Обычный вид

Новости

01.03.2012 10:39:11

Рустэм Хамитов представил отчет Правительства Башкортостана о работе в 2011 году

1 марта Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на заседании Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан с отчетом Правительства РБ о работе в 2011 году.


Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Уважаемые депутаты,

Хөрмәтле депутаттар,

Уважаемые гости и приглашенные,

В соответствии с 87-й статьей Конституции Республики Башкортостан представляю Государственному Собранию-Курултаю Республики Башкортостан отчет о работе Правительства Республики Башкортостан в 2011 году.

Деятельность Правительства Республики Башкортостан направлена на улучшение качества жизни наших граждан. Приоритеты в этой работе – известны. Это создание новых рабочих мест, обеспечение достойной заработной платы, строительство доступного жилья, улучшение качества здравоохранения, образования.

На этих направлениях уже достигнуты определенные успехи. Но множество стоящих перед нами задач пока еще предстоит решить.

Рассмотрим главные вопросы. Один из них – занятость населения. Уровень безработицы в республике пока еще выше, чем в среднем по России, хотя этот разрыв уже начал сокращаться. Сейчас республика отстает от среднероссийского показателя на 1,1%. За прошлый год в России безработица сократилась на 0,9%, а в республике на 1,3%. Снижение на полпроцента означает, что около 11 тысяч граждан дополнительно получили работу. Здесь имеет значение каждая десятая доля.

Тем не менее, успокаиваться, конечно, рано. Работа по решению проблемы безработицы будет вестись в двух направлениях. Первое: повышение эффективности работы службы занятости. Пока далеко не все работодатели и далеко не всегда сообщают в службу занятости о тех вакансиях, которые у них есть. В результате, с одной стороны, имеются многочисленные объявления «требуются», а с другой – находятся люди, которые не могут эту работу найти. Предлагаю подумать о мерах, которые заставят работодателей представлять полную информацию об имеющихся вакансиях в службу занятости. Если они будут делать это, то у людей, обращающихся за помощью в поиске работы к государству, будет больший выбор. Соответственно, информация о ситуации на рынке станет более систематизированной.

Надо посмотреть только, чтобы данные меры не стали еще одним поводом мучить малый бизнес. Возможно, для него стоит сделать исключение. Надо изучить опыт других регионов, которые уже пошли на подобные шаги. Посмотрите, например, как эта норма работает в Краснодарском крае.

Второе. Важнейшей проблемой остается трудоустройство молодежи. Не имеющие опыта работы молодые специалисты, как правило, не нужны работодателю. В конце прошлого года в республике начал работать проект «Право на старт», в рамках которого для студентов-старшекурсников организуются стажировки на предприятиях, которые позволят им к моменту окончания вуза искомый опыт приобрести. Вместе с Правительством этой работой занимается Торгово-промышленная палата республики. Пока проект носит пилотный характер и в нем приняли участие около полутора сотен студентов.

Большей своей частью проект оправдывает себя. Поэтому в текущем году будем его расширять. Пока руководство ТПП осторожно говорит о цифре в 500 студентов. Но, думаю, мы постараемся выйти на более внушительные показатели.

Конечно, принципиально решить проблему безработицы и создания новых рабочих мест можно только, обеспечив общий рост экономики. Это и является основной задачей деятельности Правительства.

В прошлом году республике удалось практически полностью преодолеть последствия экономического кризиса. Эти данные представлены на слайде, вы видите, - если в 2009 году все наши показатели были в отрицательной зоне, в 2010 году часть этих показателей уже находилась в положительной, то в 2011 году основная часть показателей экономического развития Республики Башкортостан полностью находились в положительной зоне. То есть по всем этим направлениям достигнут рост.

Восстановились инвестиционная и строительная сферы, сельское хозяйство. Валовый региональный продукт увеличился за год почти на 10%. Это один из лучших результатов в Российской Федерации. Приблизился валовый региональный продукт к триллионной, в рублях, отметке - 980 миллиардов рублей.

Принципиально изменилась инвестиционная политика.

В республике приняты важные для инвесторов законы «Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве», «Об инвестиционном налоговом кредите по региональным налогам» и несколько других. Я особо хочу поблагодарить всех депутатов Госсобрания-Курултая Республики Башкортостан за совместную с Правительством работу над этими законами. С помощью этих документов мы начали формировать конкурентоспособный инвестиционный климат в республике.

В 2011 году гражданам представлен перечень приоритетных инвестиционных проектов. Основные из них я перечислил три месяца назад – в своем послании. Всего этих проектов – больше сорока. Общая стоимость – около 300 млрд. рублей. Но, чтобы их реализовать, нужно много и упорно работать. Некоторые из этих проектов уже претворяются в жизнь. Так, в 2011 году открыто несколько новых производств.

Начал работу завод горячего цинкования «Салаватметалл». Создано около 300 новых рабочих мест.

Открылся завод теплоизоляционных материалов в Благовещенске. Его мощность составляет до 70 тысяч тонн минеральной ваты. Этот объем закрывает до 70% потребности рынка республики. На предприятии работают около 300 человек.

В Хайбуллинском районе введена в эксплуатацию первая очередь новой обогатительной фабрики на месторождении «Юбилейное».

«Башкирский фарфор» возобновил производство и в настоящее время является одним из ведущих производителей в Российской Федерации.

В Октябрьском начало работать производство «ИталБашКерамика+» по выпуску керамической плитки. Создано 200 новых рабочих мест.

В прошлом году правительство заключило важные соглашения о сотрудничестве с рядом крупных компаний: «СИБУР», «Лукойл», «Транснефть», «РОСНАНО», УГМК, Магнитогорский металлургический комбинат. Подписано трехстороннее соглашение с «Уральской сталепрокатной компанией» и их итальянскими партнерами о строительстве в Благовещенском районе металлургического завода.

Кроме итальянцев, республика активизировала контакты с бизнесменами из Японии, Германии, Литвы, Финляндии, Белоруссии, Казахстана.

Всего в основной капитал предприятий республики в прошлом году было вложено 185 млрд. рублей. Это на 5,5% больше, чем за год до этого. Несмотря на позитивные сдвиги, уровень инвестиционной активности пока недостаточен. По объему инвестиций на душу населения республика находится в шестом десятке регионов страны. Мы отстаем от среднероссийского уровня почти в 2 раза.

Чтобы наверстать упущенное, необходимо развивать новые механизмы поддержки инвесторов. Важнейшим направлением в 2012 году станет разработка Программы повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан на долгосрочную перспективу. Инвесторы ведь сами не придут. Их надо искать – и в стране, и за рубежом.

