Обычный вид

Новости

30.10.2014 11:20:00

Рустэм Хамитов обратился с ежегодным Посланием к Госсобранию – Курултаю Башкортостана

30 октября Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на тринадцатом заседании Государственного Собрания – Курултая республики пятого созыва с ежегодным Посланием Президента Республики Башкортостан.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Хөрмәтле депутаттар!

Уважаемые депутаты!

Обращаюсь к вам с ежегодным Посланием Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан.

Наша республика – экономически крепкий, индустриально развитый субъект Российской Федерации, один из признанных промышленных, научных, образовательных, культурных, спортивных центров страны. Всё, чего добился Башкортостан, достигнуто усилиями нескольких поколений его тружеников.

И сегодня люди труда, квалифицированные специалисты определяют развитие территории, её настоящее и будущее.

Труженики – вот главная движущая сила экономики. Именно их профессиональная подготовка, компетенции, знания и умения формируют устойчивый фундамент экономического и социального благополучия.

К сожалению, в истории нашей страны люди не раз оказывались заложниками политики, зачастую недальновидной. Реформы 90-х годов – наглядное тому подтверждение. Скоропалительные рыночные преобразования вызвали экономический кризис, который привел к резкому повышению цен, закрытию предприятий, массовым увольнениям работников, задержкам зарплат. Всё это больно ударило в первую очередь по простым людям, отодвинув многих за черту бедности.

Начало ХХI века стало временем нового «собирания» страны, возрождения её экономической мощи, усиления социальной политики. Здесь нужно сказать об особой роли Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Во многом благодаря его политической воле последовательно реализуется стратегия укрепления государства и управленческой вертикали, твёрдой защиты национальных интересов. Многое делается для того, чтобы упрочить международные позиции, набрать обороты экономического роста, повысить качество жизни россиян, решить имеющиеся социальные проблемы.

И среди них одна из самых важных – это недостаточное внимание к труженикам. Сегодня в условиях рыночной экономики, в погоне предприятий за прибылью зачастую идёт жесткая эксплуатация труда. В людях видят лишь «средства производства», что, конечно, абсолютно неприемлемо.

Задача власти – защищать права и интересы работающего человека в части справедливой оплаты труда, укрепления здоровья, повышения квалификации, обеспечения достойного уровня и качества жизни.

В этой работе необходимо тесное взаимодействие всех ветвей и уровней власти, бизнеса, общественных организаций. Непростая экономическая ситуация, осложнение отношений с некоторыми зарубежными странами не должны становиться поводом для пессимистических настроений. Надо воспринимать эти новые реалии как стимул для ещё более активных действий, как шанс для выявления и использования внутренних резервов.

В условиях неопределенности ситуации в мировой и отечественной экономике, при попытках давления извне важно сместить акценты развития на повышение эффективности экономической и социальной политики, укрепление управленческой вертикали власти, оптимизацию расходов, опору на имеющийся потенциал – в первую очередь человеческий, интеллектуальный.

Люди, труженики республики – наш ключевой стратегический ресурс и одновременно основной объект внимания власти.

Поэтому тему защиты прав и интересов работающего населения, тему труда я выбрал в качестве главной для сегодняшнего Послания Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан.

Уважаемые депутаты!

Приступив в 2010 году к работе, новое Правительство республики столкнулось с множеством социальных проблем. На первый план вышли простые и ясные для всех приоритеты – работа, зарплата, жилье. Сегодня можно сказать, что по этим направлениям есть позитивные результаты.

За последние четыре года число безработных сократилось на 40 процентов. Это произошло во многом благодаря реализации инвестиционных проектов, которые дали около 50 тысяч новых рабочих мест, причем более 70 процентов из них – в сельских районах и малых городах. Общая зарплата выросла почти в 1,4 раза, в том числе работников бюджетной сферы – в 1,7 раза. Заметно увеличились объемы жилищного строительства, за четыре года построено свыше 9 млн кв. метров жилья.

Ежегодно растут финансовые расходы в социальной сфере, республика направляет на эти цели более 70 процентов консолидированного бюджета. По сравнению с 2010 годом, объём средств, вложенных в образование, здравоохранение, культуру, помощь нуждающимся, спорт, охрану окружающей среды, развитие жилищно-коммунального хозяйства, вырос более чем в полтора раза и превысит в текущем году 130 млрд рублей.

