Обычный вид

Новости

31.10.2012 18:37:37

Рустэм Хамитов выступил на Всероссийской конференции «Федеральная контрактная система – основа развития конкурентной России»

31 октября в Конгресс-холле Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на открытии Всероссийской научно-практической конференции «Федеральная контрактная система – основа развития конкурентной России». В работе пленарного заседания форума приняли участие Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, представители федеральных и региональных органов власти, общественных и научных организаций. На конференции обсуждались вопросы формирования федеральной контрактной системы, международный и российский опыт реформирования системы государственного заказа.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Уважаемый Сергей Вадимович! Уважаемые друзья, коллеги! Добрый день!

Я приветствую всех участников конференции здесь, на гостеприимной земле нашей республики. Выражаю особую благодарность соорганизаторам – Счетной палате Российской Федерации – за поддержку в подготовке этого очень важного, актуального мероприятия.

Наша конференция стала логическим продолжением той большой работы, которую мы проводим со Счетной палатой России с 2010 года. Нам необходимо знать все сильные и слабые стороны нашей экономики и финансовой системы, скрытые резервы для повышения их эффективности. Принципиально важно, чтобы экономические процессы в республике протекали прозрачно. Чтобы на всех уровнях управленческой системы велась честная и добросовестная работа. И значительную помощь в этом нам оказывают контрольно-счетные органы.

В прошлом году была сформирована совместная рабочая группа Счетной палаты России и Правительства республики. Перед ней была поставлена задача – разработать информационно-технологический макет интегрированной контрактной системы республики. Сейчас на основе проведенной исследовательской работы рабочая группа реализует пилотные проекты по разработке грамотно структурированной базы этой системы.

Уважаемые коллеги!

Сегодня для всех стало очевидным, что действующий федеральный закон №94-ФЗ, эти цифры знают уже не только те, кто занимается закупками, так этот закон, на мой взгляд, и на взгляд специалистов, исчерпал свои возможности. Основная его цель – экономия бюджетных средств любой ценой, не побоюсь сказать, оказалась идеологически ошибочной. Это все равно, что принимать на работу человека по уровню требований к заработной плате, которые он предъявляет. Иванов говорит: «Иду работать за 10 тысяч». Смирнов говорит: «Буду работать за 5 тысяч». Сидоров: «Буду работать за тысячу рублей». Если нанять на работу Сидорова за тысячу рублей, будет понятно, что наработает этот Сидоров в конечном итоге. Нельзя определять контрагентов только по ценовому критерию. От этого страдает качество рыночных процессов, снижается результативность исполнения договорных обязательств. Не достигается основная цель контрактных отношений – полная и эффективная реализация интересов государства путем приобретения от лучшего поставщика и исполнителя качественных товаров и работ в установленные сроки.

Действующие сегодня механизмы создают серьезные сложности добросовестным предпринимателям, ориентированным на рынок государственных закупок. «Разворачивают» этих людей в корпоративный сектор, где бизнес уже давно применяет более эффективные инструменты управления закупочной деятельностью. В этой конкурентной борьбе проигрывают не только эти предприниматели, но и государство в целом.

Сегодня необходимо работать, ориентируясь не на формальные отчеты о проведении закупок или освоенные суммы бюджетных средств, а на конечные результаты. Это главное. Обеспечивая персональную ответственность и максимальную отдачу от каждого бюджетного рубля. Это веление времени.

Поэтому многие регионы – и Башкортостан в их числе – поддержали инициативу Минэкономразвития России, Счетной Палаты о создании Федеральной контрактной системы. Накопленный в регионах опыт по выработке собственных подходов и инструментария в этой сфере имеет огромную ценность. И им нужно делиться, его нужно обсуждать. Уверен, что наш всероссийский форум станет авторитетной, эффективной дискуссионной площадкой по этой важнейшей теме.

Рекомендации нашей конференции должны оказать помощь депутатам Госдумы Российской Федерации, которые тоже принимают участие, при подготовке окончательной его редакции. Для того чтобы этот документ был сбалансированным и эффективно работающим.

