Обычный вид

Основная деятельность 

О реализации мероприятий по противодействию коррупции в Республике Башкортостан в 2015 году 

Реализация мероприятий по противодействию коррупции в Республике Башкортостан в 2015 году осуществлялась в рамках Комплексного плана действий по обеспечению правопорядка в Республике Башкортостан на 2015 год, утвержденного Главой республики с учетом положений Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы.

В республиканских органах исполнительной власти и местного самоуправления выстроена система органов профилактики и противодействия коррупции.

Во всех органах исполнительной власти республики образованы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, а в администрациях городов и районов, наряду с «конфликтными» комиссиями, работают антикоррупционные комиссии муниципальных образований. Антикоррупционная деятельность осуществляется на основе ежегодно принимаемых планов. Ответственность за организацию работы по противодействию коррупции закреплена лично за каждым руководителем органов власти всех уровней.

Кроме того, в указанных органах определены подразделения (должностные лица) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В целом по республике их численность составляет 890 человек - 147 в органах государственной власти и 743 в муниципалитетах.

На официальных сайтах республиканских органов власти и органов местного самоуправления имеются разделы, посвященные противодействию коррупции, где граждане могут ознакомиться с работой этих органов по противодействию коррупции, сообщить о фактах коррупционных проявлений.

Мониторинг общественного мнения выявил, что проводимая антикоррупционная работа привела к положительным сдвигам в сознании и отношении граждан к коррупционным проявлениям.

Только 12% респондентов уверены в повышении уровня коррупции, что почти вдвое меньше относительно данных 2013 года.

uroven.png

Основными причинами коррупции респонденты считают низкие заработные платы работников бюджетной сферы (44% опрошенных), недостаточно строгий контроль за действиями и доходами чиновников (36%), неадекватность наказания за факты коррупции (26%), возможность принятия единоличного решения (18%). Другими причинами называются низкий уровень правовой культуры населения, неразвитая экономика и несовершенство законодательства.

prichiny.png

Субъективный состав коррупционеров остается неизменным на протяжении последних лет. По прежнему возглавляют список сотрудники правоохранительных органов, лидерство которых в основном обеспечивается отношением респондентов к сотрудникам ГИБДД – более 50%.

Почти одинаковый коррупционный процент голосов опрашиваемые отдали медицинским работникам и преподавателям ВУЗов – 39 и 38% соответственно. Справедливости ради необходимо отметить, что по сравнению с 2013 годом эти показатели снизились на 8%.

В свою очередь сотрудники полиции, республиканские и муниципальные чиновники прочно удерживают свою нишу в коррупционных достижениях (по сравнению с прошлым периодом динамика составляет не более 2%)/

sostav.png

Активная работа по выявлению и пресечению коррупционных проявлений ведется прокуратурой республики, следственным управлением, Министерством внутренних дел по республике.

В рамках надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции вносятся протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, возбуждаются уголовные дела и направляются в суд иски и заявления.

За 2015 год судами рассмотрено 274 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 306 лиц.

На протяжении прошедшего года, в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве, велась работа по актуализации нормативной базы противодействия коррупции в Республике Башкортостан.

В частности, внесены изменения в законы о государственных должностях,
о государственной гражданской службе, о муниципальной службе, о местном самоуправлении, в части соблюдения лицами, замещающими государственные должности, государственными и муниципальными служащими, депутатами ограничений и запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции, а также в части установления обязанности сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей.

Во исполнение требований федеральных законов и указов Президента России в 2015 году принято 5 указов Главы республики, которыми внесены изменения в ранее действующие республиканские правовые нормы, регулирующие порядок представления сведений о доходах и имуществе госслужащих и лиц, замещающих госдолжности, порядок проверки достоверности и полноты этих сведений, о контроле за соответствием расходов должностных лиц их доходам, о запрете владения счетами в иностранных банках, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями.

В целях реализации положений Указа Президента России от 15 июля
2015 года № 364 принят Указ Главы республики от 9 октября 2015 года
№ УГ-249, которым образована Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в республике, утверждено положение о ней и ее состав.

Принимаются меры по повышению результативности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов власти Республики Башкортостан.

Для реализации возможности общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы этих актов и проектов актов организовано их размещение на официальных сайтах республиканских ведомств и администраций муниципальных образований.

За прошедший год органами государственной власти и местного самоуправления, совместно с органами прокуратуры, проведено более 18 тыс. экспертиз проектов нормативных правовых актов, по результатам которых выявлено и исключено 103 коррупциогенных фактора.

