Обычный вид

Новости

29.11.2012 12:54:00

Рустэм Хамитов обратился с ежегодным Посланием Президента Башкортостана к Госсобранию – Курултаю РБ

29 ноября Рустэм Хамитов выступил на пятьдесят седьмом заседании Государственного Собрания – Курултая РБ с ежегодным посланием Президента Республики Башкортостан. В нем обозначены основные приоритеты развития Башкортостана на предстоящий год, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Уважаемые депутаты!

Прошел год с момента, как я представил Государственному Собранию – Курултаю республики свое предыдущее послание. Сегодня я обозначу приоритеты нашей с вами работы на предстоящий период и среднесрочную перспективу.

Прошедший год стал для всех нас своего рода экзаменом на политическую и гражданскую зрелость. Состоялись выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации, Президента страны, а также депутатов представительных органов местного самоуправления. Республика успешно реализовала важный этап модернизации общей политической системы, связанный с изменением избирательного законодательства и появлением новых политических движений.

Башкортостан достойно проходит через этот сложный этап развития страны. Итоги прошедших выборов – лучшее тому подтверждение. Результаты голосования подтвердили нацеленность значительной части жителей республики на продолжение курса стабильности и бесконфликтного движения. Они отражают взвешенную гражданскую позицию наших людей, показывая, что провокации и экстремистская риторика у нас не проходят.

Но выборы выборами, а нам, прежде всего, надо заниматься практической деятельностью. Понимая, что у нас – общая ответственность за республику, общая забота. Это благополучие и достойная жизнь более четырех миллионов её граждан.

В целом, Башкортостан сегодня имеет неплохие показатели экономического развития. Мы входим в двадцатку самых успешных российских регионов. По темпам роста экономики республика третий год подряд превышает средние значения по стране. За 2010-2011 годы наш валовой региональный продукт увеличился на 14,5% при среднероссийском показателе в 8,6%. Промышленное производство третий год подряд продолжает расти с превышением общероссийских значений практически в 2 раза.

По оценке агентства «Эксперт» Башкортостан занял первое место в номинации «Минимальные экономические риски» и вошел в десятку регионов с максимальным инвестиционным потенциалом. У нас – высокие кредитные рейтинги. На сегодняшний день по данным международных агентств республика находится в ряду таких субъектов Российской Федерации как Москва, Санкт-Петербург, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

По результатам аналитики Минрегионразвития в результате достигнутых значений в сферах, характеризующих реальный сектор экономики, инвестиционную привлекательность, динамику доходов и занятости населения, Башкортостан в этом году по сводному индексу социально-экономического развития уверенно закрепил свою позицию среди регионов с «положением лучше среднероссийского».

Но это то, что касается макроэкономических показателей. Для нас, прежде всего, важно то, как рост экономики отражается на качестве и уровне жизни каждого человека. И здесь у нас есть определенные положительные результаты. Например, среднемесячная заработная плата за 2010-2011 годы увеличилась с 15 тыс. до почти 18,5 тыс. рублей в месяц. Среднедушевые денежные доходы за этот же период выросли на 19% и достигли 19 300 рублей. По покупательской способности доходов населения по данным на октябрь этого года мы – на 4-5 месте среди российских регионов. Фиксированный набор товаров и услуг жителям Башкортостана обходится на 13% дешевле, чем в среднем по стране.

Социальное благополучие и качество жизни жителей Башкортостана – вот главный критерий эффективности всех принимаемых нами мер. Именно человек, его реальная жизнь должны быть отправной точкой системы координат работы власти любого уровня – от Правительства республики до муниципального образования.

Достижение этой цели может обеспечить только всесторонняя модернизация нашего общества на новых, современных принципах. Считаю, что нам необходимо взять на вооружение модель так называемого «смарт-общества» или «умного» общества, обеспечив поэтапную реализацию в жизни его основных принципов.

Я понимаю, что пока этот термин не получил широкого распространения в публичной риторике. Однако, если мы хотим быть регионом-лидером, то не должны бояться стать одними из первопроходцев. Устаревшие подходы уже неэффективны. И если мы не будем ставить высокие цели, не пойдем на внедрение серьезных новшеств, то рискуем отстать.

Модель «умного» общества – это своего рода инструмент изменения  качества жизни, алгоритм создания с помощью современных информационных и организационных систем интеллектуальной, высокотехнологичной, комфортной для человека среды обитания.

Считаю, создание такой среды, формирование благоприятных условий для жителей республики одной из наших основных задач. На ее решение должны «работать» все принимаемые нами меры по развитию экономики, социальной инфраструктуры. Нужно, чтобы жизнь в республике была безопасной, комфортной, престижной. У людей должен быть достаток, чувство уверенности в завтрашнем дне, гордость за родной край. Эти цели не новы, но достигать их сегодня нужно современными способами, путем тонкой умной перенастройки важнейших параметров общественной жизни.

В этой связи нужно говорить о необходимости последовательных качественных изменений в ключевых сферах нашей жизни. Эти преобразования не могут носить директивный характер, они должны быть пóняты и приняты каждым из нас. Сбережение природных ресурсов, высокотехнологичная и наукоемкая экономика, достойный уровень развития социокультурной среды и системы коммуникаций между людьми – вот основа нового, «умного» общества.