В последние годы в республике улучшается демографическая ситуация – растёт рождаемость, снижается смертность, идёт естественный прирост населения, повышается продолжительность жизни.

Демографические показатели порой больше говорят об уровне общественного развития, чем макроэкономические индикаторы.

На рост народонаселения влияют различные факторы, главные среди которых – медицинское обслуживание, обеспеченность качественным жильем и питанием, организация социальной защиты, пропаганда здорового образа жизни, социальный оптимизм и другие. Правительство республики ведёт целенаправленную работу по всем этим направлениям.

В последние два-три года можно отметить определенное улучшение показателей развития человеческого потенциала в Башкортостане. Но пока по темпам роста некоторых из них мы, пускай ненамного, но отстаём от других регионов. Нужно выправлять ситуацию и, прежде всего, в части увеличения реальных доходов людей, повышения качественных параметров долголетия и образования.

Уважаемые коллеги!

Обозначу несколько групп основных задач, связанных с защитой прав и интересов работающего населения, улучшения условий труда и жизни людей.

Первая из них – создание эффективной системы управления трудовыми ресурсами.

По прогнозам, в ближайшие несколько лет численность населения трудоспособного возраста в республике будет уменьшаться. Исходя из этого нам нужно, во-первых, научиться на основе всестороннего анализа предвидеть будущие изменения на рынке труда. Во-вторых, грамотно планировать действия по управлению человеческими ресурсами.

Учитывая особую значимость научно-обоснованного подхода к управлению экономикой, кадровым потенциалом региона, поручаю социальному и экономическому блокам Правительства республики с участием научных организаций разработать межотраслевой баланс региона, а также прогноз перспективного спроса по всем группам специалистов на средне- и долгосрочную перспективу. Этот сценарий должен быть составлен с учетом открытия новых предприятий, закрытия части неэффективных производств, реализации инвестиционных проектов, а также изменения демографической ситуации, идущих процессов урбанизации, миграционных потоков и других значимых факторов.

Уважаемые депутаты!

Важнейший индикатор состояния рынка труда – уровень безработицы. В текущем году этот показатель составил 5,4 процента против 9 процентов в 2010 году. За это время заявленная предприятиями потребность в работниках выросла с 19 до 47 тысяч. По многим профессиям в обрабатывающих отраслях, строительстве, оптовой и розничной торговле спрос на рабочую силу в разы превышает предложение.

Сложилась парадоксальная ситуация – поступившие за прошлый год от организаций 300 тысяч вакансий в три раза превышают число ищущих работу граждан, а показатель безработицы остался практически прежним. Люди не идут на предлагаемые места, потому что их не устраивают заработная плата, условия труда, отсутствие возможностей для карьерного роста, нерешенность жилищного вопроса.

Нам нужно менять подходы к управлению трудовыми ресурсами. Сегодня деятельность в этой сфере больше направлена на оказание социальной помощи потерявшим работу – то есть на устранение последствий.

Важно перейти от текущего мониторинга показателей безработицы к организации эффективной занятости и рационального использования трудовых ресурсов, от практики сохранения неквалифицированных рабочих мест – к организации трудовой деятельности, требующей значительных компетенций, с достойной заработной платой.

Башкортостан входит в первую десятку успешных регионов в российском рейтинге по созданию высокопроизводительных рабочих мест. Однако бóльшая их часть приходится на бюджетные секторы экономики. При этом по уровню производительности труда предприятия республики находятся только в третьем десятке. Необходимо настойчиво работать в части повышения этого показателя.

Следует обратить самое пристальное внимание на то, что трудовой  потенциал молодежи, женщин, пенсионеров, инвалидов используется далеко не в полной мере.

Хотя по сравнению с 2010 годом число ищущих работу молодых людей снизилось в полтора раза, в структуре безработных они, молодые люди, по-прежнему составляют треть. Особая тема – трудоустройство выпускников учреждений профобразования. Учебные заведения совместно с работодателями должны четко определить те направления подготовки, которые являются перспективными и востребованными. В республике до сих пор практически отсутствует такой анализ.