В прошлом году в республике создан Инвестиционный фонд объемом 400 млн. рублей. Это позволит нам привлекать средства федерального Инвестфонда, которые будут направляться в капитальное строительство. Возможно, с их помощью нам удастся реализовать проект Белсталь в Белорецком районе. Сейчас Правительство работает и в этом направлении.

Вообще надо помнить, что федеральный бюджет является важнейшим источником ресурсов, в том числе инвестиционных. В рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2011 году в республику было привлечено около 3,3 млрд. рублей. Выстраивание отношений с федеральными ведомствами становится одной из важнейших задач. Надеюсь на то, что к этой работе активно подключатся наши недавно избранные депутаты Госдумы Российской Федерации.

Рост объема инвестиций и общее оживление экономики должны привести, в том числе, и к росту заработных плат. Пока здесь ситуация не совсем радужная. Среднестатистический житель республики зарабатывает на 20% меньше среднего россиянина. В прошлом году Правительство предприняло ряд мер по увеличению заработной платы. Ее минимальный уровень с 1 января прошлого года повышен до 5,5 тысяч рублей. Кроме того, в 2 раза увеличены надбавки к заработной плате работников детских садов. На треть повышены заработные платы учителей. На 17% стали больше получать работники сферы здравоохранения и социальных услуг. Дважды были повышены должностные оклады работников государственных и муниципальных учреждений. Более чем на 15% – проиндексированы размеры тарифных ставок во внебюджетном секторе экономики.

В результате среднемесячная заработная плата возросла более чем на 13% и составила более 18 тысяч рублей. Впервые за последние пять лет динамика ее роста превысила среднероссийский уровень. Но, повторюсь, эти результаты – не повод для самоуспокоения. Движение в нужном направлении только начинается.

Важным приоритетом деятельности Правительства остается инновационный сектор. В прошлом году объем отгруженных инновационных товаров, произведенных работ и оказанных услуг вырос на треть и составил более 44 млрд. рублей.

На технологические инновации предприятия направили порядка 7 млрд. рублей. На уровне Правительства приняты решения о формировании инновационных кластеров – химии и биотехнологий; легкой и сверхлегкой авиации; фармацевтической и медицинской промышленности; информационных технологий; нефтесервисного; научно-производственного кластера наноматериалов и производства изделий из них.

В декабре на базе республиканской Академии наук создан Территориальный центр инноваций. Его задачей является формирование единого информационного пространства в области инновационных разработок, оказание маркетинговых и консалтинговых услуг. По сути, основная цель центра – максимальная интеграция вузов и академических институтов с предприятиями региона.

В прошлом году Правительством подписано соглашение о сотрудничестве с корпорацией «РОСНАНО». Два проекта уже одобрены к финансированию. Это создание производства электро-химических станков ООО «ЕСМ» и проект «Нанокосметика» компании «Жеспар-БИОС». Общий бюджет проектов превысил 350 млн. рублей. «РОСНАНО» выделяет 120 млн. Нельзя сказать, что это какие-то очень большие значительные деньги, но начало положено. Несколько заявок нашей республики сейчас проходят экспертизу в корпорации.

Еще один крупный вопрос – развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня в республике насчитывается более 112 тысяч его представителей. Здесь трудится каждый четвертый из числа занятых в экономике. По этому показателю Башкортостан входит в первую десятку регионов России. Налоговые поступления в бюджет республики от малого и среднего бизнеса увеличились на 16% и превысили 4 млрд. рублей.

В прошедшем году продолжала работать Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства. На ее реализацию было выделено более 380 млн. рублей. Три четверти этой суммы привлечено на условиях софинансирования из федерального бюджета. Поддержку получили почти 4 тысячи предпринимателей. В результате сохранено около 9 тысяч рабочих мест. Создано более 2 тысяч новых.

В прошлом году принципиально изменен механизм финансовой поддержки малого бизнеса. Центр тяжести теперь смещается на муниципальный уровень. На местах сейчас самостоятельно принимают решения о том, кого и как поддерживать. Децентрализация коснулась 55 муниципалитетов, которым было выделено почти 180 млн. рублей.

В 2011 году в городах и районах республики открыто 8 дополнительных офисов Центра микрофинансирования. Здесь предприниматели могут оформить кредит и получить бесплатные консультации. Всего выдано кредитов на общую сумму 142 млн. рублей при средней ставке 10-11% годовых. Похожие консультационно-кредитные центры открываются совместно со Сбербанком Российской Федерации. Пока стартовали два таких центра – в Уфе и Стерлитамаке, которые с ноября прошлого года обслужили более 200 субъектов малого бизнеса. В этом году количество центров увеличится до 30.

Конечно, малый и средний бизнес у нас, как и по всей России, по-прежнему сталкивается с большим количеством сложностей. Сохраняются

административные барьеры, система «единого окна» работает не так эффективно как хотелось бы. Предпринимателям не хватает оборотных средств. Правительство будет работать над решением этих проблем и дальше. Если заставить банки кредитовать предпринимателей сложно, то сделать регламенты оказания государственных и муниципальных услуг более четкими и понятными – нам по силам.

Предпринимательство, безусловно, надо развивать не только в городе, но и на селе. Осенью прошлого года в нашей республике взяла старт программа развития молочных семейных ферм на базе фермерских хозяйств. На участие в ней подано более 200 заявок. 54 фермера уже приступили к реализации своих проектов, получив помощь в сумме 100 млн. рублей.

О запуске пилотной программы комплексной модернизации молочно-товарных ферм вы знаете. В прошлом году проведен аудит более 100 ферм. В этом – приступим к реализации проекта. В течение ближайших пяти лет нам надо будет отремонтировать до 500 ферм.

Если говорить о ситуации в агропромышленном комплексе в целом, то можно сказать, что последствия засухи 2010 года в прошлом году в основном были преодолены.

Объем производства продукции сельского хозяйства превысил 100 млрд. рублей. Индекс объема валовой продукции составил 139%.

В прошлом году Правительство республики предпринимало серьезные меры для того, чтобы правильно и эффективно организовать помощь нашим аграриям. До начала весенней страды были определены объемы и механизмы государственной поддержки и приняты нормативные акты, регламентирующие порядок предоставления субсидий.

На развитие агропромышленного комплекса в 2011 году направлено почти 16 млрд. рублей: 13,6 млрд. – из бюджета республики, 2,2 млрд. – из федерального бюджета.

