Обычный вид

Новости

03.02.2012 13:03:53

Рустэм Хамитов провел совещание по развитию системы среднего профессионального образования Башкортостана

3 февраля в Доме республики Президент Башкортостана Рустэм Хамитов провел совещание по вопросу о состоянии системы среднего профессионального образования республики. В ходе обсуждения рассмотрен ход реализации комплексной программы модернизации системы профессионального образования до 2015 года.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Уважаемые коллеги, мы начинаем совещание. Тема – о состоянии системы среднего профессионального образования в республике.

В советские времена такое образование практически было массовым. Дипломы техникумов были у трети населения страны. Сейчас для современной молодежи престижно иметь высшее образование. Причем зачастую совершенно не важно, где и как полученное и по какой специальности, лишь бы было высшее образование. По данным социологических опросов, сегодня более 85% россиян предпочитают, чтобы их дети имели высшее образование. В результате с 2005 года прием в средние специальные учебные заведения сократился почти на четверть.

При этом наша экономика по-прежнему остро нуждается в высококвалифицированных рабочих и специалистах среднего звена. В разных отраслях их доля сегодня составляет от 60 до 85% персонала, а в сфере услуг доходит до 90%. Причем роль этой группы специалистов для развития большинства отраслей будет с годами только расти. Для решения этой проблемы нужно, чтобы диплом колледжа сегодня вновь стал привлекательным и престижным. И, как говорится, одними красочными буклетами не обойтись.

В принципе учреждения республики имеют достаточно высокий потенциал. Пять из них победили в федеральных конкурсах инновационных программ в рамках национального проекта «Образование». В прошлом году такой конкурс был организован и на республиканском уровне. Из бюджета республики и со стороны работодателей на эти цели выделено почти 200 миллионов рублей – большая сумма. Поддержку получили два ссуза, а также семь профессиональных училищ и лицеев, обеспечивающих подготовку специалистов для машиностроительного и нефтехимического производств, а также энергетики, строительства и агропромышленного комплекса.

Как и по всей стране, мы принимаем меры по реформированию системы специального профессионального образования. В результате объединения техникумов с профучилищами и вузами созданы 15 многоуровневых учреждений. Внесены изменения в структуру приема в пользу технических специальностей. С этого года 21 федеральный ссуз, расположенный на нашей территории, передан республике. Это почти третья часть всех государственных учреждений – такого рода, которые имеются у нас. Процесс передачи идет непросто. Были проблемы, связанные с передачей имущества, утверждением новых уставов, изменением условий оплаты труда работников и другие. Если есть еще какие-то проблемы, вы мне сегодня об этом расскажете, мы постараемся совместно их обсудить, как выходить из этой ситуации.

В прошлом году мы утвердили комплексную программу модернизации системы профессионального образования в республике до 2015 года. Надо понять, что сделано за полгода в части ее реализации. В том числе по следующим направлениям.

Прогнозирование кадровых потребностей. Насколько сегодня реально учитываются перспективные планы развития отраслей, крупные инвестиционные проекты, создаваемые рабочие места, демографические показатели? Нам все важно – понимать, что происходит в этой части.

Второе: что делается в плане трудоустройства молодых специалистов? В прошлом году в центры занятости обращался каждый десятый выпускник колледжей и техникумов. В целом из пяти тысяч обратившихся в центры занятости почти половину составили выпускники техникумов и колледжей. И что предпринимается для изменения ситуации? Эта проблема очень острая, может быть, самая главная – трудоустройство молодых специалистов.

Следующее: структура подготовки кадров и учреждений профобразования. Как я уже говорил на встречах со студентами, у нас налицо порой двойное, а то и тройное дублирование. Например, в Кушнаренково есть техникум, есть училище аграрного профиля. Нужно ли это или они дополняют друг друга? В этих вопросах тоже надо разбираться. Понимаю, что однозначного ответа нет, но, с другой стороны, дублирование тоже для нас представляет определенную проблему, потому что все это связано с финансами, ресурсами, деньгами. Нужно продумать вопрос дальнейшей оптимизации сети учреждений. Конечно, обязательно с учетом предложений отраслевых министерств и ведомств, администраций муниципальных образований. Резать по живому нельзя ни в коем случае, но оптимизация должна идти. Один из вариантов оптимизации всей системы профобразования – формирование в республике отраслевых образовательных кластеров. Это сравнительно новое явление, нужно обсуждать и такие форматы действий.

Четвертый вопрос – взаимодействие с работодателями. Сегодня из 75 ссузов только 45, в основном, технического профиля, взаимодействуют с крупными компаниями-работодателями. Зачастую формально, в основном, на бумаге. Доля реальной помощи, оказываемой работодателями, пока ничтожно мала. Эта помощь не превышает и 5% внебюджетных поступлений. Мы не видим пока особо активного их участия и в учебном процессе. Если в итоговой аттестации выпускников они еще участвуют и базы для практики предоставляют, то в обеспечении молодых специалистов работой, пакетом социальных гарантий, к сожалению, положительных примеров не так много.

Безусловно, говоря о поддержке учреждений СПО, нужно понимать, что и сами ссузы должны доказывать свою профессиональную состоятельность: разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы, омолаживать педагогический состав, повышать его научно-профессиональный уровень. И здесь есть над чем работать. По доле молодых преподавателей в ссузах наша республика находится на 47 месте в стране и на восьмом – в Приволжском округе. Сегодня мы должны обсудить все эти вопросы.

Конечно, система образования всегда по-хорошему, скажем так, консервативна. Но нужно признать, что наша система профессионального образования сегодня не то что слишком консервативна, она «законсервирована» с советских времен. Как будто не было двадцати последних лет рыночных реформ. Я, может быть, обостряю немного ситуацию, вполне понимая, что где-то это не так. Тем самым приглашаю вас к разговору, открытому, честному разговору. Мы должны разобраться, что нужно менять, как нужно действовать. Мы должны посмотреть, каким образом высшая школа будет взаимодействовать с такого рода образовательными учреждениями – с колледжами и техникумами. И мы вчера с председателем Союза ректоров республики, ректором УГАТУ обсуждали эту тему. УГАТУ готов не только взаимодействовать, но и взять в свой состав несколько профильных техникумов. И эту проблему, конечно, тоже надо обсудить.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт



Назад в раздел