Действенным механизмом повышения качества подготовки должна стать региональная система сертификации квалификаций и общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального образования с участием работодателей, экспертов по рынку труда. На предприятиях зачастую недовольны компетенциями выпускников, но сами работодатели активного участия в повышении уровня их подготовки не принимают. Прошу отраслевые союзы и ассоциации совместно с учреждениями профобразования включиться в эту работу, обеспечивать молодые кадры рабочими местами.

Правительству республики нужно проработать вопрос о механизмах поощрения, в том числе материального, предприятий и организаций, участвующих в подготовке кадров, совершенствовании образовательного процесса в учебных заведениях, укреплении их материальной базы.

Необходимо полнее использовать потенциал специалистов пенсионного возраста. Сейчас из них трудится только треть, но желающих работать – гораздо больше. Наличие пенсионной книжки не должно быть поводом для немедленного увольнения или нежелания принять человека на работу. Тем более что в прошлом году введен законодательный запрет на указание возраста соискателя в требованиях к вакансии.

Правительство республики продолжит деятельность по созданию достойных условий жизни для людей старшего поколения, обеспечению их социальной защищенности. А наши признанные на федеральном уровне программы «Народный университет третьего возраста», «Социальный туризм», «Город, где старость в радость» будут развиваться и дальше.

Измениться должны подходы к трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня около 36 тысяч инвалидов могут трудиться. Однако в службу занятости ежегодно обращаются только три тысячи, из них при этом трудоустраиваются не более 40 процентов. Соответствующая квота на предприятиях и в организациях, кстати, совсем небольшая, выполняется лишь на 70 процентов. Нужно выявлять реальные потребности инвалидов в трудоустройстве, помогать им в поиске рабочих мест, профессиональном росте. Необходимо оказывать помощь в этих вопросах родителям детей-инвалидов, причем с учетом перспектив трудоустройства таких детей. Прошу активно подключиться к работе с инвалидами отраслевые министерства и ведомства, муниципалитеты и общественные организации.

Важным фактором, влияющим на рынок труда, является миграция. Пока у нас нет ни продуманной стратегии, ни скоординированной работы по управлению ситуацией в этой сфере.

Доля занятого населения, работающего за пределами республики, достигает 6,5 процента. В абсолютных цифрах – это свыше 100 тысяч человек. Бо́льшая часть из них – это востребованные специалисты нефтяной отрасли, выезжающие вахтовым методом на работу в Сибирь. Например, сегодня треть всех приезжающих на работу в Тюменскую область составляют наши земляки, средний возраст которых – 37 лет. Республиканский рынок труда стал во многом заложником ситуации, когда после продажи активов «Башнефти» произошла реорганизация территориальных отделений компании. Люди лишились работы.

Важно грамотно управлять внешними миграционными процессами, привлекать в республику в первую очередь образованных и компетентных специалистов, обеспечивать их социально-культурную интеграцию, возвращать соотечественников, выехавших на работу или учебу в другие регионы.

Первостепенность решения задач развития миграционной политики растёт в связи с объективной необходимостью расширять межрегиональную кооперацию, экономическое взаимодействие с регионами государств-партнеров России – провинциями Китая, областями Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, других стран. У нас есть хорошая возможность обсуждения этих тем в рамках предстоящих в следующем году заседаний деловых советов стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. Необходимо сформировать постоянно действующую площадку для межрегиональной экономической и научно-технической интеграции стран-партнеров.

Сейчас на федеральном уровне активно обсуждается программа повышения трудовой мобильности населения с учетом разворачивающихся масштабных проектов на Дальнем Востоке, в Сибири, Крыму. Вносятся изменения в закон о занятости, устанавливающие дополнительные стимулы гражданам для переезда на эти территории. Подобные механизмы нужно применять и в республике. Важно эффективно управлять внутрирегиональной мобильностью, грамотно перераспределять рабочую силу исходя из реальной ситуации на рынках труда в городах и районах.

При открытии новых производств и расширении действующих нужны квалифицированные кадры, а для их привлечения необходимо прежде всего решать вопрос с жильем. В кризисные годы многие предприятия отказались от ведомственных общежитий, служебного жилья, передав их в государственную или муниципальную собственность. Считаю, эту ситуацию нужно исправлять. Предлагаю обсудить тему предоставления ведомственного жилья работникам предприятий на заседании Республиканской трехсторонней комиссии с участием работодателей.