Серьезным подспорьем аграриям стало решение о субсидировании приобретения минеральных удобрений на подкормку озимых культур, семян, удешевление горюче-смазочных материалов. Оказана помощь и в части приобретения сельскохозяйственной техники – компенсировано до 40% ее стоимости. Это было принципиальное решение, потому что парк техники сильно изношен. И эта проблема является одной из причин, которая не позволяет наращивать сельхозпроизводство. В 2011 году в республике приобретено почти 3 тысячи единиц техники. Это лучший результат за все последние годы.

Селянам оказана поддержка в производстве молока. Для обеспечения сельхозпредприятий оборотными средствами во втором квартале субсидировали или, попросту говоря, добавили 1 рубль 80 копеек к каждому литру сдаваемого молока. В марте этого года рассчитаемся за третий квартал прошедшего года.

В 2011 году принято решение о создании и реализации механизма залоговых операций с зерном. Выделено полтора миллиарда рублей госгарантий для привлечения банковского кредита. Это позволило стабилизировать ситуацию на рынке зерна в республике.

Сложной пока остается ситуация в животноводстве. На начало 2011 года в хозяйствах произошло снижение поголовья и продуктивности. Причин несколько, в том числе и засуха. Но основная – это приведение в порядок статистических данных. В наших стадах теперь нет «виртуальных коров».

В прошедшем году создана надежная кормовая база. Объем заготовленных кормов в расчете на одну условную голову скота достиг более 30 центнеров кормовых единиц.

Оживление экономической жизни, конечно, не обошло стороной и сельское хозяйство. Подписан ряд соглашений о сотрудничестве и реализации крупных инвестиционных проектов.

Например, агрохолдинг «Разгуляй» приступил к созданию современных комплексов по производству и переработке мяса в Буздякском, Чишминском и Благоварском районах.

Агрохолдинг «Эксима» планирует создать в республике современный свиноводческий селекционно-гибридный центр. В проект планируется вложить около 1 млрд. рублей.

Продолжает развиваться птицеводческий комплекс по производству мяса индейки в Мелеузе.

Эти отдельные успехи не должны, конечно, заслонять собой того факта, что отрасль в целом нуждается в существенной модернизации. Целый ряд проблем пока не находит своего решения. Это и сохраняющийся диспаритет цен между городом и селом, и прогрессирующее старение основных фондов, и низкий уровень развития сельской социальной инфраструктуры. И, конечно, небольшие доходы наших граждан на селе.

Работа по решению этих проблем будет вестись с помощью нового инструмента – комплексных программ социально-экономического развития муниципалитетов республики. В прошлом году общий объем их финансирования составил почти 123 млрд. рублей. Две трети из них было привлечено из внебюджетных источников. В результате реализации программ было создано более 8 тысяч рабочих мест.

Отдельно хотелось бы упомянуть принятые в прошлом году программы развития наших территорий – Зауралья и Северо-Востока республики. В их рамках только в Зауралье в прошлом году вложено около 5 млрд. рублей, из которых 1,5 млрд. рублей – в социальную инфраструктуру, 3,5 млрд. – в реализацию инвестиционных проектов. Создано более 1 600 рабочих мест.

Программа развития северо-востока была принята в конце прошлого года. И вложения в ее рамках начнутся в текущем году. На строительство социальной и транспортной инфраструктуры планируется выделить в 2012 году более 400 млн. руб.

В рамках поддержки моногородов, – это еще одна программа, – утвержден план модернизации Белорецка. Для этого из федерального бюджета выделено почти 80 млн. рублей.

В республике в прошлом году продолжалась реализация административной реформы. Был актуализирован перечень государственных услуг. Среди них выделены необходимые и обязательные. Разработан порядок определения размера их оплаты.

Продолжалась разработка административных регламентов предоставления государственных услуг. Однако сегодня менее половины из них отвечают требованиям федерального законодательства. Здесь предстоит еще много работы.

Продолжается совершенствование государственных информационных систем – реестра и портала государственных и муниципальных услуг. Сегодня к реестру, пока в тестовом режиме, подключено 17 ведомств и 35 муниципальных образований. На портале представлено более 400 видов услуг.

Основная задача на текущий год – перевод части таких услуг в электронный вид. Для этого есть все возможности. Существует действенная нормативно-правовая база межведомственного и межуровневого взаимодействия. Создается сеть многофункциональных центров, в которых используется принцип «одного окна». В их формирование в прошлом году было вложено почти 45 млн. рублей. В 2012 году эта работа будет продолжена. Филиалы таких центров будут открыты в 10 городах. Общий объем финансирования из республиканского бюджета на эти цели превысит 250 млн. рублей.

Кроме того, наша республика вошла в число пилотных регионов, в которых ведется работа по созданию технологических карт электронного межведомственного взаимодействия. С их помощью в этом году планируется оптимизировать более 150 государственных и муниципальных услуг.

В целом, работы по организации электронного взаимодействия республиканских органов власти должны быть завершены до 1 июля текущего года.

Уважаемые депутаты,

Доходы бюджетов всех уровней в прошлом году росли. Башкортостан направил в бюджетную систему страны около 380 млрд. рублей. Колоссальная цифра. Это на треть превышает уровень 2010 года.

Тем не менее, по ряду показателей республика отстает от других регионов. Ниже среднероссийских остаются темпы роста общего объема налоговых и неналоговых доходов. Бюджетная обеспеченность на душу населения пока тоже ниже среднего уровня по стране. Поэтому задача привлечения дополнительных доходов в бюджет остается одной из основных.

В прошлом году Правительство начало активную работу по уменьшению зависимости местных бюджетов от бюджета региона. Принят соответствующий закон, который предусматривает передачу на уровень муниципалитетов 50% налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения. В сумме на текущий год это составит 300 млн. рублей. И в дальнейшем Правительство будет наращивать объем налогов с малого бизнеса, передаваемых на местный уровень.

Одной из проблем является то, что в республике не отлажена в достаточной мере работа с крупнейшими налогоплательщиками. Правительство планирует переходить к практике заключения с крупным бизнесом соглашений о социальных гарантиях работникам и индексации заработной платы.

В прошлом году в республике началась реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов. Пока с помощью программно-целевого метода осуществляется около 70% расходов. В этом году необходимо выйти на 100%. Тогда же мы к концу этого года мы перейдем на трехлетний бюджет. Все эти меры позволят расширить горизонты планирования, упорядочат деятельность. От политики «латания дыр» давно пора переходить к осмысленной системной работе, основанной на долгосрочных планах.

