Обычный вид

Новости

22.03.2013 21:23:00

Рустэм Хамитов: Вопросы ЖКХ нужно обсуждать публично

22 марта Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на совещании республиканского актива ЖКХ, на котором обсуждались вопросы взаимодействия управляющих организаций и собственников жилья. В работе совещания приняли участие члены Правительства республики, главы муниципалитетов, представители управляющих компаний, товариществ собственников жилья, домовых комитетов и руководители ресурсоснабжающих предприятий.

Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Действительно, это была моя инициатива – провести такую конференцию, совещание, встречу, на которой бы обсудили многочисленные вопросы жилищно-коммунального хозяйства, жилищного комплекса нашего. Дело не только в том, что население не очень довольно ростом тарифов, появлением новой графы в платежной ведомости за квартплату – ОДН – и так далее. Вообще – это тема вечная. Сколько будут существовать города, сколько будут существовать населенные пункты – столько будет, безусловно, эта проблема обсуждаться.

Эта тема, конечно, имеет особую значимость для каждого из нас – всех жителей республики. В таком широком формате мы встречаемся в первый раз фактически. Мы с вами поделимся опытом, обсудим проблемы, сложности, найдем пути решения.

Что нужно сделать нам вместе – власти, отрасли, общественникам, жильцам, чтобы людям было комфортно в собственных домах? Не только в плане наличия воды в кране и тепла в батареях, но в части достижения полного понимания, куда уходят деньги людей, доверия к коммунальщикам как к профессионалам, добротно и честно выполняющим свои обязанности.

Конечно, в последнее время много критики в адрес жилищно-коммунального хозяйства. Иной раз читать это неприятно. Потому что уже переходят грань, уже из этой отрасли стараются сделать «козла отпущения» и так далее.

В жилищно-коммунальной сфере работают тысячи людей. Они стараются по-своему. Они пытаются решать многочисленные задачи в условиях «малоденежья», отсутствия финансирования, отсутствия порой внимания государства, в условиях, когда по остаточному принципу выделяются ресурсы. Эти люди между молотом и наковальней: с одной стороны власть, которая давит и требует, и жильцы, которые то же самое требуют и давят. Поэтому давайте так: крайних искать не будем, а найдем вариант совместной, правильной работы в этой части.

Нужно сказать, что в последние годы отрасль активно реформируется. Меняется законодательство, сокращается доля государственного и муниципального жилого фонда. Развивается система государственно-общественного контроля. Всё это ведёт к определенным «болезням роста». Это при том, что ещё остались многочисленные «болячки», доставшиеся нам от советской власти.

Люди, конечно же, недовольны ростом тарифов и, одновременно, низким уровнем качества коммунальных услуг, многочисленными нарушениями при их расчете. Отсутствием прозрачности в работе управляющих организаций, тесного их взаимодействия с собственниками жилья в многоквартирных домах.

Наша республика сегодня имеет самый большой объем жилищного фонда в Приволжском федеральном округе. Общая площадь жилья достигает почти девяноста миллионов квадратных метров. Такая «немаленькая» область, как Самарская, имеет жилья порядка семидесяти трех миллионов. У нас девяносто, там – семьдесят три. Татарстан – восемьдесят восемь. Нижегородская область тоже немаленькая – восемьдесят миллионов. Понятно, что у нас самая большая численность среди субъектов Приволжского округа. Поэтому цифры достаточно огромные. Чем больше хозяйство, тем больше проблемы. Общая площадь ветхого и аварийного жилья у нас превышает миллион квадратных метров. Если взять по десять-пятнадцать квадратных метров на человека, мы получаем, что там почти семьдесят тысяч человек проживает в таком жилищном фонде. Из них более 330 тысяч квадратных метров подлежат сносу – там жить нельзя. Но люди живут. И речь опять идет о десятках тысяч людей.

