Обычный вид

Новости

25.11.2011 16:37:14

В Башкортостан прибыл главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко

25 ноября в Башкортостан прибыл главный санитарный врач России Геннадий Онищенко для участия в работе выездного Совета Республики по вопросам развития системы здравоохранения в селе Малояз Салаватского района.

В ходе рабочей поездки в Салаватский район Президент Башкортостана Рустэм Хамитов посетил в селе Малояз центральную районную больницу.

В медицинском учреждении завершился капитальный ремонт лечебного и хозяйственного корпусов, здания котельной на общую сумму 90 млн. рублей, еще 30 млн. рублей затрачено на покупку и установку современного оборудования.

Рустэм Хамитов осмотрел детское и реанимационное отделения больницы, операционные залы, пообщался с медицинским персоналом и пациентами клиники.

Главный врач больницы рассказал, что в 2011 году здесь улучшилось качество диагностики и лечения пациентов, возведена новая котельная, которая готовится к вводу в эксплуатацию, прошли профессиональную подготовку два врача-реаниматолога. Президенту Башкортостана продемонстрировали новое оборудование - видеоларингоскоп и аппарат для интраоперационной реинфузии крови. На экране монитора врачи показали ход одной из выполняемых в больнице эндоскопических операций.

"То, что произошло в больнице за последний год - это большой шаг вперед, - сказал Рустэм Хамитов. - Сейчас здесь работа поставлена на высокий уровень, и это общая заслуга республики и района".

Президент Башкортостана поинтересовался, как в Салаватском районе решаются вопросы обеспечения жильем молодых специалистов. Как выяснилось, девять врачей местной ЦРБ получили сертификаты на приобретение или строительство жилья на сумму 600 тысяч рублей. Рустэм Хамитов отметил, что со следующего года республика будет выделять молодым специалистам в сельской местности в качестве "подъемных" по 100 тысяч рублей, плюс к этому заработает аналогичная федеральная программа.

Затем Рустэм Хамитов и Геннадий Онищенко осмотрели выставку медицинских учреждений Салаватского, Белокатайского, Мечетлинского, Дуванского районов, а также провели в селе Малояз заседание выездного Совета республики по вопросам развития системы здравоохранения.

В этом году выездное заседание Совета прошло на северо-востоке республики – в Дуванском, Белокатайском, Кигинском, Мечетлинском и Салаватском районах. В нем приняли участие главы администраций городов и районов, руководители лечебно-профилактических учреждений, ведущие специалисты здравоохранения республики. Участники форума обсудили вопросы модернизации и информатизации здравоохранения, кадрового обеспечения, повышения доступности и улучшения качества предоставляемой населению медицинской помощи, укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня здесь, в Малоязе, мы проводим очередное заседание Совета Республики Башкортостан по вопросам развития системы здравоохранения. У нас присутствуют очень высокие гости, и я хочу представить вам Руководителя Роспотребнадзора, Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Геннадия Григорьевича Онищенко. Геннадий Григорьевич хорошо знает республику, хорошо знает наших специалистов и на протяжении нескольких лет постоянно бывает у нас.

Кроме того, у нас присутствует и принимает участие в заседании начальник Управления модернизации системы обязательного медицинского страхования Федерального фонда обязательного медстрахования России Ольга Владимировна Царева.

Участие наших гостей в работе Совета, конечно,– это большая честь. Ну, и конечно, рядом со мной Азамат Фаттахович Илимбетов, Премьер-министр нашего Правительства и Фидус Аглямович Ямалтдинов, вице-премьер.

В этом году республика начала, как и вся Россия, фактически новый этап в развитии своего здравоохранения. Направлены огромные ресурсы в модернизацию всей системы здравоохранения Республики Башкортостан. В рамках программы модернизации в эту отрасль будет вложено 15,5 миллиарда рублей. Это даст фактически новое качественное состояние здравоохранения, это коренным образом изменит ситуацию. Значительные средства будут направлены на укрепление материально-технической базы отрасли, информатизацию учреждений здравоохранения и внедрение современных стандартов медицинской помощи.

В целом за последние три года финансирование отрасли увеличилось на четверть. Только в этом году на цели здравоохранения в республике направлено 32 миллиарда рублей. В следующем году запланирован рост еще на 8%. С 2010 года в отрасли построены и реконструированы 29 учреждений здравоохранения. Среди них такие крупные объекты, как вторая очередь нового больничного комплекса Республиканской психиатрической больницы, хирургические корпуса Республиканского онкологического и Республиканского противотуберкулезного диспансера. Продолжается строительство акушерского корпуса Республиканской клинической больницы имени Куватова. Через два года мы получим современный, даже суперсовременный центр позитронно-эмиссионной томографии с лабораторией, оснащенной циклотроном, тремя сканерами и отделением радиотерапии. Это позволит ежегодно обследовать до трех тысяч граждан. Выявлять онкологические и сердечнососудистые заболевания на ранних стадиях. Этот центр будет оснащен самым наисовременнейшим оборудованием. Все, что есть лучшее в мире на данный момент, все будет в этом центре.