Что конкретно мы подразумеваем под благоприятной, безопасной и комфортной средой жизни человека? В первую очередь, это безопасная окружающая среда. Для нас приоритет экологического благополучия носит осознанный, а не конъюнктурный характер. Так как именно с состоянием окружающей среды каждый из нас связывает свою жизнь и жизнь своих близких. Право на благоприятную природную среду – одно из основных  конституционных прав гражданина. Реализация этого права – наша общая задача и долг перед будущими поколениями.

Состояние окружающей среды республики уже не критическое, хотя и продолжает оставаться сложным. На протяжении последних трех лет наблюдается заметный рост количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта. В атмосферном воздухе присутствуют сотни химических соединений. Более половины мощностей газоочистных установок эксплуатируются свыше 20 лет и эффективность их работы невысока.

Общественность беспокоит также информационная закрытость ряда промышленных предприятий, которые порой представляют недостоверную информацию о масштабах экологических последствий их производственной деятельности.

Что касается водоемов, то в прошлом году качество воды стало в целом лучше. С 6-ти до 2-х сократилось число водных объектов, на которых отмечался высокий уровень загрязненности. И все же многие наши водные объекты всё ещё оцениваются как «грязные» и даже «очень загрязненные». Продолжается деградация земель и почвенного покрова. Площадь эрозионно-опасных сельхозугодий составляет 5,5 млн. гектаров, а это фактически две трети общей их площади.

В защите нуждается лесной фонд республики. Из 80 лесных пожаров в прошлом году почти половина возникла по причине неосторожного обращения населения с огнем, а также от сельскохозяйственных палов. Сгорело около полутысячи гектаров лесов. Не буду перечислять все экологические проблемы в республике. Обозначу лишь ключевые задачи, которые надо решать в этой сфере.

Прежде всего, следует переходить на современный уровень мониторинга экологической ситуации, и в первую очередь, в городах. Использование возможностей телекоммуникационных систем, автоматического оборудования позволит обеспечить раннее выявление и предупреждение загрязнения воздуха и воды в режиме «онлайн». Важно наладить прямую связь с населением. Активисты, неравнодушные люди должны стать первыми помощниками в борьбе с нарушителями природоохранного законодательства. При этом необходимо обеспечить неотвратимость наказания виновных в подобных правонарушениях.

Вступление России в ВТО также требует существенных изменений подходов к вопросам охраны природы со стороны органов власти, предприятий и организаций, перехода на технологии «зеленой экономики». В связи с этим важно жестче проводить линию на недопустимость экономии на мероприятиях по экологической защите.

Такая работа должна начинаться с муниципалитетов. Именно они ближе всего к людям. Сохранение и развитие территорий – их главная задача. Не допускать расхищения природных ресурсов, знать и контролировать те места, где такие риски существуют. Большая роль здесь принадлежит правоохранительным органам. Только тесное взаимодействие всех властных и общественных структур позволит решить природоохранные задачи.

С каждым годом усугубляется проблема обращения с твердыми бытовыми отходами. Фактически у нас нет эффективной системы их переработки. Сегодня почти весь образующийся объем отходов вывозится на полигоны и свалки, количество и состояние которых не выдерживает никакой критики.

Весь цивилизованный мир давно перешел от захоронения отходов к переработке, использованию их в качестве сырья. В республике вторично используется менее 15% отходов. Бизнес в области их переработки – в зачаточном состоянии. Нужно активно вовлекать бизнесменов в экологическое предпринимательство. В Германии, например, ежегодный оборот этой отрасли достигает десятков миллиардов евро.

В прошлом году мы приняли республиканскую программу по совершенствованию системы управления твердыми бытовыми отходами до 2020 года. Общий объем её финансирования – 7,5 млрд. руб. В программе заложена разработка к 2015 году схемы генеральной очистки всей территории республики, основанной на районных и городских схемах. В следующем году все муниципалитеты должны подготовить такие документы.  В рамках этой программы разработан пилотный проект обращения с твердыми бытовыми отходами на базе Стерлитамака и близлежащих районов. Считаю важным после реализации проекта распространить его на всю территорию республики.

Мы должны поддерживать общественные движения, экологические партии и организации, тесно взаимодействовать с ними, привлекая к мероприятиям по обеспечению экологической безопасности.

Очень важно повышать экологическую культуру людей, в особенности молодежи. Нужно возродить почти забытые зелёные патрули, школьные общества охраны природы. Помогать волонтерским отрядам. Надо поднимать тему защиты окружающей среды как можно чаще через многочисленные акции общественных организаций, с помощью средств массовой информации, предупреждая, что любое загрязнение природы возвращается бумерангом к человеку.

Учитывая важность экологических проблем, предлагаю 2013 год объявить в республике Годом охраны окружающей среды.

Уважаемые депутаты!

Не менее важную роль в формировании нового качества жизни человека играет культурная среда, на содержание которой влияет множество факторов. Наш край по праву может считаться одним из центров многонациональной культуры России. Признанной площадкой для проведения культурных форумов самого высокого уровня. Однако мы должны сосредоточиться не на отдельных мероприятиях и показателях, а на системном формировании культурного пространства региона.

Я говорю здесь, в том числе, и об улучшении внешнего облика наших домов, состояния подъездов, дворов, улиц, дорог. О развитии социальной инфраструктуры на селе. Мы формируем культурно-жизненную среду наших городов и посёлков, исходя из наших возможностей и ресурсов. Но затем эта среда сама формирует нас. И если она ветшает и не развивается десятилетиями, то это негативно сказывается на людях, особенно молодом поколении.