Важным подспорьем в решении задачи повышения эффективности госрасходов стала динамичная модернизация системы государственного заказа. Успешно освоены два сложных процесса – поэтапная централизация системы государственных закупок и переход на электронные торги.

В 2011 году Госкомзаказом республики объявлено около 8,5 тысяч электронных торгов на общую сумму 24 млрд. рублей. Это почти 90% от общего количества торгов, объявленных для государственных нужд.

Экономия бюджетных средств составила 2 млрд. рублей. Это почти в 2 раза превышает уровень экономии по всем торгам 2010 года.

Особое внимание уделялось привлечению республиканских предприятий к участию в размещении заказов. В результате количество аккредитованных поставщиков, подрядчиков и исполнителей из республики на электронных площадках возросло в 5 раз и достигло 2,5 тысяч.

Начата подготовка к формированию региональной контрактной системы. В июне прошлого года создана совместная рабочая группа Правительства республики и Счетной палаты Российской Федерации. Отрабатываются проектные и организационно-технические решения. Создание контрактной системы обеспечит плановость организации закупочного процесса, повысит эффективность и прозрачность исполнения государственных контрактов и договоров, оптимизирует ценообразование.

Новым элементом бюджетного процесса в прошлом году стала публичность. В рамках проекта «Народный бюджет» впервые проведены отраслевые слушания по параметрам бюджета с участием общественных организаций. В ходе широкого обсуждения поступивших предложений определены наиболее значимые направления бюджетной политики. Они учтены в бюджетных проектировках. Такое обсуждение главного финансового документа с привлечением всех заинтересованных сторон обязательно будет продолжено. Необходимо проводить публичные обсуждения и по проектам долгосрочных целевых программ.

В прошлом году большие бюджетные инвестиции осуществлялись в рамках республиканской адресной инвестиционной программы. Ее объем превысил 14 млрд. рублей. К сожалению, почти шестая часть этих средств осталась неосвоенной. Частично это связано с тем, что значительный объем федеральных денег поступил в республику только в декабре. Эти работы мы будем проводить уже в 2012 году. Но были и ошибки в части организации конкурсов, и издержки процессов реорганизации строительной отрасли. В прошлом году создано Управление капитального строительства республики, деятельность которого должна упорядочить сложные строительные процедуры. Рассчитываем, что в этом году накладок и издержек будет гораздо меньше. На первое полугодие объем государственных капвложений составит почти 9 млрд. рублей. Я надеюсь, что мы идем сейчас в графике.

В республике по-прежнему остро стоит проблема незавершенного строительства. Считаю, что назрела необходимость по разработке программы ликвидации долгостроев. Понятно, что ни за один, ни за два года достроить все, что было начато, а потом брошено – не получится. Тем не менее, в эту ситуацию необходимо вносить системность.

Важнейшим элементом экономики, как известно, является кредитно-банковская сфера. За прошлый год банковская сеть на территории республики существенно расширилась. По общему количеству банковских подразделений Башкортостан занимает второе место в Приволжском федеральном округе и пятое место в Российской Федерации. Это достойная политика.

Процентная политика банков стала более лояльной к клиентам. Совокупный объем кредитов, выданных экономике республики за 11 месяцев прошлого года, превысил уровень предыдущего почти на 30%.

Динамика основных показателей банковской деятельности свидетельствует о постепенном увеличении объемов предоставляемых банковских услуг.

Однако сказать, что у нас здесь все хорошо – пока нельзя. Доля финансового сектора в валовом региональном продукте в 2-2,5 раза меньше среднероссийского показателя. Поэтому задачу напряженной работы в этом направлении никто не снимает.

Важную роль банковское сообщество должно сыграть в оживлении строительного сектора.

По показателю количества выданных за год ипотечных кредитов республика переместилась с четвертого места среди субъектов Приволжского федерального округа на второе. По объему выданных кредитов – с четвертого на третье. Средняя ставка по ипотечным кредитам хотя и снижена с 13,5 до 12%, но все еще остается высокой.

Правительство планирует продолжать практику субсидирования процентных ставок по кредитам на приобретение жилья эконом-класса. Но мы знаем, что этого жилья в последние годы строится очень мало. Такое жилье дефицитно. Поэтому банковскому сектору надо активно подключаться к прямому финансированию жилищного строительства, в том числе и жилья эконом-класса.

В этом году Правительство планирует значительно продвинуться в развитии системы жилищных строительных сбережений. Эта работа началась еще в 2010 году. В прошлом – мы вплотную подошли к запуску пилотного проекта. Достигнуты предварительные договоренности с банками. Идет обмен опытом с Краснодарским краем, где аналогичный проект успешно реализуется.

В целом по ситуации в строительной сфере скажу, что в прошлом году возобновилась тенденция роста объемов жилищного строительства. Введено более 2,1 млн. кв. метров жилья. По этому показателю республика находится на втором месте в Приволжском федеральном округе и на пятом месте в Российской Федерации.

Однако, несмотря на принимаемые меры, обеспеченность жильем жителей республики остается одной из самых низких в стране. Она не превышает

22 кв. метров на человека. Правительство приняло республиканскую программу развития жилищного строительства, однако ситуация в отрасли находится пока еще в запущенном состоянии. В этом году прорыва, к сожалению, мы ожидать не можем. Будет построено не более 2,3 млн. кв. метров. Нам нужны, конечно, значительно более высокие цифры.

Дело в том, что обеспеченных инфраструктурой земельных участков практически нет – в последние годы их не создавали, – а часть средств, которые могли бы быть направлены на решение проблемы, мы были вынуждены выделить на то, чтобы обеспечить жильем обманутых дольщиков. Речь идет о миллиардах рублей.

В прошлом году продолжалось финансирование социальных жилищных программ. Квартиры получили 434 сироты. 402 молодым семьям, покупавшим квартиры, была оказана поддержка.

Не осталось без внимания и село. Число семей, получивших жилищные субсидии, возросло до 660. Это больше уровня прошлого года почти в 1,5 раза.

Ведется переселение из аварийного жилищного фонда. За 2011 год расселено 2367 граждан. В целом расходы на социальные жилищные программы превысили 4,8 млрд. рублей.

Важное направление деятельности Правительства – модернизация жилищно-коммунального хозяйства. За последние три года по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт многоквартирных домов направлено 7,3 млрд. рублей. В результате отремонтировано более 1000 домов. Условия проживания улучшили почти четверть миллиона граждан.