Уважаемые коллеги!

Второй блок вопросов касается мер по повышению доходов жителей республики.

С 2010 года реальные доходы населения увеличились почти на 12 процентов, но эти темпы нас не устраивают. С октября текущего года повышена минимальная заработная плата во внебюджетном секторе экономики, что должно привести к росту общей оплаты труда работающих, а с января следующего года зарплата также вырастет у почти 40 тысяч самых низкооплачиваемых работников бюджетной сферы. И всё же повышение минимальной оплаты труда пока не успевает за увеличением размеров прожиточного минимума. Необходимо своевременно решать эту проблему. Экономить на финансовом благополучии людей нельзя!

В числе наших главных приоритетов – усиление социальной поддержки малоимущего населения. За четыре года расходы на выплату пособий, компенсаций, доплат к пенсиям, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг выросли в полтора раза и достигнут к концу года 8 млрд рублей. Только на адресные социальные выплаты в связи с ростом тарифов на коммунальные услуги в бюджете республики в этом году предусмотрено свыше 700 млн рублей. Это поможет улучшить финансовое положение групп населения с низкими доходами, пенсионеров.

Пользуясь случаем, хочу предупредить ресурсоснабжающие организации и управляющие компании. В текущем году рост тарифов ЖКХ был большим. Федеральная тарифная служба в этом вопросе поддержала предприятия жилищно-коммунального комплекса. Но в дальнейшем такие темпы роста, которые сильно бьют по карману пенсионеров, людей с маленькой зарплатой, просто недопустимы. В связи с этим соответствующим подразделениям Правительства республики поручаю: во-первых, пересмотреть уровень повышения тарифов в следующем году до минимальных значений, а во-вторых – предусмотреть средства в республиканском бюджете на выплату адресных социальных выплат пенсионерам и гражданам с минимальными доходами в первом полугодии 2015 года, и тем самым продолжить компенсацию резкого увеличения платежей, допущенного в текущем году.

Уважаемые депутаты!

Необходимость усиления социальной поддержки малоимущего населения по-прежнему актуальна. Разница в уровне доходов богатых и бедных в республике остается весьма значительной. Государство сделало важный шаг, ограничив разрыв зарплат руководителей и работников бюджетной сферы соотношением «один к восьми». Считаю, что теперь это решение необходимо распространить и на реальный сектор экономики.

Нужно признать, что если у бюджетников оплата труда растёт хорошими темпами, то в реальном секторе экономики динамика роста, к сожалению, не столь высока. Средняя заработная плата занятых в этой сфере работников в прошлом году увеличилась на 4,5 процента и это почти на 6 процентов ниже темпов повышения средней зарплаты по республике.

Остаётся значительным и уровень бедности, который показывает долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. В прошлом году такие доходы имели свыше 400 тысяч человек. Заработную плату ниже прожиточного минимума получают более 80 тысяч жителей республики.

Работающий человек не должен быть бедным, а у нас в структуре малоимущего населения более 60 процентов – работники предприятий и организаций.

«Лидерами» в кавычках являются сельское, лесное хозяйство и легкая промышленность. Нужно реально помогать людям труда вырваться из тисков бедности, к примеру, развивая практику заключения социальных контрактов с малообеспеченными семьями, которая уже показала свою эффективность.

Одним из механизмов решения проблемы является отраслевое регулирование заработной платы. Обращаюсь к руководителям министерств, предприятий – вопрос справедливой оплаты труда работающих должен быть для вас наиглавнейшим.

Более активную роль в повышении зарплаты, считаю, обязаны играть профсоюзы, другие представительные органы работников, а наиболее действенным инструментом должны стать отраслевые тарифные соглашения. Предлагаю депутатам Государственного Собрания – Курултая республики выйти с инициативой об ужесточении административной ответственности за невыполнение условий подобных соглашений со стороны работодателей.

Создавая новые рабочие места, нужно защищать интересы наших граждан. Обязательным условием при предоставлении налоговых преференций инвесторам должно быть обеспечение заработной платы не ниже средней по отрасли.

