобразование фельдшерско-акушерских пунктов в терапевтические отделения районных больниц.

– Начался перекос. Люди перестали заниматься своей профессиональной деятельностью. Отсюда такое количество жалоб на здравоохранение, – отметил глава республики.

Обсуждая реализацию программы «Доступная среда», Эльвира Аиткулова отметила, что многие руководители школ и других учреждений направляют полученные бюджетные средства не на создание условий для людей с ограниченными возможностями, а на текущий ремонт. Такая ситуация, по мнению Президента Башкортостана, недопустима, и ОНФ нужно осуществлять строгий контроль по данному направлению.

В ходе встречи также был затронут вопрос стоимости одних и тех же социальных объектов, которая в разных районах или населенных пунктах может отличаться в несколько раз. Решение этой проблемы экспертная группа ОНФ видит во внедрении типовых проектов.

– В 2014 году объем Республиканской адресной инвестиционной программы – это строительство школ, больниц, социальных объектов – достиг 17 млрд рублей. Это самая большая цифра за последние 20 лет. Это говорит о потенциальных возможностях нашей республики, – сказал Президент Башкортостана. – Другое дело, что мы очень расточительны. Там, где работу можно выполнить за рубль, нам зачастую пытаются подсунуть её за два, три, даже пять рублей. Мы с вами, поработав в том числе с Народным фронтом, сегодня снизили стоимость строительства одного места в детских садах до 500-600, редко 700 тысяч рублей. Хотя в 2010 году строили за миллион, а в 2008-2009 годах – за полтора миллиона. То есть мы как минимум в два раза сократили уровень воровства при строительстве социальных объектов. Но это не означает, что мы добились победы. Надо по другим направлениям поработать также.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ, вице-президент Торгово-промышленной палаты РБ Азат Фазлыев затронул вопросы взаимодействия бизнеса и власти в сложившейся экономической ситуации и предложил Президенту Башкортостана в ближайшее время провести встречу с руководителями крупных предприятий региона.

– В этих сегодняшних условиях мы должны действовать системно, планово. Мы должны сформировать некий управленческий каркас, который позволил бы нам довольно эффективно работать с промышленными предприятиями касательно их ближнесрочной, среднесрочной и дальнесрочной перспективы. Я не могу себе представить, как без государства можно планировать деятельность государственных или частных компаний. Рынок наш не настолько силен, чтобы самому все отрегулировать и все расставить, – подчеркнул Рустэм Хамитов.

Глава республики поддержал предложение о развитии и поддержке кооперации в аграрном секторе.

– После развала Башпотребсоюза разумной системы работы с нашими крестьянами, сельскими жителями нет. Это большая проблема. Движения по формированию деятельности в части реализации продукции крестьянских подворий нет. Хотя эти люди ведь и сами могут объединиться. Нужно дать начало кооперации на низовом уровне, а  мы можем организовать господдержку. Идеология помощи только «крупняку» уже перестает быть актуальной, – сказал Рустэм Хамитов.

По его словам, кооперация даст положительный экономический эффект и будет способствовать возрождению сельхозпредприятий.

– У нас сегодня простаивает Карламанский сахарный завод, – отметил глава региона. – Я предлагал схему: вот есть десять хозяйств, соберитесь. Давайте мы вам поможем с кредитом, выкупите это предприятие, отремонтируйте, пусть оно будет кооперативной собственностью. У вас есть производство свеклы, вы знаете и умеете, как этот процесс организовать, а здесь – простаивающий завод, который вам нужен. Почему же люди не используют те возможности, которые у них есть?

Руководитель исполкома регионального штаба ОНФ Виталий Брыкин остановился на вопросах организации расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. На сегодняшний день людям, проживающим, например, в центре города, предлагают переехать в новые квартиры в отдаленных микрорайонах, что неизбежно влечет за собой смену уклада жизни и, возможно, даже работы. В конечном счете, это приводит к росту социальной напряженности.

– Абсолютно правильная постановка вопроса. Понятно, что если человек жил в этом районе, переселять его куда-то в другой район, пусть даже и благополучный, хороший, – это все равно стресс. И, безусловно, городская власть в этой части тоже действует бездумно, находя тысячу причин для того, чтобы не решать этот вопрос по-настоящему, – сказал Рустэм Хамитов.

Причину данной проблемы Президент Башкортостана видит в том, что за последние 10-12 лет сфера предоставления земли под строительство стала крайне непрозрачной, во многом даже коррумпированной.

– Там нет прозрачности, там криминальные отношения, коррупция, кумовство. Если в этом направлении вы поработаете вместе с властью, было бы очень эффективно со всех точек зрения. Тогда мы сможем программу переселения из ветхого жилья сделать прозрачной, – подчеркнул Рустэм Хамитов.

Темой обсуждения также стала новая система сбора средств на капитальный ремонт многоквартирных домов. По словам главы республики, руководители муниципалитетов обязаны были предварительно провести разъяснительную работу с населением, но предпочли самоустраниться.

– Мэры городов в основном сработали плохо. И это показывает степень отстраненности от людей городских властей, поселковых властей. Знаете, порой складывается впечатление, что этот слой руководителей занимает место только для того, чтобы, скажем так, «начальствовать». А реально, конечно, отношения с людьми не выстраивают, – сказал Рустэм Хамитов.

Стенограмма подхода к прессе:

КОРР.: Президенту республики было озвучено несколько предложений. В частности, по «Открытой республике».

Э. АИТКУЛОВА: Сегодняшняя встреча с Президентом республики – это логичный итог той работы, которую целый год вел наш региональный штаб. 9 декабря у нас было расширенное заседание регионального штаба со всеми министрами нашей республики. Сегодня Рустэму Закиевичу Хамитову мы изложили те предложения, которые в течение года отработаны внутри рабочих групп. Это результаты мониторингов, результаты работы на местах, с населением, то есть с тем, с чем к нам приходят люди в исполком «Народного фронта».