Органами прокуратуры исследовано 2149 нормативных правовых актов на предмет выявления коррупциогенных факторов. В органы государственной власти и местного самоуправления внесено 285 требований, принесено 1789 протестов, внесено 74 представления, в суд направлено 13 заявлений. По результатам рассмотрения из 1919 нормативных правовых актов коррупциогенные факторы исключены.

В 2015 году Управлением Минюста России по республике проведена антикоррупционная экспертиза более 2,5 тыс. республиканских и  муниципальных правовых актов, в 21 правовом акте выявлено 27 коррупциогенных факторов.

Наиболее типичными коррупциогенными факторами являются: наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права; отсутствие или неполнота административных процедур; широта дискреционных полномочий.

Институты гражданского общества и граждане имеют возможность проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

На сегодняшний день в Республике Башкортостан 15 физических лиц и 2 юридических лица аккредитованы на проведение независимой антикоррупционной экспертизы.

В целях обеспечения безусловного исполнения должностными лицами ведомств и муниципалитетов ограничений и запретов, установленных антикоррупционным законодательством, а также формирования негативного отношения к коррупционным проявлениям в обществе, проведен комплекс организационно-методических мероприятий включающий:

- проведение семинаров, круглых столов, лекций, инструктажей по вопросам антикоррупционной деятельности, ответственности за совершение коррупционных правонарушений, недопущению служащими поведения, которое может восприниматься окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки;

- организовано повышение квалификации по антикоррупционной тематике государственных и муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции (обучено 92 государственных и 32 муниципальных служащих).

Ежеквартально проводится  мониторинг хода реализации мероприятий по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

С выездом на места проведено изучение практики исполнения законодательства о противодействии коррупции, государственной гражданской и муниципальной службе в 8 государственных органах и 9 органах местного самоуправления.

Организовано систематическое проведение государственными органами республики и органами местного самоуправления оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации ими своих полномочий, и внесение уточнений в перечни должностей государственной (муниципальной) службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Осуществляется мониторинг коррупционных проявлений посредством анализа жалоб и обращений граждан и организаций, а также публикаций в средствах массовой информации, своевременное их рассмотрение и принятие мер по указанным фактам.

Особое внимание уделяется развитию такого «антикоррупционного инструмента» как контроль за доходами и расходами государственных и муниципальных служащих.

Общая численность  служащих, подающих сведения о доходах, составляет более 10 тысяч человек, из них работающих в органах государственной власти – 3957 и 6492 - в органах местного самоуправления.

По итогам «декларационной» кампании 2015 года проведено 209 проверок достоверности и полноты сведений.

В отношении 25 государственных и 123 муниципальных служащих установлены факты представления недостоверных или неполных сведений.

Указанные факты рассмотрены на заседаниях соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. 120 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Аналогичная работа проводилась и с кандидатами на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы. Проведено почти 400 проверок, выявлено 6 фактов представления недостоверных или неполных сведений, 3 претендентам отказано в замещении должностей.

За прошедший период инициировано осуществление контроля за расходами 10 служащих органов государственной власти и местного самоуправления.

В результате контрольных мероприятий в отношении 2 муниципальных служащих администраций муниципального района Стерлитамакский район и городского поселения город Туймазы установлены факты несоответствия осуществленных расходов их семейным доходам.

Кроме того, в 2015 году подразделениями и должностными лицами кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведены:

61 проверка соблюдения служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов (в 2014 году - 19 проверок);

55 проверок соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной  и муниципальной службы, ограничений при заключении ими после ухода со службы трудового или гражданско-правового договора.

В 2015 году к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 13 государственных и 245 муниципальных служащих (в 2014 году – 24 и 238 соответственно), в том числе   2 муниципальных служащих уволены в связи с утратой доверия за непредставление сведений о доходах.

Проведено 544 заседания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, основными вопросами являлись представление недостоверных или неполных сведений о доходах и имуществе, дача согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора, несоблюдения требований к служебному поведению или требований об урегулировании конфликта интересов       .

 На постоянной основе ведется работа по антикоррупционному просвещению.

Раскрытие информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется в установленном порядке на официальных сайтах в сети Интернет.

На страницах периодических печатных СМИ в 2015 году опубликовано свыше 1200 тематических материалов.

Тема борьбы с коррупцией включена в госзадание средств массовой информации, которые размещают материалы, способствующие воспитанию в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям, публикуют информацию о фактах получения взяток, использования служебного положения в корыстных целях, случаях раскрытия коррупционных схем.