Главная задача отрасли – организовать эффективное управление многоквартирными домами. Их у нас в республике семьдесят тысяч. В этом направлении мы начали работать сравнительно недавно. Есть положительные результаты. Более чем в двенадцати тысячах домов выбраны советы домовых комитетов. Эту работу мы проводили очень активно в 2011-м году, в 2012-м продолжали и сейчас будем трудиться. Это 90% от общего количества многоквартирных домов, в которых должны быть советы. 10% как всегда – в любой деятельности – это «двоечники». И такие пропорции наблюдаются везде и во всем. Хоть что ты с ними делай – эти десять процентов не будут ни избирателями, ни выбирать, организоваться не могут. Я говорю – в любой деятельности это есть. И в обществе примерно такая пропорциональность существует.

Мы стараемся поддерживать эти объединения, стимулировать развитие их деятельности. Впервые по итогам прошлого года проведен конкурс на звание «Лучший многоквартирный дом». Победители – их будет сто – получат по сто тысяч рублей. Сто по сто тысяч – десять миллионов мы направляем на то, чтобы премировать победителей этого конкурса. Может быть, небольшие деньги, но кое-что можно сделать. Где-то покрасить, где-то побелить, где-то что-то отремонтировать, какие-то работы провести. Все равно эти деньги. Как говорится, «на дороге не валяются». И дальше будем проводить точно такую политику.

Большую организационную, методическую, консультативную работу проводит Региональное Общественное движение «БашДомКом». Действует комиссия, координирующая работу по проверке деятельности товариществ собственников жилья и управляющих организаций.

Итак, какие проблемы в первую очередь решаются властью и общественниками в этой сфере?

Первая проблема – это «закрытые» и непрописанные до конца механизмы принятия решений по управлению многоквартирными домами. Разная их трактовка сотрудниками управляющих организаций, членами товариществ собственников жилья, представителями ресурсоснабжающих организаций приводит к большому количеству конфликтов.

Правовая основа этой деятельности, на самом деле сформирована не до конца. Сложная, противоречивая, с огромным количеством документов, нормативов и прочих дел – с ума сводит всех. По-другому уже не скажешь. Есть ли вообще человек, который разбирается во всем этом многообразии бумаг? Я думаю, что нет. Фрагментами – да. Кто-то знает этот участок, кто-то знает этот участок своей деятельности или нормативной документации. А реально представлять всю эту колоссальную махину некому.

Нужно упростить в первую очередь собственнику участие в управлении домом. Для этого предлагается определить минимальный набор работ и услуг и рассчитать его стоимость. У нас в этой части тоже – все на эмоциях, цифр нет, понимания нет. Нигде не прописано. И каждый начинает изобретать, что такое «работа и услуги в управлении домом». Надо сделать финансовую оценку – сколько будет стоить этот минимальный набор. Он будет варьироваться от вида дома, этажности, степени благоустройства и так далее. Собственники будут сами выбирать, в каких работах и услугах они нуждаются, устраивает ли их цена, и принимать коллективное решение.

Второе. Жилищный Кодекс разрабатывался под определенную концепцию реформирования жилищного хозяйства. Предполагалось, что возникнет система, в которой собственники – это ответственные за свою недвижимость люди, выбирающие на рынке добросовестного исполнителя нужных им услуг и работ. Однако люди к этому оказались не готовы. Они не отвечали за жилье, за всем «присматривало» государство. Это так. Все мы живём в многоквартирных, многоэтажных домах. И всем кажется, что вот государство же есть. Пусть государство за всё и отвечает: мы платим квартплату, а остальное не наше дело.

Но сейчас другое время. Оно диктует иные «правила игры», рыночную культуру отношений собственников жилья и коммунальных служб.

Нужно кардинально менять отношение людей к собственному жилью. Иначе, уверен – ситуация в отрасли не выправится. Каждый живущий в доме должен считать, что это его дом. «Мой дом, мой двор, мой подъезд!» Пока психология не изменится в этой части, так и будет: «всё вокруг колхозное, всё вокруг моё». Так раньше мы говорили. А на самом деле, это и не моё, а колхозное. Я думаю, что, если психология не изменится, так и будем иметь разрисованные лифты, стены, разбитые лампы, испорченные детские площадки и так далее.