Такая большая работа дает свои результаты. У нас существенно снизилась общая и младенческая смертность населения, смертность граждан трудоспособного возраста от сердечнососудистых заболеваний, от дорожно-транспортных происшествий. Ожидаемая продолжительность жизни граждан в республике достигла 69 лет. Но эту цифру, безусловно, надо повышать. Надо догнать японцев, у которых 80 лет с лишним средняя продолжительность жизни. Такой ориентир для нас. Эта цифра и сегодня выше, чем в России, мы стабильно входим в число 25 регионов страны с наиболее благополучными демографическими показателями.

Я остановлюсь на некоторых ключевых, на мой взгляд, проблемах, которые сегодня нужно всесторонне обсудить.

Первое. Республика традиционно имеет неплохие демографические показатели. За последние 10 лет число родившихся возросло почти на 30%. Мы остаемся в тройке лидеров в Приволжском Федеральном округе по коэффициенту естественного прироста населения. Тем не менее, в этом году эти позиции несколько ухудшились. За девять месяцев рождаемость снизилась на 2%. Это связано и с демографической ямой, в сторону которой мы идем. И от этого никуда не денешься. Незначительно увеличилась смертность (на 0,7%) . Среди основных причин смерти, по-прежнему, лидирующими остаются болезни системы кровообращения (50%), новообразования, несчастные случаи, травмы, очень много людей погибает в дорожно-транспортных происшествиях, в других чрезвычайных ситуациях.

Второй главный вопрос – это кадровая проблема. В республике, по-прежнему, не хватает врачей, в особенности, на селе. И острота этой проблемы нарастает с каждым годом. Сегодня у нас дефицит – почти десять тысяч врачей. Это уже на 15% больше, чем в прошлом году. На селе требуется 1300 специалистов. Нужны молодые кадры, которые могли бы продвигать все, что мы сегодня в материальном плане закладываем в наши больницы. Не хватает врачей функциональной и ультразвуковой диагностики, анестезиологов-реаниматологов, акушеров-гинекологов, хирургов, педиатров и даже терапевтов.

И вопрос заработной платы. Внутри республики мы имеем значительную дифференциацию территорий по уровню заработной платы. От 10 тысяч рублей в Дуванском, Кугарчинском Балтачевском районах – до 15 с половиной тысяч рублей в Уфе, Нефтекамске и Салаватском районе.

Мы работаем по выправлению ситуации. Есть уже хорошие подвижки, но, тем не менее, работа в этой части предстоит большая.

Кроме того, будем участвовать в проекте «Земский доктор», который нацелен на закрепление медицинских кадров на селе. В этом году нами подписан документ о выделении с 1 января 2012 года по 100 тысяч рублей специалистам, которые поедут работать в сельскую местность. Будут еще федеральные ресурсы около 1 миллиона рублей каждому специалисту, который будет работать в сельской местности.

Третий вопрос – обеспечение лекарствами. Это особенно важно для сельской местности, где каждый четвертый житель достиг пожилого возраста. За последние 3 года потребность в льготном лекарственном обеспечении всех категорий населения в республике выросла на 6%. Рынок лекарственный большой. Вот Фидус Аглямович (Ямалтдинов, заместитель Премьер-министра Правительства РБ) только что называл цифру - порядка 15 миллиардов составляет рынок лекарственных средств в Республике Башкортостан.

Нам надо думать над развитием фармакологической промышленности. У нас есть хорошие базовые предприятия, на основе которых мы могли бы наращивать выпуск лекарственных препаратов собственного производства.

В соответствии с действующим законодательством у нас разрешена розничная торговля лекарственными средствами в фельдшерско-акушерских пунктах, центрах общей врачебной практики, амбулаториях. В то же время процесс выдачи лицензий на осуществление фармацевтической деятельности этим учреждениям до сих пор не завершен. Это очень плохо. Нужно быстро пройти эту бумажную часть работы, чтобы ФАПы могли такого рода деятельность выполнять. Многие районы подошли к этой работе хорошо. Чишминский, Аургазинский районы получили эти лицензии еще в феврале текущего года. А, например, Белокатайский, Ермекеевский, Илишевский – еще даже не начинали эту работу. Главы районов здесь и вас попрошу более внимательно отнестись к решению этих задач.

Есть проблемы с качеством лекарственных средств. Мы должны поставить надежный заслон проникновению в республику некачественных препаратов. К сожалению, такая работа не всегда активно ведется.

Четвертый вопрос – развитие санаторно-курортной отрасли. Мы сегодня находимся в районе, который является центром такого рода деятельности не только в Башкортостане, но и в Российской Федерации в целом.