Отдельно скажу про качество жизни на селе, где проживает почти 40 процентов населения республики. Сегодня ситуация с доходами в сельской местности – очень сложная и статистика не в полной мере располагает информацией в этой части. Получая за работу в агропредприятиях, фермерских хозяйствах небольшие деньги или натуральную оплату, люди вынуждены трудиться и на личном подворье. Но даже с учетом дополнительного заработка от продажи излишков мяса, молока, овощей доходы сельчан – невелики. Жители села зарабатывают трудовую копейку, как говорится, «со двора», реализуя продукцию перекупщикам зачастую по сильно заниженным ценам.

Не раз уже обсуждался вопрос о том, что в районах необходимо организовать систему закупа выращенной на личных подворьях продукции, причем по справедливым ценам. Но сегодня мало что делается в этой части. Нужно создавать специализированные предприятия, которые будут, минуя посредников, заниматься закупом, первичной переработкой сельхозпродукции и её реализацией в торговых сетях через республиканский оптово-логистический центр. Задача эта – крайне важная, и решить её в ближайшие годы Министерство сельского хозяйства и районные администрации просто обязаны. Иначе доходы людей в сельской местности не увеличить.

Уважаемые депутаты!

Важнейшая тема – это борьба с «теневой экономикой», «серыми зарплатами», ущерб от которых государству и людям растёт с каждым годом. Как показывает анализ, сегодня от учёта скрыто порядка трети доходов населения. А это – недополученные взносы в фонды обязательного медицинского, социального и пенсионного страхования и, главное – ощутимое снижение налоговых поступлений в бюджет республики.

Потери несет и сам работник. Получая зарплату в конверте, он лишается выплат по больничному листу, возможности оформления ипотеки, обрекает себя на мизерную пенсию в будущем.

Нужно решительно бороться с «теневой экономикой», всем обществом проявлять нетерпимость к этому злу. Меры ответственности в налоговом законодательстве закреплены. Требую взять работу по пресечению нарушений в этой сфере на особый контроль. Правительство республики должно её возглавить, а Государственная инспекция труда, Управление Федеральной налоговой службы, правоохранительные органы, администрации районов и городов обязаны принимать соответствующие меры.

Организации, действующие в правовом поле, могут и должны рассчитывать на поддержку власти. Правительству необходимо разработать механизм оказания такой помощи в рамках республиканского закона о социальном партнерстве.

Для укрепления мотивации добросовестных работодателей нужно поднять на качественно новый уровень организацию проведения  регионального этапа Всероссийского конкурса «За высокую социальную эффективность».

Сейчас в Государственной Думе обсуждается важный законопроект, направленный на поддержку социального предпринимательства. Надеюсь, в скором времени он будет принят и позволит повысить статус социально ответственного бизнеса, его роль в жизни общества. Обращаю внимание органов исполнительной власти и местного самоуправления на важность тесного сотрудничества и поддержки предпринимателей, обеспечивающих занятость инвалидов, матерей с малолетними детьми, выпускников детских домов, занимающихся социальным обслуживанием населения, медицинской реабилитацией, развитием физкультуры и спорта, культурно-просветительской деятельностью. Это настоящие партнеры государства и им нужно помогать.

Уважаемые депутаты!

Важными являются вопросы условий и охраны труда на производстве, укрепления здоровья работников, усиления социальной ответственности работодателей.

Несмотря на положительную динамику показателей, ситуацию с охраной труда нельзя назвать благополучной. Ежегодно в республике на производстве погибает почти 80 человек, фиксируется около тысячи несчастных случаев. При этом немало фактов преднамеренного сокрытия производственных травм. Почти 100 тысяч человек трудятся во вредных и опасных условиях. Это приводит к профессиональным заболеваниям, серьезным трудопотерям по болезням. Почти половина реально работающего населения не платит взносы в Фонд социального страхования, а значит, не имеет права на выплаты по несчастным случаям. Это огромная проблема.

Основная ответственность в сфере охраны труда лежит на работодателях. Лишь 30 процентов несчастных случаев на производстве в республике происходит по вине работников. Остальное – это издержки плохого менеджмента, вина недобросовестных руководителей, не обучивших персонал, своевременно не выявивших упущения в создании безопасных условий на рабочем месте.