К сожалению, наши города и села всё ещё недостаточно «дружелюбны» к человеку. В них преобладает техногенное «давление», но мало уюта и естественной красоты, мест для семейного отдыха, проведения культурного досуга. Зачастую вся культурная жизнь, особенно в малых населенных пунктах, сводится к дискотекам, формальным мероприятиям. Это приводит к пустому времяпровождению, чреватому социальными рисками и конфликтами.

Чрезвычайно слаба материальная база районных учреждений культуры. По этой причине в них порой угасают народные коллективы, самодеятельные театры, оркестры. Задача муниципалитетов – возродить эту работу, не допускать увядания  ростков культуры на местах. У нас есть положительные примеры, когда главы районов и хозяйств на заработанные по итогам уборки урожая средства покупают, наряду с сельхозтехникой, комплекты музыкальных инструментов, концертные костюмы для коллективов районного Дома культуры. Приглашают в них из городов грамотных специалистов, предлагая добротное жилье и хорошую заработную плату. В таких районах и экономика на плаву, и культурная жизнь яркая, насыщенная. Молодежь из них не торопится уезжать.

Важным вопросом является повышение зарплаты работников сферы культуры. Перед нами стоит задача – довести к 2018 году заработную плату работников культуры до средней в экономике, то есть за 5 лет фактически удвоить её. И эту задачу мы поэтапно начнем решать уже со следующего года. Будем работать и в части обеспечения работников культуры жильём. Предлагаю выделить на софинансирование в приобретении для них квартир в 2013 году не менее 50 млн. рублей и сделать эту практику ежегодной.

Необходимо продолжить укрепление материальной базы учреждений культуры, ремонт зданий, закупку сценического оборудования. Значительные средства будут направлены на современное оснащение уфимских сценических площадок – Дворца культуры  «Нефтяник», Конгресс-холла, Башкирского государственного театра оперы и балета. Планируется масштабная реконструкция комплекса Башкирского художественного музея имени Михаила Нестерова, а также проектирование и строительство нового здания Башкирского государственного театра кукол. Необходимо продолжить работу по модернизации районных дворцов культуры, городских и сельских клубов.

В планах нашей работы зачастую можно встретить подготовку различных концепций и доктрин. Считаю, нужно заниматься больше не теорией, а реальной практикой. Делать упор на разработке и реализации востребованных программ с четко прописанными задачами, сроками, ресурсами и критериями реализации. Это касается и культуры.

Поручаю министерству культуры Республики Башкортостан подготовить программу по обеспечению новыми, качественными инструментами детских музыкальных школ. Например, у нас в республике всего несколько профессиональных роялей ведущей фирмы «Стейнвей», хотя в Китае сегодня они есть чуть ли не в каждом музыкальном учебном заведении. Как результат, сегодня китайская молодежь занимает призовые места не только в спорте, но и на престижных музыкальных конкурсах. Как можно вырастить виртуозов, если наши юные музыканты осваивают технику игры на старых, отвратительного качества музыкальных инструментах?

Беспокоит падение профессионального уровня и творческой активности наших ведущих государственных театров, филармоний и даже именитых ансамблей. Я не вижу былого творческого горения во многих коллективах, стремления достичь новых горизонтов в искусстве. Республика перестала участвовать в престижных театральных конкурсах уровня «Золотой маски», проводить у себя масштабные международные музыкальные форумы.

Сегодня нужно внедрять новые формы театральной и концертной деятельности, развивать авторские направления. Например, ко мне обратились известные люди с идеей создания в республике театрализованного конного шоу, основанного на традициях башкирского народа, которым можно радовать наших гостей, показывать его в других регионах.

Нужно создавать оригинальные имиджевые спектакли, рок-оперы, мюзиклы, другие современные крупные формы, сделанные на хорошем техническом уровне, которые смогут позиционировать сценическое искусство республики на самых престижных всероссийских и международных конкурсах. Предлагаю выделять, начиная со следующего года, на конкурсной основе ежегодно по 100 млн. рублей на 10-15 таких спектаклей или концертных программ. Ярких, зрелищных, использующих современный язык культуры. Например, масштабных костюмированных представлений, показывающих всю многовековую историю народов Башкортостана. Иначе мы так и будем жить старым, прежде наработанным культурным багажом.

Наша литература, музыка и другие достижения культуры пока недостаточно представлены в мировой сети. Рекомендую всем творческим союзам, библиотекам и другим организациям провести системную работу – оцифровать и выложить в глобальную сеть лучшие произведения классиков башкирской литературы, музыки и изобразительного искусства.

Республике необходимо продвигать в сети свои историко-культурные бренды, например, знаменитую Капову пещеру с древнейшей на земле живописью времен палеолита. Сегодня по заказу заповедника «Шульган-Таш» подготовлен и выложен в сеть первый и самый большой в мире виртуальный тур по этой уникальной пещере. Предлагаю продублировать текстовое сопровождение экскурсии на нескольких языках, в том числе и на башкирском. Чтобы педагоги не только республики и других регионов России, но и других стран могли использовать эти материалы в качестве учебного пособия. Это не потребует больших расходов, но произведет огромный воспитательный эффект.