Люди должны понимать, что необоснованная плата за коммунальные услуги, ненадлежащее состояние домов, неустроенность прилегающей территории – это во многом результат их равнодушного отношения к своей жизни. Кто вообще должен самоорганизовывать такого рода работу? Кто? Управляющая компания? Я сомневаюсь.

Третье. Помимо надзорных органов (контроля «сверху»), должен быть налажен широкий общественный контроль «снизу» – со стороны советов домовых комитетов.

Сегодня жильцам или их представителям нужно тесно работать с управляющими компаниями. Добиваться прозрачности в расходовании собранных ресурсов за коммунальные услуги по утвержденным тарифам. Механизм их формирования всегда оставался для граждан «тайной за семью печатями». Но если в советское время мы за эти услуги платили символическую плату, то сегодня, когда квартплата порой составляет треть, а иногда и половину семейного бюджета, цена этих услуг не может не волновать.

Понятно, что существенную роль в скачках тарифов играют ресурсо-предоставляющие компании. К сожалению, в последние годы там наблюдается рост тарифов выше уровня инфляции. Это, с одной стороны, больно бьёт по населению. С другой – если этого не будет, то приход долгосрочных инвесторов в систему ЖКХ вряд ли станет возможным. Сегодня у нас в республике одни из самых низких тарифов в Российской Федерации. Для примера: в Уфе тарифы за горячую воду, за тепло, за холодную воду почти в два раза меньше, чем в Казани. Почти в два раза! И для того, чтобы компании ЖКХ имели возможность развиваться, мы платим из бюджета. Платим немаленькие деньги: порядка пяти миллиардов рублей. На эти деньги можно было бы построить детские сады, школы, дороги, больницы и так далее. Вот наши тарифы. Не занимались этой отраслью, что называется, по-настоящему. Думали, что сможем удержать за счёт бюджета. Но у нас каждый год появляются новые задачи: заработные платы учителям повышать, врачам, работникам бюджетной сферы, детские сады строить и так далее-так далее. Так что в этой части, конечно, мы должны найти золотую середину. Мы должны понять, какими должны быть тарифы с точки зрения возможностей уплаты за квартиру по таким тарифам, и чтобы была возможность развивать систему жилищно-коммунального хозяйства. Очень сложный вопрос. Надо обсуждать и переходить к организации адресной помощи людям, которые не могут осилить такого рода тарифы. Надо это работу выполнять. Надо.

Четвертое. Целый ряд проблем появился с принятием известного Постановления Правительства России № 354. Особенно они касаются несправедливого распределения платы за общедомовые нужды.

Например, сегодня люди, которые платят за услуги по нормативу, ущемляют интересы своих соседей, рассчитывающихся по приборам учета. Потому что сверхнормативное потребление фиксируется прибором учета на вводе в дом и распределяется на всех жильцом в виде начисления на общедомовые нужды. Вы сегодня это подробно обсуждали. Я останавливаться не буду. Сегодня, вы нас тоже поймите, идёт шквал жалоб. Десятки тысяч людей возмущены. Их обирают просто-напросто, потому что нет учёта. Нет понимания того, что такое общедомовые нужды. Каждый действует опять-таки, кто в лес, кто по дрова, по своему усмотрению, на эмоциях. Конечно, сейчас задним числом легко говорить, но надо было Министерству регионального развития Российской Федерации в виде эксперимента на одном из субъектов эту систему. Увидеть плюсы и минусы. Или взять три-четыре региона и там поработать. Нет, всю страну сразу двинули в этой части. Конечно, огромное количество нестыковок, нехватки нормативной документации и так далее. Ну, и наглость присутствует у определённого круга людей, которые пытаются в общедомовые нужды включить расходы на парикмахерские, салоны красоты и прочие вещи, которые есть там, в этих домах. Это же грабёж! Наглое воровство!