Необходимо усилить требования к прохождению руководителями предприятий аттестации по вопросам охраны труда, совершенствовать управление в этой сфере, проработать предложение о восстановлении соответствующих ведомственных служб.

Важной задачей является обеспечение охраны здоровья работающего населения. Для своевременного выявления болезней, в том числе профессиональных, с прошлого года начата полномасштабная диспансеризация, которую прошли уже 1 млн 200 тысяч человек. Это хорошее начинание и его нужно продолжать, но не допуская при этом формализма и приписок.

На августовском педсовете я говорил о том, что нужно провести диспансеризацию учителей республики. Считаю, что планы мероприятий по диспансеризации и оздоровлению  работников, включая организацию ведомственных лечебно-профилактических служб, должны быть разработаны всеми отраслевыми министерствами совместно с работодателями и профсоюзами.

Необходимо обязать работодателей организовывать медицинские осмотры своих работников, возложив персональную ответственность на руководителей предприятий.

Особенно плохо обстоят дела с диспансеризацией сельских тружеников. Работники сельхозпредприятий годами не бывают на приеме у врачей. Ситуация со здоровьем людей осложняется из-за непростых условий работы на открытом воздухе, тяжелого физического труда, ненормированного рабочего дня, отсутствия полноценных выходных.

В сельской местности нужно шире применять выездные формы медобслуживания, использовать передвижные медицинские модульные центры, формировать сеть дневных стационаров, укреплять материальную базу фельдшерско-акушерских пунктов, расширять сеть офисов врачей общей практики. Пока в республике их чуть более ста, хотя потребность в них – в разы больше.

Кроме того, важно увеличивать число Центров здоровья, предназначенных для проведения экспресс-диагностики и раннего выявления заболеваний, сформировать Единую информационную систему здравоохранения и обязательного медицинского страхования.

Уважаемые коллеги!

Сегодня необходимо поднимать социальное партнерство на качественно новую высоту. Надо в полной мере использовать права профсоюзов, особенно в части конструктивного разрешения трудовых конфликтов и споров, перенести акцент в работе на предприятия и трудовые коллективы, активно внедрять механизмы социального аудита за соблюдением трудового законодательства, выполнением условий коллективных договоров и соглашений.

Ещё раз обращаюсь к работодателям. За жизнь и здоровье работников ваших предприятий, благополучие их семей отвечает не только власть, но и вы. К сожалению,  многие  руководители по-прежнему занимают недальновидную, ограниченную позицию по принципу «плачу налоги и отстаньте от меня». Нельзя сводить социальную ответственность бизнеса только к соблюдению норм Трудового кодекса и обеспечению охраны труда. Это и так прямая обязанность работодателя.

Напомню, реальная социальная ответственность – это когда собственники и менеджеры активно помогают решать также «внепроизводственные» проблемы – содержат ведомственные детские сады и летние оздоровительные лагеря, занимаются жилищными программами, профессиональным обучением, профилактикой заболеваний, организуют спортивную и культурную жизнь, включаются в спонсорскую и благотворительную деятельность, реализуют социальные проекты.

Инвестиции в своих работников, взаимодействие с организациями профессионального образования, участие в развитии внешней социальной среды есть лучшее доказательство серьёзных намерений собственников предприятий. Это прерогатива зрелого, «умного» бизнеса. Необходимо научиться сочетать рыночную экономику с высокой социальной ответственностью.

Уважаемые депутаты!

Следующий блок задач касается профессионального образования, подготовки кадров.

Нужно признать, что, несмотря на принимаемые меры, рассогласование профессионального образования и рынка труда в республике по-прежнему сохраняется. Причины – в инерционности образовательной системы, её неготовности быстро адаптироваться к реальным кадровым запросам предприятий и организаций, в дисбалансе между подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов с высшим образованием. Сейчас только в государственных вузах обучающихся почти в полтора раза больше, чем в профессиональных лицеях и колледжах. При этом многие из выпускников университетов не могут трудоустроиться. А из тех, кого зачислили в штат, более половины работает не по специальности.

Сегодня не обеспечиваются потребности предприятий в инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадрах. Важность задачи их подготовки возрастает в связи с взятым в стране курсом на импортозамещение, что требует ускоренного развития отечественного машино- и приборостроения, оборонно-промышленного комплекса, агропроизводства.