Я желаю всем успехов, хорошей работы! Спасибо большое.

Выступление Сергея Степашина:

Уважаемый Рустэм Закиевич!

Мы сегодня проводим Всероссийскую научно-практическую конференцию в таком формате и с такой темой впервые. Тема чрезвычайно актуальная. Посвящена она становлению в нашей стране федеральной контрактной системы как основы развития конкурентоспособности нашей страны. Участие в ее подготовке принимали различные министерства и ведомства, депутаты Государственной Думы, Правительство. Я признателен тем, кто готовил сегодняшнее мероприятие. В первую очередь, руководству республики не только за организацию и подготовку. Уфа умеет готовить масштабные мероприятия любого характера и содержания. Может быть, забегая несколько вперед, я хотел бы сказать, мы приняли совместное решение выбрать Башкирию как пилотный регион по реализации федеральной контрактной системы. Думаю, республика заслужила это право.

Анализ стоящих перед нами проблем и лучшие мировые практики свидетельствуют о ключевом значении национально-контрактных систем для обеспечения конкурентной способности, что и подтверждает актуальность темы сегодняшней конференции и количество участников. Радикальные изменения внешних и внутренних условий нашей страны остро ставят вопросы эффективности государственного управления в целом. Международное сопоставление свидетельствует о невысокой, а можно и откровенно сказать низкой конкурентоспособности и сбалансированности, которая сложилась у нас в рамках системы управления. Международное сопоставление как раз это и подтверждает, поэтому глава государства требует радикальной модернизации всей государственной машины, включая перезагрузку моделей развития от диверсификации ключевых активов к интеграции потенциалов развития. Основные приоритеты и направления модернизации отражены в предвыборных статьях и последующих решениях Президента страны, которые были оформлены в качестве указов в мае уходящего года.

Миссия органов исполнительной власти всех уровней состоит в адекватном восприятии поставленных целей и эффективной трансляции мер по их реализации. Задачи Счетной палаты, в данном случае я представляю этот орган России, как органа внешнего контроля, является оценка эффективности распоряжений исполнительной властью активов государства для приращивания национальных богатств, как интегрального целевого эффекта социально-экономического развития нашей страны. В этом плане конкурентоспособность России, региона или отрасли не является самоцелью, а лишь одним из критериев в соответствии с которым оценивается показатель или рейтинги успешности безопасного и устойчивого развития. Пока министерства и ведомства остаются погруженными в дискуссии о возможностях, ресурсах и способах реализации поставленных Президентом задач, руководство страны, в первую очередь это относится к главе государства, предприняло кардинально институциональные меры по продвижению поставленных целей. Что имеется ввиду? Конечно, в первую очередь, инициатива Владимира Владимировича Путина по внесению в Государственную Думу системообразующих документов. Это законопроект о Федеральной контрактной системе, о государственном оборонном заказе и о государственном стратегическом планировании. Очень важно, что они были внесены единым пакетом, и их разрывать, в сущности, просто нельзя.

Сам факт того, что глава государства прервал бесконечные дискуссии в исполнительной власти и рекомендовал внести законопроекты для их доработки в Госдуму, свидетельствует об острой необходимости предполагаемых мер и вместе с тем серьезных рисках подмены государственной цели узковедомственными и корпоративными интересами. В этих условиях Федеральное Собрание сегодня может сыграть ключевую роль, потому что оно сейчас рассматривает эти законопроекты и те серьезные поправки, ко второму чтению, которые подготовлены многими институтами, в том числе Счетной палатой, переданы депутатам, потому что мы не являемся субъектом законодательной инициативы. И от того, в каком виде «вынесут» внесенные в Государственную Думу законопроекты, прямо зависит реализуемость объявленных Президентом целей.