В рамках республиканских программ осуществлялись строительство и реконструкция 46 коммунальных объектов на сумму свыше 1 млрд. рублей. Началась модернизация систем наружного освещения городов и сел республики. К 2015 году доля освещенных улиц должна составить 70%.

В 21 районе и городе республики проведено благоустройство дворовых территорий на сумму 300 млн. рублей. Кроме того, каждому сельскому поселению Республики Башкортостан на благоустройство было дополнительно выделено по 200 тысяч рублей. В этом году такая практика будет продолжена. Ежеквартально каждому сельскому поселению будет выделяться по 100 тысяч рублей.

В целях усиления общественного управления в сфере ЖКХ в республике сформирована сеть домовых комитетов. И эта работа уже дает зримые плоды. Кроме того, разрабатывается программа модернизации и реформирования ЖКХ до 2020 года. Ведется формирование региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов. С этой целью в прошлом году заключено соглашение с Фондом содействия реформированию ЖКХ и Сберегательным банком Российской Федерации.

В целом на капитальный ремонт жилищного фонда предстоит направить около 30 млрд. рублей. Еще 10 млрд. – на снос ветхого и аварийного жилья. Это огромные расходы. Их не «вытянуть» только за счет средств нашего бюджета. Поэтому необходимо прорабатывать и другие возможности финансирования. Это государственно-частное партнерство, федеральные программы, кредитные ресурсы.

В прошлом году продолжалась работа по развитию инфраструктуры и транспортной сети.

Были утверждены схемы и программы развития электроэнергетики. Объем капитальных вложений в энергетическую инфраструктуру превысил 6 млрд. рублей. Проведена реконструкция на Уфимской ТЭЦ-2. Запущена газотурбинная установка на Зауральской ТЭЦ. Построено и восстановлено около 300 км электрических сетей.

Продолжалась газификация населенных пунктов. В эксплуатацию введено почти 600 км газовых сетей. Газ получили более 17 тысяч домовладений. И мы уже с «Газпромом» договариваемся о том, чтобы объемы такой работы наращивать постоянно, каждый год.

В 2011 году построено и реконструировано более 48 км автомобильных дорог и 365 погонных метров мостов. Отремонтировано – 845 км и 580 метров дорог и мостов, соответственно. На эти цели направлено 7,4 млрд. рублей. Ведутся проектные работы по строительству первых сорока километров дороги из проходящего по территории республики

международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай».

Вместе с тем, остаются нерешенными вопросы автомобильных пробок в столице республики, строительства подъездов к сельским населенным пунктам, сети сельских автодорог.

Уважаемые коллеги,

Комфортность жизни людей зависит от состояния потребительского рынка и стабильности цен.

В прошлом году в республике начали полноценно работать такие крупные компании как «ИКЕА», «Ашан», «Леруа Мерлен». Сдан в эксплуатацию торговый центр Мега-Уфа. Открытие таких современных магазинов – это, прежде всего, совершенно новое качество жизни, новые рабочие места и стабильные налоговые отчисления.

Обороты оптовой и розничной торговли в 2011 году превысили прошлогодние показатели. По показателям розничной торговли республика находится в первой десятке субъектов Российской Федерации.

Были предприняты определенные меры по ограничению роста цен. Проводились осенние и зимние сельскохозяйственные ярмарки, на которых реализовано около 25 тысяч тонн продукции. Продолжилась республиканская акция «Социальная корзина». В ней участвовало 870 предприятий торговли и более 30 республиканских производителей. Принята Республиканская программа развития торговли до 2015 года. Утвержден План мероприятий по развитию системы логистических центров и оптовых складов – как известно, именно неразвитость этого звена во многом способствует монополизации рынков и росту цен.

В целях поддержки республиканских товаропроизводителей инициирована акция «Выбирай свое – покупай родное!». Ее участниками стали около 2 тыс. магазинов и торговых точек. Поскольку хорошие результаты получены в результате реализации этой программы, принято решение о ее продлении до 2015 года. А я вообще считаю, что это программа должна бессрочной.

Говоря о вопросах образования, в том числе дошкольного, в прошлом году республика, наконец, начала решать застарелую проблему нехватки мест в детских садах. В прошлом году удалось создать более 10 тысяч дополнительных мест за счет ввода в эксплуатацию вновь построенных детских садов, реконструкции и возврата ранее перепрофилированных помещений, внедрения вариативных форм дошкольного образования.

В текущем году – планы еще более масштабные. Планируется построить более 50 детских садов. Сравните: в 2010 году построено 5 детских садов, в 2011 – 10, в этом году мы планируем достичь цифры в 50 новых детских садов. Количество мест в детских садах, я надеюсь, превысит 10 тысяч. На эти цели в РАИП зарезервировано свыше 3 млрд. рублей. Таким образом, нам удастся существенно снизить проблему, связанную с нехваткой мест в детских садах Республики Башкортостан.

Продолжается реализация национальной образовательной инициативы – «Наша новая школа». Более 800 млн. рублей в 2011 году направлено на укрепление школьной инфраструктуры. Закуплено 66 автобусов, почти 150 кабинетов физики и химии, 154 компьютерных класса.

Организовано дистанционное обучение 352 детей-инвалидов. Открыты 6 филиалов республиканского центра обучения детей с ограниченными возможностями. Это новые, современные достижения. В этом году на эти цели будет направлено более 2 млрд. рублей. Еще более значимая цифра получится по итогам 2012 года.

Принята комплексная программа модернизации системы профессионального образования. В ее реализации участвуют работодатели.

Вместе с тем, у нас нарастает отток за пределы республики талантливых выпускников школ. Только в прошлом году уже более четверти из 26 тысяч выпускников, – это более 5 тысяч ребят, – предпочли поступать в вузы других регионов страны. Такой «утечке мозгов» надо противостоять. Необходимо срочно принимать долгосрочную целевую программу развития образования. Без такой программы нельзя реализовывать стратегические задачи в этой сфере.

В прошлом году были введены в строй несколько крупных спортивных сооружений – вторая очередь «Уфа-Арены», бассейн в микрорайоне «Южный» в Уфе, физкультурно-оздоровительные комплексы в Бирске, Белорецке, Стерлитамаке и Салаватском районе, крытый каток в Сибае. Физкультурно-спортивный комплекс с ледовой ареной строится в Стерлитамаке. Ведется подготовка к двум чемпионатам мира – по летнему биатлону и молодежному по хоккею с шайбой. В этой связи модернизируются комплекс «Биатлон» и Дворец спорта в Уфе.