Необходимо организовать работу по корректировке государственного заказа для учреждений профобразования, совершенствованию целевой подготовки специалистов.

При этом нужно ориентироваться на возможные будущие изменения на рынке труда. Например, разработанный Агентством стратегических инициатив «Атлас новых профессий» насчитывает 140 новых специализаций почти в 20 отраслях экономики и социальной сферы, которые станут востребованными в ближайшие десятилетия и даже годы.

Скажу, что не все наши учебные заведения готовы работать в соответствии с новыми задачами. К тем, кто проявляет консерватизм, продолжает выпускать невостребованные кадры, нужно принимать соответствующие меры – либо менять руководство, либо реорганизовывать учреждение.

Сегодня требуется слаженное взаимодействие организаций республики с системой профессионального образования по нескольким направлениям. Это создание отраслевых кластеров, многоуровневых комплексов «вуз-колледж», центров компетенций на базе учреждений профобразования, ресурсных центров, современных баз организации практики на промышленных предприятиях, внедрение сетевых форм обучения с использованием возможностей нескольких учебных заведений. Следует активно внедрять модели с элементами дуального образования, когда теоретическая часть подготовки проходит на базе учебного заведения, а практическая – на предприятии.

Известно, что решающую роль в правильном выборе будущей профессии играет грамотная профессиональная ориентация школьников. В республике удалось частично наладить эту работу. Принят развернутый план мероприятий. Сейчас важно придать масштабный, системный характер этой деятельности, развивать новые её формы, включая дистанционное профдиагностирование школьников, обучение их начальным профессиональным навыкам.

Школьники и молодые специалисты зачастую не знакомы с реальной ситуацией на рынке труда. Необходимо организовать республиканский портал для информирования молодежи о профессиях и специальностях, учебных заведениях, имеющихся вакансиях для специалистов соответствующего профиля.

Важная задача – организация непрерывного образования работающих на протяжении всей трудовой деятельности. Нужно расширять возможности населения приобретать востребованные квалификации на базе учреждений профобразования, многофункциональных центров и учебных подразделений предприятий.

Упор в этой работе должен быть сделан на дистанционные формы обучения в рамках создаваемой в республике системы электронного образования. Но её формирование ведётся сегодня недопустимо медленно. Образована соответствующая Ассоциация. Но нет ни координации исполнителей, ни отработанной нормативной, технологической базы, ни практических шагов по развертыванию дистанционного обучения населения.

Спрос жителей республики на такие образовательные услуги растёт. Сегодня, как показывают социологические данные, каждый третий из числа экономически активного населения хотел бы продолжить образование, повысить квалификацию. Наша задача – в разы увеличить долю взрослого населения, вовлеченного в непрерывное обучение. И на это не нужно жалеть ни средств, ни времени, ни сил.

Уважаемые депутаты!

Во всём мире происходит качественное изменение рынка труда, появляются новые формы занятости людей. Цифровые технологии активно входят не только в производственные процессы, но и в повседневную жизнь. Сейчас можно успешно трудиться и зарабатывать в интернете. Так уже работают переводчики, маркетологи, программисты, веб-дизайнеры, разработчики обучающих интернет-курсов. Открыть своё дело сегодня уже не так сложно. Для того чтобы найти кредитора, подобрать персонал, арендовать помещение и технику, наладить продажу продукции, порой достаточно выхода в интернет.

Идёт движение к созданию глобальной цифровой инфраструктуры. Происходит автоматизация интеллектуального труда. Машины, компьютеры, телефоны распознают речь человека и выполняют его команды. Появляются цифровые биржи труда, автомобили без водителей, станки без операторов, целые автоматизированные заводы без людей.

В развитии такой «умной реальности» особую роль призвана играть наука. Мы вынуждены признать, что за последние десятилетия из-за отсутствия системной поддержки она во многом утратила свои позиции как реальная интеллектуальная и производительная сила. В республике отсутствует стратегия развития науки, нет единой системы управления научно-технической политикой. Нет и эффективного диалога между учеными, производственниками и бизнесом.

