Обычный вид

Новости

28.06.2013 22:47:00

Рустэм Хамитов провёл совещание по вопросам развития транспортной инфраструктуры Уфы

28 июня в Доме Республики Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провёл совместно с заместителем министра транспорта РФ Николаем Асаулом совещание по вопросам строительства, реконструкции и ремонта объектов транспортной инфраструктуры и их финансирования в рамках подготовки к проведению в 2015 году в Уфе заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и встречи глав государств и правительств БРИКС. В его работе приняли участие руководители федеральных, окружных и республиканских профильных министерств и ведомств, представители дорожных и транспортных организаций.

Стенограмма начала совещания:

Р.ХАМИТОВ: Добрый день, Николай Анатольевич! Добрый день, уважаемые друзья, коллеги! Мы начинаем совещание, на котором рассмотрим вопросы строительства, реконструкции и ремонта объектов транспортной инфраструктуры и их финансирования в рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС. Я бы и не заострял внимание на том, что это объекты к саммитам. Это объекты, которые нужны городу, объекты, которые нужны республике. В конечном итоге они определяют развитие нашей территории.

Николай Анатольевич, Вы уже посмотрели с коллегами, поездили по Уфе. Мы сейчас обменялись мнениями. Хочу сказать, что сделано уже немало и в уфимском аэропорту, и на железнодорожном вокзале. Заслушали сообщение о строительстве вторых сплошных путей на участке южного обхода Уфы.

Эти объекты крайне важны для нас. И сегодня, и на перспективу. Нам нужно модернизироваться. И первый объект, который нам нужен со всех точек зрения, – это международный терминал аэропорта Уфы.

Сегодня он работает на пределе возможностей. Он не отвечает предъявляемым требованиям, в первую очередь, по уровню комфорта пребывания там пассажиров. Его пропускная способность – всего 200 человек в час. Для миллионного города, для пассажиропотока два миллиона человек (в год), конечно, это ничто. Нам его надо расширять. Мы эту задачу решаем самостоятельно: расширим его до пропускной способности 600-800 человек в час. К концу 2014 года мы эту задачу решим.

Но попутно возникают вопросы обустройства воздушного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. Повышение безопасности полетов для нас приоритет №1. Для этого надо реконструировать аэродромную часть – рулежные дорожки, взлетно-посадочные полосы, перроны для воздушных судов, периметровое ограждение и так далее.

Дальше – железнодорожный вокзал. Там работы идут уже 9 лет. В 2004 году начаты. К сожалению, до сегодняшнего дня и гости, и жители столицы испытывают массу неудобств. Мешают неухоженные выходы на перроны, отсутствие нормальной автопарковки. Нужна вторая очередь железнодорожного вокзала. Недешевая она по цифрам – более миллиарда рублей. Но этот объект нам нужен. Продолжая железнодорожную тематику, хотелось бы сказать о том, что через станцию «Уфа» перевозится до 190-200 миллионов тонн грузов, 15% из них – опасные. Безусловно, это риск для города, для жителей города. Нужно строительство южного железнодорожного обхода города Уфы. Половина этих грузов не требует обработки вагонными депо. Этот массив можно направить по южному обходу. Если бы был этот обход, то степень защищенности города от чрезвычайных ситуаций выросла на порядок. 18 километров путей нужно построить. Это позволит организовать интенсивное пригородное железнодорожное сообщение. А на освободившейся части железнодорожных путей можно было бы запустить скоростную электричку, которая бы соединяла север и юг города. И не нужно строить никаких метро, может быть даже, скоростных трамваев. Реально можно было бы решить транспортную проблему Уфы.

Еще один объект – автомобильные дороги. Нам хотелось бы, чтобы поактивнее, хотя и так хорошо идет работа в этом году на трассах М-5 и М-7, но как всегда хочется еще большего. Если будет дополнительное финансирование, я надеюсь, что наши подрядчики справятся с интенсивной работой на этих магистралях М-5 и М-7.

Так что в целом, если мы по этим вопросам найдем решение, думаю, и Уфа, и республика сделают большой шаг вперед. Это видение нашего будущего. Попросил бы нас поддержать.

Н.АСАУЛ: Спасибо большое, уважаемый Рустэм Закиевич, за приглашение посетить Башкортостан, столицу Уфу. У нас представительная делегация сегодня Минтранса России в составе ключевых департаментов: международного сотрудничества, автомобильного, городского транспорта, Росавтодор, Росавиация, Росжилдор, практически все виды транспорта сегодня здесь для того, чтобы на месте ознакомиться с ходом подготовки к саммитам. Естественно, не ограничиваться только лишь проведением саммитов, а в целом взглянуть на то, как развивается город, насколько имеющаяся и планируемая транспортная инфраструктура соответствуют потребностям города и республики. Потому что Уфа – столица очень важного региона.