Вместе с тем, спортивных объектов не хватает. Количество спортивных залов необходимо увеличить в 2 раза, бассейнов – в 8 раз. Поэтому мы планируем ежегодно сдавать в эксплуатацию не менее 10 физкультурно-оздоровительных комплексов. Предстоит построить горнолыжные комплексы на горе Мраткино в Белорецке и горнолыжный комплекс в Стерлитамаке. В Салавате в этом году достроим 50-метровый бассейн.

Одно из приоритетных направлений деятельности Правительства – развитие культуры. В 2011 году было проведено более 200 мероприятий различного уровня, посвященных Году укрепления межнационального согласия. Это научные симпозиумы, сабантуи и праздники родословных, фестивали и конкурсы. Организовано 152 концерта в 24 регионах Российской Федерации. Впервые в Государственном Кремлевском Дворце реализован музыкальный проект «Родом из Башкирии».

В прошлом году создан информационно-аналитический интернет-портал «Культурный мир Башкортостана». Увеличилось количество библиотек, имеющих компьютеры, подключенные к сети интернет.

Вместе с тем, проблем здесь очень много. Каждое пятое здание учреждений культуры нуждается в капитальном ремонте. Каждое 20-е помещение – аварийное. Слабой остается материальная база ведущих творческих коллективов республики. Устарел автопарк многих театрально-концертных организаций. Нет механизмов адресной поддержки талантливой молодежи, деятелей культуры, искусства и кинематографии, ветеранов искусства. Все эти вопросы нам предстоит решать.

Уважаемые товарищи! Важнейшее направление работы Правительства – модернизация системы здравоохранения.

Расходы на него в прошлом году увеличились на 15% и составили почти 29 млрд. рублей. Это четверть бюджета республики.

В Башкортостане удалось снизить общую заболеваемость. Благодаря созданию 8 межрайонных перинатальных центров в прошлом году сократились показатели младенческой и материнской смертности.

Важным направлением работы стала передача ответственности по оказанию медицинской помощи с местного на республиканский уровень. 101 муниципальная больница была переведена в собственность республики. Сейчас на базе крупных городских и районных больниц организуются 9 межмуниципальных медицинских центров. Они будут работать в круглосуточном режиме и оказывать услуги гораздо более высокого уровня, чем те, что были доступны жителям этих регионов ранее.

Для того, чтобы привлечь молодых специалистов здравоохранения к работе на селе, с этого года Правительство республики будет выплачивать из республиканского бюджета выезжающим в сельскую местность молодым врачам по 100 тысяч рублей.

Уважаемые депутаты,

В прошлом году республика в полном объеме выполнила обязательства по социальной поддержке населения.

Только через систему социальной защиты за счет средств федерального бюджета и бюджета республики семьям, имеющим детей, выплачено почти 3 млрд. рублей пособий. Жилищные сертификаты на 100 млн. рублей предоставлены 42 многодетным семьям.

Введены дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей. Теперь гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, будут предоставляться земельные участки. Только эту работу, безусловно, нужно ускорять. Многодетные матери, имеющие 5 и более несовершеннолетних детей, получили право на льготное зубопротезирование.

В целях поддержки граждан с низкими доходами с 1 января 2011 года снижен стандарт максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22% до 20%.

Разработан и реализуется ряд программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей. Это «Народный университет третьего возраста» и Программа развития социального туризма.

В прошлом году продолжалась работа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. На эти цели было выделено около 2,5 млрд. рублей. Более 5 тысяч ветеранов дополнительно обеспечены жильем.

Формируются условия для облегчения жизни инвалидов. Принята и начала реализовываться республиканская программа «Доступная среда» с общим объемом финансирования более 3 млрд. рублей.

Уважаемые депутаты, коллеги,

Таковы основные итоги работы Правительства Республики Башкортостан в прошлом году. Подводя итоги, скажу, что далеко не все из того, что планировалось, было сделано. Уровень жизни значительной части населения остается еще невысоким. Тем не менее, оснований для оптимизма вполне достаточно.

Уверен, что при правильной организации работы – с вашей помощью, уважаемые депутаты, с помощью общественности – нам в полной мере удастся реализовать мощный потенциал Башкортостана в интересах его граждан.

А теперь я готов ответить на ваши вопросы.

Франис Сайфуллин: Уважаемый Рустэм Закиевич! Практически 40% площади республики занимают леса, но в последние годы активности в области обращения с этими богатейшими природными ресурсами не наблюдается. Каковы перспективы в дальнейшем освоения данного природного ресурса?

Рустэм Хамитов: Уважаемый Франис Аскарьянович! Уважаемые депутаты!

Действительно серьезный, сложный вопрос использования лесных ресурсов нашей республики. Половину территории республики занимают леса, но этот ресурс не дает нам отдачи той, которую мы хотели бы иметь. Лесной комплекс в силу разных причин в 90-е годы был разрушен, до основания разрушен и сейчас идет медленное его восстановление.

Мы понимаем, что сегодняшние темпы не годятся, и стараемся привлечь инвесторов для строительства новых лесоперерабатывающих производств. Мы думаем, что сможем построить завод по переработке древесины и выпуску плит ОСП на северо-востоке республики, и уже проектирование этого предприятия идет. Мы понимаем, что компания, которая арендует леса в Белорецком и Бурзянском районах, на сегодняшний день тоже проводит монтаж оборудования для более глубокой переработке древесины.

У нас неплохо развивается, такая, может быть, не очень экологически чистая и правильная отрасль, как получение древесного угля, но тем менее это направление тоже дает хорошие дополнительные доходы нашим жителям. И, кроме того, у нас достаточно много перестойных лесов, их надо просто-напросто перерабатывать и такого рода работа ведется.

Пока еще в стадии обсуждения проект строительства в Сибае производства по ориентированно-стружечным плитам. Подмосковная компания пытается найти инвестиции, но пока еще вопрос не решен. Таким образом, я хочу сказать, что с одной стороны - огромный ресурс, с другой стороны мы эту работу проводим еще недостаточно эффективно.

И, кроме того, я должен это признать, продолжается воровство леса. Мы не можем поставить действенный заслон этому вопиющему явлению. Правоохранительные органы, наши контрольно-надзорные органы в этом направлении проводят довольно слабую работу. И любой, кто побывает в зауральской части республики, увидит, что машины с кругляком сплошным потоком движутся в сторону Оренбурга и Челябинска.

Эту работу будем продолжать. Тема ясна, понятна, она очень острая, недоработок много. Двигаться будем, двигаться обязательно будем.