К сожалению, как свидетельствует анализ хода и промежуточных результатов обсуждения законопроектов в Государственной Думе вместо закона о стратегировании, определяющего институциональную мерку развития, мы рискуем получить реестры федеральных, отраслевых и муниципальных стратегий и планов. Вместо закона, прогнозирующего отношение власти, бизнеса и общества при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, слегка расширили версию 94-ФЗ, о котором Президент Башкортостана совершенно справедливо отозвался, как о законе, который серьезно тормознул экономическое развитие нашей страны. Я не боюсь такого вывода, у нас для этого в Счетной палате основания есть. А вместо сбалансированного портфеля госпрограмм и механизмов синхронного управления их реализации – закостенелую бюджетную классификацию в виде реестров расходных обязательств. В результате уже наименование закона о стратегическом управлении социально-экономического развития было заменено на стратегическое планирование, которое является всего лишь одним из этапов управления.

В законе о Федеральной контрактной системе исчез обязательный этап прогнозирования, также исключены статьи и нормы, которые устанавливают полномочия по управлению и закладывают организационные основы контрактации, как системы. Это международная, мировая практика. Сквозной мониторинг, контроль и аудит разрывается на части и свертывается до отдельных фрагментов. Заявленный общественный контроль так и не получил своего предмета. Фактически, разрушен единый технологический цикл закупок, разорвана цепочка управления федеральной контрактной системы.

Чисто декларативным остается и принцип результативности. На этом фоне естественно расширяются основания к закупкам у единственного поставщика. Законопроект по-прежнему ничего не говорит о борьбе с коррупцией, уповая во всех содержательных вопросах на формальную конкуренцию. Также в проекте закона о гособоронзаказе, несмотря на требования Президента страны, отсутствует прогнозирование оборонных нужд, управление государственной программы вооружения, формируемой и управляемой программой приобретения в течение всего жизненного цикла. Имеются в виду системы вооружения и комплексный подход к управлению Вооруженными Силами в целом.

Проект новой редакции Бюджетного кодекса фактически исключает президентскую и парламентскую власть из контура стратегирования бюджетирования развития страны, оставляя Президенту и Парламенту лишь право санкционирования, формирования Правительством госпрограммы и бюджетов, мониторинг и контроль которых остается за исполнительной властью. Из редакции предлагаемых законопроектов тщательно исключается возможность внешнего государственного контроля стратегий, программ, контрактов уже на уровне понятий стратегичного проектного и контрактного аудита. Вопрос принципа: имеет ли право налогоплательщик видеть свои деньги до момента приобретения продукции, работы, услуг? Готова ли власть, бизнес, общество увидеть правду, как на кого реально работают бюджетные средства. Ответ в окончательной редакции законопроектов о гособоронзаказе и Федеральной контрактной системе.

Исполнительная власть, естественно, стремится институционально обеспечить себе монополию на формирование государственных, отраслевых и региональных стратегий, управление их реализации, а также самоконтроль и оценку их реализуемости и результативности. В результате мы рискуем получить крайне разбалансированную с точки зрения конституционных полномочий систему госуправления, способную выхолостить любые политические инициативы и установки высшего политического руководства нашей страны. Считаю, что выхолащивание институциональных преобразований прямо противоречит приоритетам экономической политики, о которых неоднократно говорил Президент страны. В частности, в его Послании прямо поставлена задача «осуществить переход от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные цели к контролю достижения целей социально-экономической политики. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление».

Очевидно, что принятие законов не является самоцелью. Каждый из законопроектов способен обеспечить значительные целевые эффекты за счет оптимизации проектов и программ, формирования ответственности за результаты контрактов, а также эффективного управления бюджетами. Уже сам выбор того, что вы планируете производить сами, а что закупать внутри и вне регионов и страны в целом, во многом определяет уклад жизни и социокультурной идентичности. При этом несоизмеримо больший эффект может обеспечить энергия предлагаемых институциональных преобразований. Речь идет о реализации возможностей синхронного управления портфелями проектов программ, контрактов и активов. Реализация предложенных главой государства законодательных инициатив открывает принципиально новые возможности для комплексной реализации целей государственной, отраслевой и региональной политики за счет институционального регулирования доступа к экономической и социальной деятельности всех слоев общества независимо от доминирующих финансовых, промышленных и медийных групп. И, безусловно, перепрыгнуть в два прыжка пропасть, которая отделяет нас от стран с развитыми контрактными системами, невозможно. Я имею в виду необходимость в этой ситуации отработки региональных, отраслевых пилотных проектов, которые способствовали формированию интегрированных систем управления социально-экономическим развитием в условиях одновременной реализации, предлагаемых законопроектом. Мы, в том числе и в Счетной палате, внимательно следим, как много делают сегодня регионы для поиска комплексных решений, и понимаем, как непросто приходится им в условиях непрерывного изменения институциональной среды при отсутствии системных подходов и интегральных начал. Кстати, в этой связи я в начале своего выступления уже говорил, безусловно, интересен опыт Башкирии. Руководство республики решилось по-настоящему на прорывной пилотный проект. Здесь, как принято говорить, на земле начаты формирования результативных норм и правил, которые аккумулируют лучшие практики территориального управления в условиях интеграции всех систем стратегического управления, контрактации, бюджетного программирования.