В задачи насыщения культурной среды также входят сохранность памятников культуры, историко-культурных зон. В городах и сёлах многие памятники, в частности, деревянной архитектуры, попросту снесены. Считаю, что массовое строительство в исторических центрах наших городов нужно ограничить. Необходимо сохранять и реконструировать оставшиеся раритеты для будущих поколений. Пример, достойный подражания – обновление в этом году в Уфе «Софьюшкиной аллеи», которая уже стала одним из любимых мест для горожан. Нужно и дальше развивать культурную тему по творческому наследию наших великих земляков Сергея Аксакова, Михаила Нестерова, Рудольфа Нуреева, организовать музейно-экскурсионные маршруты.

К сожалению, в последние годы архитектурный ландшафт наших городов менялся хаотично. Точечные застройки вовсе не подчеркивают неповторимость городских территорий. Мы должны создавать новые архитектурно-ландшафтные зоны. Необходимо задействовать новые технологии, смелые оригинальные решения для моделирования целостного облика урбанизированных пространств.

Города украшают не только красивые здания, но и правильно организованные праздники, фестивали, которые становятся доброй традицией. В этом году в Уфе дважды организовывался пешеходный «Арбат». Проведены фестиваль «Молочная страна», праздник меда, авиационно-спортивное шоу. Такие или аналогичные праздники прошли и в других городах – Стерлитамаке, Салавате, Бирске, Белебее, Октябрьском. Они очень нужны людям, но нужно серьезно и профессионально подходить к их организации. Всю эту большую работу по развитию культурной среды необходимо рассматривать как важную часть государственных инвестиций в развитие человека.

Уважаемые депутаты!

Повышение качества жизни людей требует придать новую динамику работе властных структур с опорой на принципы «умного» общества. Эти подходы предусматривают дальнейшее повышение открытости органов власти, внедрение информационных технологий в процесс государственного управления. В конечном итоге – формирование эффективной управленческой среды.

Нам нужна успешная законодательная власть. В моём понимании эффективный парламент – это орган народовластия и, одновременно, создания правовых основ повышения качества жизни людей, центр по выработке взвешенных решений, учитывающих интересы всего общества. С этой целью при каждом из его комитетов желательно формировать общественные группы экспертов.

В сентябре будущего года состоятся выборы депутатов Государственного Собрания – Курултая республики пятого созыва. Теперь у нашего избирателя есть широкий выбор – на сегодняшний день в республике зарегистрировано более 20 политических партий. И такое многообразие политического спектра можно только приветствовать. Возможно, не все партии-новички сумеют получить у избирателей депутатские мандаты. Тем не менее, их голос должен быть услышан. Рассчитываю, что наш парламент станет, в том числе эффективной дискуссионной площадкой для конструктивного обсуждения и принятия законопроектов, реально «работающих» на повышение благополучия жителей республики.

Формирование эффективной управленческой среды невозможно представить без современной исполнительной власти.  За последние два года власть стала более открытой, начала оперативнее реагировать на запросы  граждан. Вместе с тем, мой призыв быть более доступными для людей, обеспечивать неформальное общение с людьми посредством информационных технологий принят пока не всеми руководителями. Подчеркиваю, открытость власти любого уровня, прозрачность её деятельности – это не кампанейщина, а один из ведущих принципов нашей ежедневной работы.

Несмотря на то, что численность сотрудников органов власти в республике – одна из самых низких в стране, по этому показателю мы занимаем почётное 78-ое место, вопрос оптимизации численности государственных служащих и для нас остаётся острым. Всего в министерствах и ведомствах республики трудятся около 7 тыс. человек. Это большая армия и, соответственно, большие расходы. Поэтому в следующем году нам предстоит сократить численность аппарата управления в республике еще на 10% и стабилизировать его на уровне 6-6,5 тыс. государственных служащих.

Мы создадим в республике предусмотренный федеральным законодательством механизм обязательной ротации кадров. Мировая практика показывает, что есть эффективные способы поиска и отбора специалистов, стимулирования их профессионального роста и кадрового продвижения.

В зоне особого внимания будут находиться вопросы подготовки и дополнительного образования кадров. Каждый чиновник раз в год в обязательном порядке должен будет проходить курс повышения квалификации без отрыва от производства.

На сегодняшний день в Башкортостане принята Концепция кадровой политики в системе государственных органов и органов местного самоуправления. Принципиально важно разработать систему оценки эффективности гражданского и муниципального служащего, сформулировать критерии отбора, механизмы продвижения кадров.

Уже сегодня нами создается Республиканский центр кадрового тестирования для отбора лучших специалистов, претендующих на включение в резерв управленческих кадров и кадровый резерв государственных органов.

Не будем забывать, что некоторые незаконные практики кадрового протекционизма также являются разновидностью коррупции. Вместе с тем, надо понимать, что одними карательными и запретительными мерами коррупцию нам не победить. Кадры изначально нужно готовить с установкой на неукоснительное соблюдение этики государственного служащего. Будущие чиновники должны понять, что выбранный ими путь – это не разновидность бизнеса и даже не просто работа по найму, а осознанное служение народу и государству.

Уважаемые депутаты!

Рассматривая вопросы социального развития республики, мы не должны упускать из виду проблемы экономики. Без ее крепкого фундамента все наши намерения повысить качество жизни людей останутся «маниловщиной». В условиях острой глобальной конкуренции наш единственно возможный выбор – «умная», наукоемкая, высокотехнологичная экономика. Поэтому наш следующий приоритет – формирование современной экономической среды.