Сегодня практически исполняется год с момента, когда было принято решение о проведении в Уфе Совета глав государств-членов ШОС и встречи глав государств и правительств БРИКС. 17 июля 2012 года это решение состоялось. Было несколько заседаний оргкомитета. На которых с удовлетворением отмечено, что сегодня подготовка к саммитам идет в соответствии с графиком. Сегодня мы на месте в этом воочию убедились. Каких-то острых беспокойств в состоянии инфраструктуры у нас нет.

Естественно, ключевой объект, по которому будет определяться уровень качественного обслуживания участников саммитов, – это аэропорт, воздушные ворота. Заключено соглашение со Сбербанком: будет реконструирован терминал, соответствующий растущему пассажирообороту.

Со своей стороны предполагаем ускорить финансирование мероприятий по плоскостным сооружениям. Напомню, что «Уфа» – крупнейший аэропорт Приволжского федерального округа. В самое ближайшее время мы проведем проектирование и строительство дополнительной рулежной дорожки аэродрома, перронов для стоянок широкофюзеляжных самолетов. Чтобы все борты смогли разместиться, не было необходимости уводить их на иные, запасные аэропорты. Чтобы аэропорт работал полностью в штатном режиме. Наша задача максимум, чтобы ни один рейс во время саммитов не был отменен.

Сегодня мы договорились с руководством аэропорта, с Росавиацией, пока такие предпосылки есть, и эта задача вполне реальна. По крайней мере, инфраструктурных ограничений, связанных с этим, не будет. Минтранс и Росавиация свою часть обязательств выполнят в полном объеме. Мы все необходимые заявки подали. В июле проведем совещания в различных ведомствах, на которых уже будут приниматься окончательные решения. Смею вас заверить, что в лице Минтранса России вы нашли горячего сторонника.

Р.ХАМИТОВ: Спасибо.

Н.АСАУЛ: Вторым по важности объектом является, и с точки зрения саммитов, и в целом в развитии города, автомобильная связь аэропорта с центром города. Мы убедились, что дорога находится в хорошем состоянии. Республика ее содержит. Постоянно улучшает: барьерное ограждение, строительство пешеходных переходов, ликвидация светофоров. Часть дороги уже Р-240 была принята в федеральную собственность. Осталось восемь километров от аэропорта до М-5. Мы считаем, что если дорога будет доведена до всех требований федерального законодательства, мы постараемся положительно рассмотреть вопрос принятия на баланс дороги. 

Был также рассмотрен вопрос строительства различных развязок. Есть в республике два подхода. Одна развязка в районе Локотков была ориентирована на строительство третьего терминала. Мы сошлись единодушно во мнении, что данная развязка и подъездная дорога в настоящее время утратили свою актуальность. Считаем возможным ее не строить и не принимать на баланс проектную документацию.

Гораздо более интересно и значимее, как для доступа в аэропорт, так и для развития прилегающих районов промышленной, жилой застройки, железнодорожной станции является другая развязка, которая находится ближе к городу. Решается целый комплекс задач. Органично вписывается в окружающую застройку и позволяет обеспечить беспрерывное движение по основной магистрали, избавиться от светофоров. Эту развязку мы как Минтранс России будем всячески поддерживать, подавать заявки на предоставление средств федерального бюджета.

Вот эти два объекта, которые непосредственно напрямую влияют на проведение саммитов.

Что касается иных объектов, которые тоже очень актуальны для города, это строительство моста рядом с существующим мостом. Чтобы обеспечить реконструкцию существующего моста и развязать режим движения, предлагаем еще раз внимательно посмотреть на возможность привлечения части средств из внебюджетных источников. Подчеркиваю, части. Здесь может быть задействована вся палитра имеющихся форм: концессионные, государственно-частные методы. Мы готовы подключиться. Опыт государственно-частного партнерства не такой большой в России, но уже есть положительные примеры. И для этого проекта можно найти приемлемое решение. Не нужно уходить в долгие и длительные проекты, связанные со строительством пяти-семи развязок, охватывающих город. Мы считаем, что надо навалиться совместными усилиями и решить острую локальную задачу. Отработать опыт и потом его успешно тиражировать на подобных проектах. Узких мест в городе немало, тем не менее, считаем сфокусироваться на проблемной точке. Мы готовы все наши подразделения задействовать в этой работе.

Что касается железной дороги, вынужден констатировать, что ранее заключенное соглашение на сегодня уже утратило свою актуальность. Оно заключалось в иных условиях хозяйствования. Закладывались разные формы софинансирования, которые уже по нынешнему законодательству невозможно реализовать. Очевидно, что взаимоотношения по данному соглашению надо привести к какому-то знаменателю, подвести итоги этого соглашения. И, может быть, обсудить возможность соглашения нового с учетом видения текущих задач и законов.

Действительно, создан уникальный объект. На всех членов делегации произвело впечатление. По сути дела, в Башкортостане создан и реально функционирует один из самых передовых видов транспортно-пересадочных узлов. Мы гордимся тем, что у нас в Сочи будет система интермодальных сообщений с интеграцией различных видов транспорта. Называем ее пилотной. А в Башкортостане это все успешно функционирует: и траволаторы, и прямая пересадка к поезду дальнего следования, в электричку, в трамвай, в личный автомобиль, в автобус. Это действительно тот проект, который можно брать в качестве примера, тиражировать. Его надо дальше развивать.