Это является, с одной стороны, следствием ослабления научных организаций, с другой стороны – отдалением производства от науки. Ученые годами не могут довести свои разработки до практического внедрения. На предприятиях почти не осталось исследовательских центров и лабораторий, экспериментальных мастерских. Сегодня редко встретишь производственников на научно-практических конференциях. Свернуто финансирование научной работы.

Отсутствует позитивная динамика в развитии инновационной сферы. Сокращается число занятых научными исследованиями и разработками. Объём затрат на научно-исследовательскую работу в республике составляет 0,5-0,6 процента от валового регионального продукта, что катастрофически мало.

Медленно идёт модернизация. Предприятия ориентированы на получение сиюминутного дохода с использованием либо старых, либо импортных технологий и оборудования.

Обращаюсь к ученым и производственникам. Коллеги, в ситуации, когда внедрение инноваций и импортозамещение становятся задачами государственного масштаба, без вашего движения навстречу друг к другу, без решительного поворота промышленности к отечественным научным разработкам, перехода к выпуску собственной наукоёмкой продукции мы не сумеем повысить конкурентоспособность нашей экономики.

Уважаемые друзья!

Если человек много лет честно, успешно работает на благо общества, его труд должен быть оценён по достоинству, причем не только материально, но и высоким общественным признанием. Сегодня нужна грамотная работа по воспитанию в обществе уважения к труженикам, повышению  престижа рабочих профессий.

Не нажива или желание быстро разбогатеть, а труд, ответственность и порядочность должны стать главным мерилом нравственных отношений в обществе.

Может показаться, что сегодня это уже практически недостижимо. Слишком многое утеряно в «горячке» рыночных преобразований, в угаре следования западным жизненным стандартам. Такое слепое копирование, вестернизация всего и вся разрушает моральные основы общества, делает нас слабыми. Этого ни в коем случае допустить нельзя! Нам нужна своя шкала ценностей, свои нравственные приоритеты.

Важно развивать систему поощрения передовиков производства, включая молодых специалистов, рассказывать о них в средствах массовой информации. Для повышения престижа рабочих профессий среди юношества, роста авторитета человека труда нужно проводить форумы трудовой молодежи и профессиональные соревнования, рассказывать о наших достижениях.

Не все знают, что второй год подряд студенты республиканских колледжей, молодые специалисты завоёвывают призовые места во всероссийских чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства. Главам муниципалитетов, руководителям предприятий, членам Правительства необходимо встречаться с этими ребятами, поддерживать их.

Не забывать при этом и о ветеранах, людях, отдавших родным предприятиям, организациям, крестьянскому труду десятки лет безупречной работы.

Уважаемые друзья!

Наступающий год отмечен особо важным общественно-политическим событием – 70-летием Великой Победы.

Необходимо достойно подготовиться к празднованию этой священной даты, отдать дань памяти и уважения ратным и трудовым подвигам советского народа. Ни один ветеран не должен остаться без внимания. Забота о каждом из них, сохранение памяти о беспримерном героизме на фронте и в тылу – наш священный долг.

Уважаемые товарищи!

Завершая своё выступление, хочу сказать, что создание рабочих мест, справедливая оценка труда, сильная социальная политика на предприятиях, реальная забота о здоровье, профессиональном росте, отдыхе и досуге тружеников, в целом повышении качества жизни работников и их семей должны быть безусловными приоритетами деятельности всех уровней власти, работодателей, всего общества.

От вас, уважаемые депутаты, я жду планомерной целенаправленной работы в части укрепления нормативной правовой базы по всем обозначенным мною направлениям. Рассчитываю на вашу активность и принципиальность в продвижении важных законодательных инициатив, в том числе и на федеральном уровне.

Дорогие друзья!

Убежден, что наши планы будут успешно реализованы. Башкортостан – сильная и богатая республика, надежная опора страны. Этого мы достигли благодаря добросовестному труду его жителей, усилиями тружеников. Как верно говорит народ: «Тырыш хеҙмәт килтерер хөрмәт» – «Упорный труд приносит уважение».

Человек труда всегда будет в центре внимания власти. Мы вместе решим поставленные задачи.

Спасибо за внимание.

Иғтибарығыҙ өсөн рәхмәт.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт



Назад в раздел