На сегодняшний день определяющий для нас вопрос – как  переформатировать нашу экономику для работы в новых условиях, в частности, по правилам Всемирной торговой организации? Некоторые эксперты серьёзно озабочены перспективами нашей промышленности и сельского хозяйства в условиях глобальной конкуренции при сокращении масштабов прямой государственной поддержки.

Надо признать, что для таких опасений есть основания. Биопродуктивность наших почв уступает качеству угодий в ряде стран. Два-три урожая в год мы получить не можем. Организация промышленного производства у нас обходится дороже, чем в Китае или Юго-Восточной Азии. Всё это неизбежно влияет на рост себестоимости конечной продукции, нашу конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. В этой ситуации необходим поиск нестандартных вариантов решений.

Властным структурам совместно с научными организациями предстоит разработать прогнозную модель функционирования региональной экономики в новых условиях. Определить те отрасли, которые находятся в зоне повышенного риска, вести их систематический мониторинг. Выработать  направления перспективного развития. Поручаю министерству экономического развития республики представить обоснованный перечень мер по смягчению негативных последствий вступления в ВТО.

Министерству сельского хозяйства, Госкомитету по торговле и защите прав потребителей республики поручаю разработать эффективную программу действий по защите республиканского агропромышленного комплекса. На сегодняшний день стоимость, которую платит конечный потребитель сельхозпродукции в магазине, в два, а то и в три с лишним раза превосходит цену товаропроизводителя. Нужно лишить спекулянтов такой возможности, обеспечить представленность в магазинах нашей продукции по справедливым ценам.

В связи с этим, особое внимание должно быть уделено развитию кооперации в сфере реализации аграрной продукции. К примеру, в Дании доля кооперативов на рынке молока составляет 96%, в Германии – 65%, тогда как у нас этот важнейший рыночный институт совершенно не развит.

Правительство республики и профильные министерства должны овладеть технологиями государственного регулирования экономики в условиях рынка, вывести его теневой сегмент на свет. Например, мы до сих пор слабо используем технологии закупочных и товарных интервенций. Закупки для государственных и муниципальных нужд должны производиться с учётом интересов отечественного производителя.

В то же время участие государства в экономике должно быть максимально эффективным. Министерству сельского хозяйства необходимо произвести плановые расчёты, определить лучший вариант распределения дотаций государственных субсидий между тремя так называемыми «корзинами» ВТО.

Мировой рынок экологически чистого продовольствия составляет около 70 млрд. долларов, а по прогнозам Международной продовольственной ассоциации в ближайшие 10 лет увеличится до 210 млрд., то есть в три раза. Россия на этом рынке практически не представлена. Думаю, что у нашей республики есть шанс исправить эту ситуацию.

До того, как правила ВТО заработают в стране в полном объёме, пройдёт около четырёх лет. Мы должны воспользоваться этим переходным периодом, чтобы подготовить нашу промышленность и агропромышленный комплекс, завершить республиканскую программу «500 ферм». Необходимо запускать другие программы модернизации аграрного сектора, в частности, создать сеть селекционных площадок, объединяющих науку и бизнес.

Ключевое звено мер по переформатированию нашей экономики – это её перевод на инновационные рельсы. К сожалению, по новым высокотехнологичным разработкам мы ещё отстаём от лидеров-регионов, стартовавших в этом направлении ещё в середине «нулевых».

В течение 80 лет нефтяная промышленность была нашей «визитной карточкой», почти единственной опорой экономического роста. Сегодня, когда сырьевая модель развития практически полностью себя исчерпала, нам необходимо создавать новые «умные» наукоемкие структуры более высокого технологического уклада. Развитие машиностроения, фармакологии, современной химии, радиоэлектроники – вот наши новые ориентиры. 

Инновации – это также новые виды транспорта. Транспортная перегруженность столицы республики требует поиска более экономичных и эффективных решений, таких как «метробус» или скоростной трамвай. Администрации Уфы необходимо глубоко проанализировать и выбрать оптимальный проект. Пришло время благоустройства столицы республики в соответствии с современными критериями.

Особое внимание нужно обратить на нашу инвестиционную политику. Я прошу депутатов Государственной Думы от республики активнее позиционировать Башкортостан в качестве перспективной площадки для реализации общероссийских экономических проектов. Необходимо усилить взаимодействие с федеральными структурами для привлечения отечественного инвестора.

У нас уже есть примеры таких успешных проектов. В их числе – строительство автомобильной дороги «Бавлы-Кумертау», которая станет частью международного транспортного коридора «Европа-Западный Китай»; создание совместного нефтехимического кластера с компанией «Газпром» на базе площадки «Газпром нефтехим Салавата»; формирование технопарка «Химтерра» в Благовещенске. Большое значение мы придаем реализации крупных и крупнейших инвестпроектов с компаниями «Кроношпан»,  «Уралвагонзавод», «Башнефть» в области лесопереработки, машиностроения, химии.

Активную инвестиционную политику должны проводить и муниципальные образования. Главам муниципалитетов необходимы помощники по вопросам инвестиций. В связи с этим в кратчайшие сроки нужно определиться с кандидатурами уполномоченных по инвестиционной политике. Они должны выступать связующим звеном между бизнесом и властью на муниципальном уровне.