Альбина Бурангулова: Уважаемый Рустэм Закиевич! Сегодня в республике остро стоит вопрос с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Скажите пожалуйста, какие меры будут приниматься Правительством для решения этого вопроса?

Рустэм Хамитов: Вопросы острые задаются. Действительно, Альбина Ванцетовна, правильно вы ставите этот вопрос. У нас в очереди на сегодняшний день более полутора тысяч ребят, которые должны получить квартиры, которые должны были получить квартиры по выходу из детских домов. В прошлом году было выделено более полумиллиарда рублей, что позволило обеспечить жильем более 800 ребят.

Но в то же время у нас остались неосвоенными часть ресурсов из-за того, что не смогли элементарно построить такие дома из-за противодействия жителей в одном их микрорайонов. Столкнулись две стороны, бодались до тех пор, пока не вышли все сроки. Это говорит о том, что мы недорабатываем. Либо начали строить не там, где нужно было, и искусственно создали эту социальную напряженность. Либо просто-напросто не смогли убедить людей в том, что это социальное жилье будет предназначено, в том числе врачам, учителям, работникам бюджетной сферы, и что никто не собирается создавать там какую-то резервацию. Об этом даже речи нет. Плохо сработали. В этом году мы должны преодолеть планку в тысячу квартир для ребят, которые имеют право на получение жилья. Так что эти недоработки будем устранять.

Елена Родина: Уважаемый Рустэм Закиевич! Наверное, не менее острый вопрос связан с переселением граждан из аварийного жилищного фонда и капремонтом жилищного фонда. Мы знаем, что Правительство республики очень тесно сотрудничает с государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Скажите, пожалуйста, как будет строиться работа в текущем году? Благодарю.

Рустэм Хамитов: Я недавно был в поселке Приютово по вопросам, связанным с восстановлением жилья, утраченного в результате взрыва бытового газа. Такие аварии, к сожалению, происходят у нас, там погибли люди.

На встрече с жителями обратилась ко мне женщина, сказала «Посмотрите, пожалуйста, как мы живем». Я заехал. Вы знаете, оторопь берет. Эти дома построены в конце 50-х годов, это бараки. Они дышат на ладан, огромные трещины, холодно. Половина этих бараков брошена, в оставшейся половине живут люди, в холоде. Просто колоссально тяжелые условия у людей. Я могу сказать, что если мы не решим эту проблему, нам прощения не будет. Конечно, мы пытаемся привлечь ресурсы из федерального центра. В этом году Фонд реформирования ЖКХ выделяет нам миллиард рублей. Хорошо, но этого крайне мало. Я только что сказал о том, что нам на эти цели нужно более 10 миллиардов рублей, это по минимуму. Может быть, цифра будет не намного больше. Нам надо находить ресурсы и в нашем бюджете, надо привлекать кредитные финансовые ресурсы. Мы боимся брать кредиты на решение вопиющих вопросов, которые у нас на сегодняшний день есть. Не надо бояться. Надо в этой части работать. То, что мы хорошо справляемся с деньгами, которые нам дает Фонд реформирования ЖКХ, это факт. Мы одни из лучших в части правильного и хорошего расходования этих ресурсов. И мы постоянно получаем дополнительную подпитку. Но объем беды настолько велик, что нам только этих ресурсов, конечно, не хватит. Нам надо еще и еще искать деньги. Прошу вас, как депутатов, обратить внимание, в том числе, и на эту проблему. Совместно с Правительством в ближайшие годы эту проблему надо решать. Просто кричащая, страшно тяжелая проблема. Я думаю, что без мобилизации определенной мы не обойдемся.

Эльвира Юнусова: Уважаемый Рустэм Закиевич, хочется Вас поблагодарить, в первую очередь, за большую поддержку культуры и искусства в нашей республике. Но, все-таки, у нас остаются большие проблемы в этой области, многие из которых Вы перечислили сегодня в своем выступлении. У нас в стране хорошо работают национальные проекты «Здоровье», «Образование» и так далее. Но область культуры у нас осталась в стороне, к сожалению. Наши обращения многочисленные, разных других субъектов Российской Федерации по этому поводу, пока не возымели должного действия. Вы, как член Президентского Совета, может в этом вопросе как-то могли бы этот вопрос поднять на федеральном уровне? А также, возможно, что в нашей республике мы начнем такой проект создавать и претворять в жизнь? Если это реально, конечно. Потому, что проблем много и, к сожалению, тенденция финансирования этой отрасли, как на федеральном, так и местном уровнях, в отрицательную сторону развивается. Спасибо большое.

Рустэм Хамитов: Да, в процентном соотношении доля расходов на культуру невысока. И в бюджете Российской Федерации эта цифра имеет тенденцию к снижению. Вы правы. И хочу сказать, что нам-то этого допускать нельзя. И не потому, что у нас народ талантливый и у нас много учреждений культуры. Мы стараемся в меру своих возможностей компенсировать те проблемы, решать те задачи, которые есть. Вы хорошо знаете, что в прошлом году удалось в этом плане продвинуться вперед. Мы подняли заработную плату работникам Башкирской филармонии. И, собственно говоря, уже чувствуется новое дыхание коллектива. Мы смогли купить новые автобусы ряду крупных наших коллективов. Это тоже хорошо, потому, что эти коллективы с удовольствием гастролируют и по республике, и по стране. Эту работу будем продолжать. Но главная проблема – кардинальное повышение заработной платы работникам культуры – на сегодняшний день не решена. Мы гордимся, говорим, что подняли заработную плату в образовании, подняли заработную плату в медицине, здравоохранении. А чем хуже работник культуры? Ничем. Собственно говоря, это задача, которая стоит и перед федеральным правительством. Мы ведь с вами сегодня имеем дефицитный бюджет. Мы сегодня не можем изыскать еще миллиард рублей, чтобы поднять заработную плату работникам культуры. Ну, давайте проведем оптимизацию. Давайте еще раз посмотрим, вообще говоря, из 147 млрд. нашего консолидированного бюджета куда и как расходуются деньги. Давайте там найдем эти ресурсы. У нас достаточно много «не пойми каких» учреждений, организаций. Чем они сегодня заняты? Вот есть такие структуры. Спроси меня сегодня «чем они заняты», я не отвечу. И вы не ответите. Поэтому, в этом плане нам, безусловно, надо проводить оптимизацию. У нас огромное количество клубов требуют ремонта. На подпорках стоят в наших селах эти клубы. Ну, о чем мы говорим? Сумма опять исчисляется и на эти цели миллиардами. Знаете, и во мне сидит этот вопрос. Вопрос помощи культуре – как боль. Иной раз просто не можешь помочь. Но зная, что нужно помогать, все-таки находишь какие-то ресурсы. Так что, давайте вместе эту работу продвигать.