Что касается обхода, проект дорогостоящий. Он должен реализовываться в увязке с иными проектами. Совершенно справедливо Рустэм Закиевич упомянул, что полноценной альтернативой метро может стать городская электричка, которая свяжет удаленные районы города, жилые районы, промышленные застройки. С тем, чтобы опять же на базе железнодорожных станций создать малые пересадочные узлы и интегрировать их с местами проживания. Все это могут быть очередные точки роста, куда придет бизнес, где появятся торговые и развлекательные зоны. Это надо грамотно увязать с тем, чтобы не было заторовых ситуаций. Все это может произвести хороший синергетический эффект.

Здесь как раз та ситуация, когда надо не штучно реализовывать проект, а в комплексе: обход, пассажирское движение, преимущества, которые получит грузовое движение, в частности, крупные нефтяные предприятия от роста оборачиваемости вагонов. Таким образом, аккумулировав разные источники – средства предприятий, пассажирского инвестора, средства города и республики, не исключаю и средства федерального бюджета – в таком разрезе они сюда вполне возможно смогут прийти. Когда увидят, что проект окупаем и, самое главное, что он потом дальше сам себя воспроизводит и не требует денег на содержание и дальше он может развиваться.

Потому что не секрет, что в погоне за желанием создать большую инфраструктуру к серьезным международным событиям, иной раз может быть создана избыточная инфраструктура, которая не обеспечена потоком и потом становится бременем для местных бюджетов в части содержания. Вот здесь нам тоже нужно не переусердствовать в этом плане и не создавать избыточных мощностей. Поэтому не считаю этот проект нереализуемым. Просто он более сложный. Его нужно комплексно рассмотреть. Он имеет все шансы на то, чтобы также быть реализован. Но еще раз подчеркну, что вопросы мостов и железнодорожной инфраструктуры стоят особняком в подготовке к саммитам ШОС и БРИКС. Это вопросы уже в целом развития транспортной инфраструктуры, которыми мы тоже готовы активно с руководством республики заниматься.

В завершении выступления я бы хотел бы также поблагодарить Рауфа Самигулловича (Нугуманова – первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан) за содержательную экскурсию, обсуждение проектов. Уверен, что наша дальнейшая практическая работа даст свои плоды.

Р.ХАМИТОВ: Спасибо большое, Николай Анатольевич. Я согласен с аргументами, которые Вы сейчас изложили в части развития инфраструктуры, в части привлечения частного капитала на строительство ряда новых объектов: мост или обход города. Только вынужден сказать, что мы еще не готовы, собственно говоря, к формированию такого рода проектов. Надо учиться. Надо учиться работать в условиях дефицитных бюджетов, нехватки ресурсов. Вполне понимаем, что на федеральном уровне, если бы у министерств были деньги, давно бы дали. Но страна большая, много объектов. И сейчас надо искать варианты синергии, когда местный бюджет, частник, может быть, и федеральный бюджет, объединившись, решают в комплексном плане задачи.

***

Стенограмма подхода к прессе:

КОРР.: Николай Анатольевич,Вы сегодня побывали на нескольких объектах Уфы. Как Вы оцениваете готовность республики к проведению международных саммитов? А что еще необходимо дополнительно предпринять?

Н.АСАУЛ: У нас сложилось очень благоприятное впечатление по результатам инспектирования хода подготовки к саммитам. Беспокойств особых нет. Аэропорт готовится по графику, в том числе и терминальная, аэродромная составляющие. Со стороны федерального бюджета будут предприняты необходимые шаги к ускорению финансирования. Чтобы в более ранние сроки выполнить те работы, которые мы запланировали.

Что касается подъезда к аэропорту, то мы поддерживаем строительство второй подъездной дороги с устройством развязки, которая позволит увязать промышленный район, железнодорожную станцию, район жилой застройки с тем, чтобы обеспечить безсветофорное движение.

Главные объекты саммитов – аэропорт, дорога до центра города – у нас беспокойств не вызывают.

Что касается в целом транспортной инфраструктуры города, то здесь действительно ставится ряд амбициозных задач. Мы готовы помогать руководству республики. Конечно, существующие бюджетные возможности не позволяют полностью профинансировать за счет средств федерального бюджета эти достаточно крупные проекты: мосты, железнодорожные обходы города, пригородное и городское железнодорожное движение. Но мы сегодня договорились о том, что будем совместными усилиями вырабатывать индивидуальные схемы. Чтобы привлекать средства частных инвесторов, банков развития, средств федерального бюджета, бюджета республики. Чтобы объект за объектом, не увязывая их в гигантские стройки, шаг за шагом, начинать с самых острых вопросов. Нарабатывать опыт и, двигаясь вперед, привести город в соответствие с теми потребностями, которые на сегодня сформировались.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт


Назад в раздел