Надо сказать, что по объёму инвестиций республика занимает уже третье место по Приволжскому федеральному округу, уступая лишь Нижнему Новгороду и Татарстану, еще недавно мы занимали 6-7 место. Мы ожидаем в этом году рост инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлым со 185 млрд. до 250 млрд. рублей – то есть более чем на 25%.

Вместе с тем, у нас далеко не идеальная ситуация с иностранными инвестициями. По итогам прошлого года в экономику республики привлечено чуть более 300 млн. долларов инвестиций, что составляет лишь около 62% от уровня 2010 года. Причём наибольший удельный вес в их структуре – почти две трети – это торговые и прочие кредиты. В связи с этим хочу спросить – выдавая торговые кредиты за инвестиции, кого мы пытаемся обмануть? Только самих себя.

Нужно оставить практику манипуляций со статистикой и продолжать активный поиск крупных инвесторов. Причём не только в Евросоюзе и США, но и государствах Арабского Востока, в Индокитае. Уже сегодня интерес к республике проявляют крупные китайские, японские и корейские корпорации. В 2015 году мы должны не только достойно принять саммиты Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС в Уфе, но и использовать их как площадки для расширения контактов с потенциальными деловыми партнёрами. К этим событиям нам нужен пакет подготовленных решений, результаты проведенных переговоров, чтобы на саммите мы могли подписать с нашими новыми партнерами долгосрочные соглашения.

Уважаемые коллеги!

Современное информационное общество не может функционировать в условиях социального неравенства. Достойная жизнь – конституционное право всех людей. Поэтому формирование справедливой социальной среды – ещё один наш важный приоритет. На качество жизни влияет много факторов – от экологии до образования, однако главный из них – это уровень доходов граждан. В этом году впервые за последние годы динамика роста заработной платы в республике превысила средний по стране уровень.

К сожалению, в последнее десятилетие разрыв в доходах между 20% самых богатых и 20% самых бедных жителей республики непрерывно увеличивался. К 2009 году он превысил десятикратное значение. И только в 2010 году нам удалось не только остановить, но и повернуть вспять эту угрожающую динамику. Тогда этот показатель сократился до 9,7, а в прошлом году – до 9,6 раз. Но этого явно недостаточно, расслоение в обществе необходимо уменьшать. Нам нужно создавать современные хорошо оплачиваемые рабочие места, стимулировать предприимчивость активной части населения.

Главную угрозу социальному благополучию несёт безработица. Она порождает множество проблем, самые болезненные из которых – рост преступности, насилия, конфликты в семье, потеря у людей перспективы в жизни. По итогам прошлого года уровень общей безработицы по методологии Международной организации труда в регионе составил 7,7%. В январе-сентябре нынешнего года – 6,6%. Это уже лучше, но пока недостаточно.

Остро проблема занятости стоит перед жителями малых городов и сельских районов. По уровню безработицы среди регионов мы занимаем 50-е место. Вступление России во Всемирную Торговую Организацию ещё больше осложнит положение. В связи с этим Правительству республики необходимо подготовить план по улучшению ситуации на рынке труда.

Жилищный вопрос – крайне болезненный для нашего региона. Мы – передовики по вводу жилья, но одновременно находимся в группе середняков по уровню обеспеченности им на душу населения. Республика испытывает острый дефицит жилья эконом-класса. Цены на рынке недвижимости – необоснованно высокие. Только в этом году на первичном рынке они выросли более чем на 10%. Нам известно, что рыночная стоимость квадратного метра существенно превосходит его реальную себестоимость. И дело здесь не только в рыночной конъюнктуре, а в так называемых «непроизводственных расходах», а порой и в коррупции.

Поручаю ведомствам республики разработать план снижения себестоимости жилья. Это, в первую очередь, касается Уфы, Стерлитамака и других городов. Нужно на новых территориях развивать строительство и многоэтажного, и малоэтажного жилья с использованием современных дешёвых технологий. Понятно, что никто, кроме государства, не возьмёт на себя инфраструктурное обустройство новых строительных площадок. В будущем следует увеличить количество предоставляемых участков Фонду строительства социального жилья, который должен обеспечивать реальные цены на жилье с учетом доходов людей. Государственное и муниципальное регулирование строительной сферы должно быть прозрачным и справедливым.

Не могу не затронуть ещё одну важную социальную проблему. Это демографическая ситуация. Сбережение населения – главный девиз нашей работы. Повышение рождаемости, снижение смертности, проведение разумной миграционной политики, обеспечивающей приток населения в республику – вот три главных инструмента нашей демографической политики. Надо сказать, с 2008 года рождаемость в республике выросла на 7,5%, а смертность снизилась на 4,5%. В результате наблюдается небольшой естественный прирост населения. Но этот всплеск рождаемости был эхом «бэби-бума» середины 80-ых и в ближайшие годы спад практически неизбежен. Важно повысить эффективность государственной семейной политики. Я говорил об этом недавно на Совете Республики по вопросам развития здравоохранения. Необходима последовательная работа по поддержке института семьи, пропаганде семейных ценностей и здорового образа жизни.

Уважаемые депутаты!