Предложений очень много, потому что есть пять рабочих групп. Внутри каждой группы есть «узловые» моменты, которые требуют вмешательства исполнительной власти. В частности, по группе «Власть и общество» речь шла о том, что, кроме ресурса «Открытая республика», который обеспечивает обратную связь между населением и региональной властью, нам необходимы еще инструменты, которые позволили бы пенсионерам, сельским жителям высказать свое отношение в оперативном режиме к тем услугам, которые они получают в сфере здравоохранения, образования. Мы понимаем, что самый простой вариант – это телефонный режим. Те проблемы, которые копятся и вызывают протест у многих людей, можно было снять на уровне обращений к конкретному человеку по своему конкретному вопросу. То есть снять эти вопросы до того, как они приобретут массовый характер.

Очень большой блок вопросов обсуждали по теме образования. Мы видим, что качество образования, которое декларировалось в Указе Президента России Владимира Путина, сегодня под угрозой. Потому что сегодня попытка выполнить еще один «майский» Указ по повышению зарплаты учителям происходит за счет снижения качества. Такая вот парадоксальная ситуация. Для того чтобы учителя получали ту зарплату, которая указана в «дорожной карте», они вынуждены работать на полторы-две ставки. Мы понимаем, что уставший учитель, работающий на двух ставках, и учитель на одной ставке – это два разных качества преподавания конкретной дисциплины. Конечно, здесь страдает качество образования. Поэтому с Рустэмом Закиевичем проговорили моменты, что нам необходимы поддержка педагогических кадров, поддержка менеджмента в педагогических образовательных организациях. Сегодня в муниципалитетах, в самих образовательных организациях есть очень большой ресурс именно мотивации распределения средств, чтобы это все было справедливо, чтобы учителя понимали, за что они получают зарплату, чтобы это не завязывалось на какой-то конкретной персоне.

По третьей группе «Социальная справедливость» мы говорили о реализации федеральной целевой программы «Доступная среда». Понятно, что есть федеральные деньги, есть задача оснастить «доступной средой» образовательные организации, организации здравоохранения, культуры. Здесь мы говорим не только о пандусах для маломобильных граждан. Мы говорим о слабослышащих гражданах, о слабовидящих гражданах. На эти цели из федерального бюджета выделяются деньги. В среднем по 2 млн рублей на школу, если брать образовательные организации. На деле мы видим, что эти деньги используются на усмотрение руководителя образовательной организации. Таким образом, получается, что эти деньги расходуются на текущий ремонт, на замену кровли, окон, а не на создание доступной инфраструктуры. Конечно, какая-то часть средств идет именно на эту задачу, чтобы отчитаться. А так, по большому счету расходуются средства весьма «творчески». Президент республики отметил, что нужно усилить и общественный контроль, и контроль со стороны муниципалитетов, и со стороны Министерства образования.

То есть по этим трем группам прозвучали конкретные предложения. Надо сказать, что Рустэм Закиевич продемонстрировал открытость всем предложениям, которые прозвучали, намерения работать в совместном ключе, потому что у нас всех общая повестка. Мы понимаем, что от того, как люди ощущают на себе заботу государства, как они понимают решения федеральной, региональной власти, от этого зависит стабильность в нашем большом государстве. От этого зависит комфорт в семьях и в стране. Поэтому это очень большая, важная работа, которую общественные организации и государство выполняют вместе.

КОРР.: Как общественники вы искали поддержку со стороны исполнительной власти, со стороны Президента. Вы ее получили сегодня?

А. ФАЗЛЫЕВ: На самом деле, да. Практически все вопросы, которые мы обсуждали, – это всё вопросы ежедневной работы нашего Президента. И этим было вызвано то, что планируемая встреча заняла в два раза больше времени, чем мы собирались это сделать. Помимо озвученных вопросов, обсуждали очень серьезную ситуацию с экономикой, потому что это волнует всех жителей нашей республики. Был достаточно предметный, профессиональный разговор о том, как сегодня может власть изменить ситуацию. Мы говорили и о ситуации на селе, говорили о развитии кооперации, говорили о направлениях государственной поддержки.

КОРР.: Много времени было уделено вопросу поддержки крестьянско-фермерских хозяйств.

А. ФАЗЛЫЕВ: По сути, сегодня есть возможность перераспределить систему государственной поддержки на формирование товаропроизводящей инфраструктуры, инфраструктуры, связанной с реализацией продукции, которую выращивают фермеры. Потому что сегодня есть парадокс – они продукцию выращивают, а продать ее не могут. Как раз роль государства в этом и заключается – в создании подходящих условий. Многие проблемы могут быть решены. В этом плане от нас требуется поддержка с точки зрения, во-первых, внесения правильных предложений. Например, с привлечением грамотных экспертов, которые смогут сформулировать эти предложения для Правительства, чтобы поддержка была максимально эффективной, была адресной.

Вторая тема, которая была поднята, – это поддержка тех общественных отраслевых объединений, как раз и в области сельского хозяйства, и в жилищной сфере, которые сегодня, к сожалению, развиваются за счет энтузиастов. На самом деле нужна задача по вовлечению их в те хозяйственные процессы, которые происходят у нас в республике. И роль их должна измениться. Для этого надо, чтобы они были организационно, материально и финансово тоже подкреплены через систему грантов, через другие формы. Об этом тоже был разговор. Думаю, что соответствующее поручение тоже будет.

Третье. Мы договорились о встрече с крупным бизнесом. Мне кажется, что это сегодня тоже очень актуально.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт


Назад в раздел