Кстати, в прошлом году, мы вместе с Вами, по Вашей инициативе, смогли создать стереокино в Сибае. Работает это уже?

Эльвира Юнусова: Спасибо огромное. Работает. Просто все Зауралье, у нас уже и Хайбуллинский район приезжает, и Баймак, и Абзелилово. Все ездили в Магнитогорск смотреть стереофильмы. А сегодня у нас в Москве, Екатеринбурге, Уфе и Сибае в один день идет премьера нового фильма. Это так замечательно. Вам огромное спасибо. Я не могу к Вам прорваться, чтобы поблагодарить лично.

Рустэм Хамитов: Я не напрашивался на комплимент. Хочу сказать, что мы с вами проявили заинтересованный подход, по-человечески подошли, нашли эти 7,5 млн. рублей. Кстати, не такие уж это и огромные деньги. И получили качественный результат. Мы зачастую экономим миллион, два, три, пять. И говорим «нет ресурсов». А результат мы с вами получили действительно очень хороший. Сейчас ведем речь, чтобы в Белебее такая же киноустановка появилась. Говорим о том, чтобы в Бирске. В нашем старинном, симпатичном городе Бирске нет кинотеатра. Там вообще некуда ездить. Только Уфа. За 100 километров же не поедешь кино смотреть. И там тоже нужны ресурсы, порядка, может быть, 7 миллионов рублей. И тоже мы их обязательно найдем.

Так что, вопрос помощи культуре – это, прежде всего, вопрос внутренней культуры человека, который принимает решение. Я думаю, что эту работу будем проводить.

Пожалуйста, еще вопросы.

Рима Утяшева: Уважаемый Рустэм Закиевич, проблема кадрового обеспечения здравоохранения в селе и в России в целом, очень актуальна. У нас в республике более 40% населения живут на селе. В своем выступлении Вы уже отметили, что из бюджета республики будет выделяться врачам, выезжающим в село, по 100 тысяч рублей. Этого будет ли достаточно, чтобы обеспечить кадрами, врачами, медицинским персоналом наши учреждения здравоохранения на селе? Спасибо.

Рустэм Хамитов: Сегодня дефицит медицинских кадров не только на селе, но и в городах…

Это обычно связано с нехваткой узких специалистов, прежде всего. Проблема здравоохранения обсуждается на всех уровнях. Я с вами солидарен в том, что мы обязаны помогать молодым специалистам для того, чтобы они имели какую-то поддержку в части получения, приобретения жилья в сельской местности. Нужно не только приобрести жилье, но и купить мебель, одеться и так далее. На заработную плату, которую предлагают нашим молодым врачам, можно купить только табуретку в новый дом, если он есть, если тебе его дадут, и больше ничего.

Поэтому, конечно, большая программа и Российской Федерации сейчас разворачивается - миллион рублей молодым специалистам до 35 лет, кто собирается переезжать на работу в сельскую местность.

Наша заявка одна из самых больших в Российской Федерации, мы заявили 550 мест для молодых специалистов, которые собираются переехать в сельскую местность. Это значит 550 миллионов. Уже более 200 заявок есть. Значит, этот механизм работает. Там все просто, человек приезжает, эти деньги может израсходовать на жилье и в том числе на какие-то свои сопутствующие проблемы в этой части. К этому миллиону мы добавим еще 100 тысяч. Наверное, это не такие большие деньги, но для старта может быть этого и достаточно, на первое время. Так что «по одежке протягиваем ножки». Все наши вопросы, связанные с финансированием, безусловно, упираются в нехватку ресурсов. Как быть? Печатного станка у нас нет.

Я говорил о том, что 380 миллиардов рублей налогов генерирует Республика Башкортостан, а наш консолидированный бюджет - 140 миллиардов. Сразу первый же вывод следует из этого – нам надо бороться, другого слова не найду, за то, чтобы эти ресурсы возвращались из Москвы к нам. Но мы сами должны организовать эти потоки, в том числе, через федеральную целевую программу, через субсидии, через субвенции, через индивидуальную работу с министрами.

Позавчера приезжал Председатель Правительства Российской Федерации Путин Владимир Владимирович, мы с ним обсудили довольно много проблем. Он подписал нам несколько значимых предложений, которые мы попросили его помочь решить. Там и денежные вопросы, и существенные вопросы, связанные с реконструкцией аэропорта «Уфа», связанные с возмещением крупным налогоплательщикам ресурсов с прошлыми периодами. Мы сегодня начинаем терять доходы в нашем бюджете, потому что часть крупнейших налогоплательщиков предъявляет к возмещению затраты, связанные с МОБ подготовкой, еще какие-то структуры. Речь идет о миллиардах рублей. Владимир Владимирович обещал помочь.

Кроме того, к нам приехало довольно много представителей Правительства Российской Федерации: министры, заместители министров, председатели комитетов, представители крупнейших агентств. И такая работа тоже началась. У нас хорошо сегодня идут и складываются отношения с министерством сельского хозяйства. Поэтому нам надо брать пример с успешных регионов, которые умеют привлекать федеральные ресурсы в свою экономику. Мы с этой задачей справляемся пока еще не очень активно.

Я, как руководитель региона, конечно, способствую тому, чтобы приезжали крупные люди к нам в регион. За последний год два раза был Президент, Председатель Правительства, министры приезжают. Надо уметь работать с ними. А то они приехали, мы их напоили чаем, кумысом, чак-чак вручили и все. А надо продолжать эти отношения в Москве. Это сложная задача.

Уважаемые друзья, уважаемые депутаты!

Неразрешимых задач нет. 2011 год показал, что мобилизовавшись, мы можем сделать многое. В режиме мобилизации работать тяжело. Нам надо, чтобы заработала система, чтобы такие результаты генерировались нашим экономическим базисом постоянно и без особого надрыва. В ближайшие годы, конечно, нам придется работать во многом и в ручном режиме, потому что достаточно много нерешенных задач.

Я еще раз хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за то, что вы проявляете мудрость, взвешенность в принятии так необходимых нам решений в части принятия законов, формирования правового пространства. Только наша совместная работа может давать значимые и зримые плоды.

Спасибо вам большое.


Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт



Назад в раздел