«Умное общество» не построить руками неподготовленных людей. И проблема здесь не в продвижении отдельных наиболее эффективных школ и вузов. Наш приоритет – комплексное формирование целостной креативной интеллектуальной среды. Работа всей системы образования должна быть ориентирована на воспитание личности, владеющей на высоком уровне базовыми социальными и профессиональными компетенциями, готовой к самосовершенствованию, овладению новыми профессиями.

Между тем, на рынке труда всё острее ощущается дефицит высококвалифицированных рабочих, аграриев, инженеров. Но сами собой они не появятся. Тем более что ежегодно от 4 до 6 тыс. выпускников школ – то есть почти четверть от их общего числа – уезжают учиться за пределы республики.

Для нас важно заложить в сознании молодежи тягу к творчеству, расширять их жизненные горизонты, формировать у них культ знаний. У общества, которое растит одних потребителей, нет будущего. Воспитывать творцов и изобретателей – вот наша задача. Поэтому предлагаю объявить конкурс на организацию и создание республиканского «Парка будущего». Такие парки уже действуют в Сингапуре, Токио и Пекине. Пусть наш будет немного скромнее, но дети увидят там свой завтрашний день – «умные» дома, построенные из экономичных материалов, новые виды транспорта, макеты машин и энергоустановок, 3D-тренажеры. Чтобы они могли поуправлять космическим кораблем, самолетом или подводной лодкой. К реализации этой темы пусть подключится заинтересованный бизнес. Всё это поможет развитию инновационного мышления, научит нашу молодёжь дерзко мечтать.

Переход к электронному образованию предполагает создание современной образовательно-информационной среды. Здесь необходимо ориентироваться  на международный опыт, к примеру, Кореи, где люди получают кибер-образование в режиме «онлайн» в домашних условиях. Нужно изучить опыт Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов-лидеров в этой сфере. По оценкам международных экспертов, электронное обучение гораздо менее затратно по сравнению с очным, вне зависимости от числа обучающихся.

На сегодняшний день все наши школы, где имеются компьютерные классы, подключены к сети Интернет. В школах установлено около 56 тыс. компьютеров. В расчете на тысячу школьников у нас приходится 130 компьютеров. Это больше, чем в среднем по России, Приволжскому федеральному округу, но меньше, чем в наиболее продвинутых регионах. Сегодня, когда развитые страны пришли к модели «один ученик – один компьютер», мы должны продолжать активно работать над созданием сетевой среды в образовании. Все общеобразовательные учреждения у нас подключены к сети Интернет. Однако электронное обучение организовано только в 61-ой базовой школе. Фактически дистанционно в школах у нас сегодня обучаются пока только дети с ограниченными возможностями здоровья и то не все.

Следует более активно внедрять электронное обучение и на уровне учреждений профобразования, не ограничиваясь только электронными учебниками, разработкой отдельных курсов. Эта работа должны быть системной и целенаправленной. Можно дистанционно обучать детей в малокомплектных школах. В этом случае мы сможем практически полностью ликвидировать неэффективные расходы и обеспечивать необходимое качество образования. В вузах – организовать учебные курсы для обучения студентов, переподготовки и повышения квалификации работников организаций, граждан.

Необходимо создать на территории республики  консорциум «Башкирский электронный университет» с участием вузов, научных, общественных организаций, IT-компаний. Большое значение мы придаем организации республиканского банка электронных научных, научно-технических и образовательных ресурсов. Поручаю республиканскому агентству по информационным технологиям создать государственное бюджетное учреждение «Электронное образование» и развернуть его деятельность в 2013 году.

Обращаю внимание на важность серьёзной модернизации вузовской системы. Надо активнее работать с министерством образования и науки России по всем направлениям. Вот уже несколько лет ни один из наших университетов не может получить статуса федерального или национально-исследовательского. А по результатам федерального мониторинга эффективности деятельности ряд вузов и филиалов показали целый ряд признаков неэффективности. Это серьезный повод задуматься о состоянии нашей высшей школы и принять необходимые меры по её оздоровлению.

Мы пока не в полной мере задействовали интеллектуальный потенциал наших учёных. В первую очередь, в стратегическом планировании и управлении.  У нас должны появиться собственные «фабрики мысли», то есть общественные научно-исследовательские организации, способные дать государству новые идеи, просчитать последствия принимаемых управленческих решений.

Объектом особого внимания и поддержки должны стать талантливые молодые ученые. Скажем прямо, на сегодняшний день мы не можем предоставить многим из них по-настоящему творческую работу с высоким уровнем оплаты труда. Выход видится в создании республиканских IT-парков. В том числе мы намерены создать собственную экспортную  информационную индустрию. Всё это потребует инвестиций. Вместе с тем, регион будет двигаться по пути развития «умной», наукоемкой экономики, а молодёжь получит социальные лифты для бизнеса и карьерного роста.

Уважаемые депутаты!

Важный маркер современного общества – эффективная обратная связь государства с гражданами и их объединениями. Наш приоритет – дальнейшее развитие гражданско-демократической среды. Умение слушать и слышать людей, принимать решения исходя из их интересов – важный признак профессионализма, по которому мы также будем оценивать эффективность деятельности управленцев.

За последние два года в республике многое сделано для того, чтобы нацелить власти всех уровней открыто работать с гражданами и их объединениями. Ряд руководителей общаются с ними посредством своих интернет-сайтов, участвуют в теле- и радиопередачах, выступают в печати. Налажен постоянный диалог с институтами гражданского общества. Результаты такой работы обнадеживают. Вместе с тем, государству предстоит сделать ещё более динамичные шаги навстречу гражданскому обществу. Дать возможность общественным объединениям участвовать в решении жизненно важных вопросов. Уже сегодня передовые страны мира переходят к модели недирективного управления.