Уважаемые коллеги, друзья! Я очень рассчитываю, что наш сегодняшний разговор о Федеральной контрактной системе как об основе конкурентной России будет полезным в продвижении и реализации новых подходов в управлении регионами и страной в целом. Желаю конференции плодотворной работы. Спасибо.

Стенограмма подхода к прессе:

Корр.: Почему именно Башкортостан стал пилотным регионом для реализации проекта Федеральной контрактной системы?

Сергей Степашин: Счетная Палата России и Правительство Башкортостана подписали документ о сотрудничестве. И в рамках этого сотрудничества мы определили одну из главных тем: сделать республику пилотным проектом по реализации закона «О Федеральной контрактной системе». Для этого есть все условия: инфраструктура, развитая промышленность, эффективно работающий менеджмент, хорошие показатели республики, в том числе, и в контрольной части. Хочу сказать, что и Контрольно-счетная палата и правоохранительные органы работают. Все это дало нам возможность сегодня, проводя конференцию, объявить о том, Башкирия становится пилотным проектом по реализации Федеральной контрактной системы. Я убежден, что это получится. Рустэм Закиевич, я прав?

Рустэм Хамитов: Да, абсолютно так. Хочу подтвердить, что у нас со Счетной палатой Российской Федерации сложились деловые отношения не только в варианте продвижения контрактной системы, но одновременно Счетная палата помогает нам методически в формировании бюджета. Сегодня такая работа идет полным ходом. У нас хорошие отношения между исследовательскими структурами Счетной палаты и нашей республики. Безусловно, Счетная палата проверяет нас. И эта работа тоже ведется в отношении расходования бюджетных ресурсов как республиканских, так и федеральных на нашей территории. Помимо этой основной работы, Счетная палата нам помогает в методической части. Думаю, что в 2013 году опробование Федеральной контрактной системы именно на территории нашей республики, на наших предприятиях будет хорошим и серьезным шагом не только для нас, но и для всей страны.

Корр.: Какие перспективы вы видите от такого широкого публичного обсуждения законопроекта «О Федеральной контрактной системе»?

Сергей Степашин: Я планирую подписать записку Владимиру Владимировичу Путину. Потому что именно он вносил этот закон. Он настоял, чтобы дискуссия шла два года, вносить или не вносить. Я рассчитываю на одного из активных депутатов Госдумы от вашей республики, Павла Крашенинникова и на Ассоциацию юристов России. Потому что мы тоже дали серьезные поправки и замечания ко второму чтению этого закона. Юридически он еще исполнен сыровато, мягко говоря, но это не от хорошей жизни. Думаю, что Президент рискнул продавить его по-хорошему в первом чтении с тем, чтобы он начал движение в Государственной Думе. Сейчас предстоит очень большая работа. Кстати, и региональные депутаты, и сенаторы, я очень рассчитываю, к этой работе подключатся.

Рустэм Хамитов: Да, мы поправки тоже даем. У нас значительный отряд депутатов работает в Государственной Думе – 16 человек. Мы своих депутатов в этой части озадачили. Они работают с текстом. Думаю, что общими усилиями поправим. И будет хороший, нормальный, работоспособный закон.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт


Назад в раздел