Есть примеры, когда месяцами не устраняются утечки в подвале. Когда представителям домкома не позволяют снять показания общедомового прибора учёта. Или случаи, когда недобросовестные управляющие компании, не снимая показания общедомового прибора учёта, рисуют цифры «на коленке», согласовывают кому-то незаконное подключение к домовым сетям. Такие факты недопустимы. Я не говорю, что это везде есть. Но это опять те 10%, это та ложка дёгтя, которая портит бочку мёда. Есть такие люди. Я уверен представители управляющих компаний будут выступать и говорить, своё мнение высказывать. Среди вас абсолютное большинство честных, порядочных людей, которые свою работу делают честно. Но всегда найдётся негодник, который всё испортит.

Именно управляющие организации в первую очередь должны активно работать с Советом дома по абонентам, отключенным за долги. Выявлять проживающих без регистрации. Обнаруживать случаи хищения и привлекать виновных к ответственности. Это неприятная работа. Я согласен. А как быть, если не выявлять таких людей? Конечно, никому не хочется ходить, искать этих отсутствующих, или там где-то живут без регистрации по 30 человек. Никто не желает связываться с этими людьми, потом доказывать что-то, говорить. Ну, такая работа. У меня, может быть, тоже много функций, которые не хотелось бы, как простому, обычному человеку, исполнять. Но нужно, потому что это моя работа. Я от этого не отказываюсь. У нас на каждом участке деятельности это есть. Поэтому давайте честно это обязанности выполнять, эту ответственность нести. Вам, я обращаюсь к представителям управляющих компаний, приятно получать эти жалобы? Быть в конфликте с жильцами? Конечно, нет. Хотя сами жильцы разные. Тем не менее, надо находить общий язык.

Мною было направлено обращение в Правительство России о приостановлении действия 354-го постановления. Кроме того, мы провели заседание Правительства республики. Обсудили меры по исключению ошибок и злоупотреблений со стороны управляющих компаний при применении этого постановления до внесения изменений на федеральном уровне. Речь идет о вопросах распределения потерь и утечек, задолженности неплательщиков на добросовестных жильцов, применения недостоверных сведений о показаниях приборов учёта, о площади общедомового имущества и так далее.

Еще одна важная проблема. В квартплате доля платежей за жилищную услугу составляет около 25%. Остальные 75% – оплата коммунальных услуг: тепло, газ, вода, электроэнергия и так далее. Эти средства управляющая компания в полном объёме перечисляет в пользу ресурсоснабжающих организаций. При этом средняя собираемость платежей в республике составляет 98% от начисленных потребителям сумм. Однако управляющая компания обязана расплатиться с ресурсоснабжающими организациями в полном объёме, несмотря на недоплату со стороны граждан.

Это не только потеря собственных доходов, но и вынужденное бремя ответственности за недобросовестных плательщиков. Соответственно растущие долги могут привести к банкротству этих компаний. Мы понимаем это. Так что, решить эту проблему может законодательное закрепление права управляющей компании на перевод долгов населения за коммунальные услуги на ресурсоснабжающие организации.

Надо обсуждать: ресурсоснабжающая организация, с какого перепуга я должен отвечать за тех, кто не платит? Управляющая компания говорит: а мне это тоже не нужно, потому что могу обанкротиться. В общем, здесь надо обсуждать: или солидарную ответственность нести, или какую-то форму определять, чтобы решить эту задачу.

Уважаемые друзья!