Ежегодно в санаториях республики отдыхают порядка 150 тысяч граждан. Их пропускная способность используется фактически на 100%. Проблема другая – доступность путевок. Нам надо работать над тем, чтобы для наших граждан путевки были более доступными. Люди наши не имеют возможности платить 25, 30, 50 тысяч рублей за путевку. Поэтому, мы, с одной стороны, начали проект социального туризма, который позволяет ветеранам существенно удешевлять путевки. С другой стороны, наполнять наши санатории. Сегодня только один из пяти нуждающихся в лечении может позволить себе такой отдых. 20 %, это немного.

Пятое. Важно обеспечить рациональное использование средств, выделяемых на развитие отрасли.

Нужно признать, что в укреплении материальной базы здравоохранения у нас есть проблемы. До сих пор в эксплуатации здания, находящиеся в аварийном состоянии. Требующие капитального ремонта. Не имеющие водоснабжения и канализации. Сегодня мы увидели замечательный пример того, как на северо-востоке республики центральные районные больницы преображаются. Современное оборудование, современные материалы, хорошие ремонты, хорошие палаты, но это еще далеко не везде и нам надо работать в этой части, прежде всего, над ремонтами фельдшерско-акушерских пунктов. Вы помните, когда приезжал Дмитрий Анатольевич Медведев, он меня спрашивал о том, как идет такая работа в сельской местности. У нас 40% населения живет на селе. Конечно, эту работу надо продолжать, наращивать ее и надо менять технику, - у нас 2/3 медицинской техники сегодня изношено. Надо работать над тем, чтобы эту ситуацию поправлять.

Сделаю акцент еще на одном важном и ответственном направлении работы. Вы знаете, что в соответствии с федеральным законодательством сейчас идет подготовка к передаче на республиканский уровень муниципальных полномочий по оказанию медицинской помощи. Это позволит не только поднять качество медицинской помощи населению, но и выровнять экономические показатели учреждений здравоохранения. В частности, объемы финансирования и заработную плату медперсонала. Так, сегодня города и районы очень сильно отличаются друг от друга по финансированию учреждений здравоохранения. Наиболее высокие расходы местного бюджета в расчете на одного жителя – в Стерлибашевском и Буздякском районах, самые низкие – в Дюртюлинском районе. Эту несбалансированность надо выправлять.

Я подписал указ о создании территориальных органов Минздрава республики. Со следующего года они начнут функционировать в Белорецке, Кумертау, Октябрьском, Стерлитамаке, Нефтекамске, Сибае, Бирске, Уфимском и Дуванском районах. За ними будут закреплены муниципальные районы и городские округа. Вы все это знаете и необходимо правильно организовать на территориях работу. Конечно, процесс идет, может быть, не очень гладко, - дело в том, что такого рода управления медициной, фактически впервые, организуются и в России, и в Республике Башкортостан. И не всегда такой переход поддерживается и главами муниципалитетов, - я вас понимаю. Наверное, и не хочется передавать в республиканскую собственность больницы, учреждения здравоохранения. Вы думаете, что это снизит влияние муниципалитетов на такого рода лечебные заведения. Но это только первый шаг, это опыт, вполне возможно, что будут поправки к этому законодательству и часть функций, уже существующим законодательством, мы можем передавать на муниципальный, городской уровень. В городе Уфе так и произошло. Мы сегодня готовим наш республиканский закон, который позволит осуществить обратную передачу. Если есть сильные, крепкие муниципалитеты, уверенные в своей работе, своих силах, - мы готовы рассмотреть такого рода изменения. Хотя, конечно, централизация, с одной стороны, это благо, с другой стороны, мы знаем к чему приводит сверхцентрализация. Начинают, в первую очередь, рассматривать свои вопросы, смотрят на то чтобы решить вопросы республиканского уровня. И муниципалитеты как бы уходят на «обочину интересов» республиканской власти. Вот этого категорически не должно быть. Я министру здравоохранения, лично под его ответственность, говорю при всех: если будет деформация в сторону республиканского центра, если будут ущемляться права муниципалитетов, - считайте, что мы идем разными дорогами. Мы сейчас говорим о том, чтобы власть приближать к муниципальному уровню, даже к уровню сельских поселений, говорим о том, чтобы «расщеплялись» налоги в пользу сельских поселений, муниципальных образований, а здесь мы занимаемся централизацией. Может быть, с точки зрений технологий это нужно, но с точки зрения здравого смысла никогда нельзя переступать эту границу и превращать в «это наше республиканское, ничего не знаем, будете делать, как мы скажем». Это неправильно. И не надо оставлять муниципалитетам права только на сантехников, дворников и ремонт крыш. Здесь вопрос очень тонкий и прошу его учесть.

Facebook Twitter Livejournal ВКонтакт



Назад в раздел