Сегодня государство отказывается от жёсткого администрирования в пользу гибкой системы оказания публичных услуг. Некоторые из них могут быть переданы на длительный контракт в негосударственный сектор.

За последние несколько лет в республике многое сделано для организации работы регионального электронного правительства. Заметно улучшилась архитектура официальных интернет-сайтов. Современные технологии избавляют человека от необходимости терять время в казённых учреждениях. Теперь у гражданина есть возможность обратиться за получением государственных услуг по сети Интернет.

Институт электронного правительства должен находиться в режиме постоянного саморазвития. И на смену ему уже идут технологии электронного управления. Эта информационная платформа позволит не только обеспечить открытость власти и доступность государственных услуг. Например, в следующем году у нас заработает программа «Открытая республика», которая даст нашим людям возможность участвовать в государственном управлении.

Благодаря платформе «Открытая республика» инициативные общественники смогут довести до власти свои проекты и предложения, мнения своих групп единомышленников. Есть уверенность,  что благодаря этому проекту мы сумеем создать банк данных и механизм отбора молодых профессионалов, носителей креативных идей для включения в резерв управленческих кадров республики. Таким образом, мы выйдем на принципиально новый уровень взаимодействия государства с институтами гражданского общества – уровень так называемой «электронной демократии».

Важным партнёром государства во взаимодействии с гражданским обществом региона является Общественная палата Республики Башкортостан. За четыре года своей работы эта организация выдвинула комплекс законодательных инициатив, стала дискуссионной площадкой для диалога различных неформальных организаций.

В скором будущем функции Общественной палаты ещё более расширятся. В перспективе заработает интернет-портал, на котором каждое общественное объединение республики получит возможность открыть собственную страничку. В связи с этим, прошу депутатов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан принять необходимые поправки к закону «Об Общественной палате Республики Башкортостан». В будущем году будет сформирована Общественная палата «третьего созыва». Не сомневаюсь, что в неё войдут самые достойные общественники, которые с честью справятся с возложенными на них задачами.

Особое внимание необходимо уделить вопросам развития местного самоуправления. По инерции многие граждане и даже должностные лица продолжают ошибочно считать их продолжением государственного аппарата. Финансовая зависимость муниципалитетов от государства – признак незавершённости реформы местного самоуправления. Мы должны уходить от этого. Здесь предстоит большая совместная работа по разграничению полномочий. Нам всем ещё только предстоит научиться видеть в муниципалитетах реальный институт народного самоуправления и элемент гражданского общества. Согласно Конституции России, местное самоуправление отделено от государства. Граждане имеют законное право самостоятельно решать вопросы местного значения. Вместе с тем, как Президент Башкортостана, не могу допустить, чтобы власть в каком-либо муниципалитете подчинил себе криминал или сомнительные дельцы, попирающие законные интересы граждан. Поэтому за главой республики остаётся право привлекать к дисциплинарной или иной ответственности руководителей территориальных органов власти, которые не справляются со своими обязанностями.

Один из главных критериев оценки эффективности нашей работы – это степень доверия граждан. Властям всех уровней необходимо в обязательном порядке учитывать общественное мнение при принятии административных управленческих решений.

Уважаемые депутаты!

Удерживаться на уровне среднероссийских социально-экономических показателей – для нас уже пройденный этап. Наша цель – войти в число регионов-лидеров. Ведь негласное состязание между субъектами федерации в социально-экономической и политической сфере объективно существует. Но для этого Башкортостан должен стать полноценным участником процессов модернизации, идущих в стране. Не стоит «надувать щёки», вводить себя и жителей республики в заблуждение,  создавать миражи наших успехов, выдавая мнимое за реальное. Следует ускорить темпы работы, чтобы достичь реальных результатов.

Наша миссия – не только добиваться роста качества жизни, но и реализовать идею рыночного воспитания нашего общества. Это означает необходимость внушения людям веры в собственные силы, убедить их отказаться от бездумного иждивенчества,  патернализма, когда надежда на государство сковывает личную инициативу и энергию.

Экономические вызовы и политические риски – неизбежные спутники любого развития. Нашей константой останется сохранение межнационального и социального мира, согласия на основе справедливого баланса интересов всех слоёв общества. Вместе с тем, никаких компромиссов в борьбе с коррупционерами и экстремистами в республике нет и не будет! Наше гражданское общество не пропустит их во власть, а борьба с ними будет вестись серьёзно и последовательно.

И в этом с нами солидарны известные деятели, в том числе религиозные, верующая молодежь, с которыми мы неоднократно встречались, разъясняли позицию власти в этих ответственных вопросах.

Конечно, у Башкортостана – немало проблем, но есть и хорошие шансы проявить лучшие качества и богатый потенциал наших людей. И здесь оптимизм, трудолюбие и талант жителей республики – главный её ресурс.

Наша задача – обеспечить каждому из них достойную жизнь сегодня, а также хорошие перспективы в завтрашнем дне. Сплотимся вокруг этой высокой цели, уважаемые коллеги!

Спасибо за внимание.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт



Назад в раздел