К этим темам мы обращаемся не в первый раз, знаем о проблемах, которые есть в этой сфере. И, конечно, там, где речь идёт о помощи со стороны республиканских органов власти, мы обязательно будем и реагировать, и наводить порядок. Поэтому ваши предложения для нас важны. У вас сегодня состоялись довольно бурные обсуждения вопросов жилищно-коммунального хозяйства, были круглые столы, подготовлены рекомендации. Давайте послушаем. Если надо, ещё раз обсудим. Надо всё делать гласно. Надо всё делать публично. Надо советоваться. Врагов нет, не надо искать. Все хотят нормально жить. И ресурсоснабжающие организации, и управляющие компании, и население наше. Но почему мы доводим всё время до каких-то конфликтов, войн, писем, непонимания, шума, гама, драк и так далее? Пора прекращать всё это. Все здесь взрослые люди. Все понимают, что мы оказались в какой-то дурацкой ситуации. Но мы должны найти выход. У нас есть, в конце концов, собственное законодательство. Нам надо принимать свои законы. Мы работаем с Госсобранием –Курултаем в этом направлении. Депутаты сейчас активно ищут выход из этой сложившейся ситуации. Нам нужен опыт управляющих компаний, опыт ресурсоснабжающих компаний. Давайте садиться, договариваться. Мы в республике должны иметь устойчивое жилищно-коммунальное хозяйство, которое будет и современным, и надёжным, и бесконфликтным с точки зрения тарифов, платежей, и прочее. Выход должен быть, мы обязаны его найти. Я предлагаю сейчас послушать выступления участников круглых столов, и выработанные на них предложения. Проблема очень острая, касается каждого жителя республики. Спасибо большое.

 

Стенограмма заключительного слова Рустэма Хамитова:

То, что мы собрались так открыто и, где-то может быть, оппонируя друг другу, обсуждаем вопросы жилищно-коммунального комплекса – это правильно. Это главное. Кроме того, по результатам сегодняшнего собрания мы сформулируем ряд предложений. Обратимся и в Правительство Российской Федерации, обсудим их в правительстве республики. Пообсуждаем вместе с депутатами Государственного Собрания – Курултая, в муниципалитетах, безусловно, обсуждение продолжим. Это все верно. Так и дальше будем действовать.

Прозвучал ряд конкретных предложений о создании советов при Президенте по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, и по созданию совета управляющих компаний, и по домкомам еще дальше развивать ту работу, которую они делают. Это все мы слышим, обсудим, подумаем. Если надо при Президенте – значит, создадим, в конце концов. Потому что этот вопрос касается каждого жителя Республики Башкортостан.

У нас впереди много работы. Много задач. Мы вышли на конструктив. Еще раз повторю: вот так, обсуждая вместе, – наконец решение найдем. Предлагаю такие совещания делать регулярно. Потому что очень быстро идет изменение законодательства. Появляются новации, у кого-то новый опыт появляется. Готовьтесь, выступайте, спорьте. В следующий раз – ближе к осени, может быть, или осенью – надо будет еще раз обязательно собраться, рассмотреть, как мы проходим летнюю ситуацию, ремонты и прочие, и прочие дела. Это тоже надо обсуждать, тоже надо рассмотреть. Так что если два раза в год, Сергей Иванович, такую площадку будем создавать и организовывать – я думаю, что это будет нормально. Люди между собой познакомятся и встречаться будут, обсуждать, работать.

И к муниципалитетам просьба: на своем уровне организуйте, пожалуйста, такую работу. Вы в своих городах так же собирайте людей, обсуждайте, говорите, выясняйте истину. Тема ЖКХ – бесконечная, но очень интересная. Хоть мне и сказали, что я обладаю какими-то знаниями в этой части – это не совсем так, безусловно. Хотя погружаюсь и знаю – у меня есть помощники. Вы видите сегодня и председатель Государственного Собрания – Курултая Константин Борисович Толкачев принимает участие, и депутаты, и члены Правительства, и Первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Нугуманов Рауф Самигуллович, который хорошо знает жилищно-коммунальный комплекс наш. Очень хорошо знает.

Так что давайте трудиться, давайте работать. Желаю всем успехов, удачи.

Спасибо. Рәхмәт.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт


Назад в раздел